Институт развития ребенка

Общественно-профессиональное обсуждение проекта Паспорта здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации

Уважаемые коллеги!

Приглашаем всех заинтересованных лиц к обсуждению и совместной работе над совершенствованием здоровьесберегающих практик в наших образовательных организациях, надеемся на активное участие в обсуждении и реализации здоровьесберегающей деятельности в образовании!

Основные теоретические положения

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. На годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма.

В последние годы во много раз увеличилось количество школ с углубленным изучением ряда предметов, да и в обычных школах появилось много новых предметов, увеличился объем информационных нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса.

Все это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности и отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся. Безусловно, ухудшение состояния здоровья школьников нельзя связывать только с негативным влиянием так называемых «школьных факторов». Необходимо учитывать и неблагоприятные социально-экономические условия жизни многих семей, и отрицательное влияние экологических факторов, и нарушения состояния здоровья, и сниженный адаптивный ресурс большинства детей, начинающих учиться в первом классе, и ряд других факторов. Все эти негативные влияния, за исключением «школьных факторов риска», изменить в ближайшее время и даже в ближайшие десятилетия невозможно.

Это определяет важность и значимость снижения (или полного исключения) влияния именно «школьных факторов риска».

В свете новой задачи, обозначенной в Указе Президента о национальных целях развития, – увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, включая опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни, – здоровьесберегающая деятельность в образовании приобретает особую актуальность. Для достижения этих амбициозных целей требуются инновационные подходы в модификации рисков развития хронических неинфекционных заболеваний, использование передового международного опыта, гибкое государственное регулирование и управление общественным здоровьем.

На сегодняшний день весьма актуальными является создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Школа должна выпускать не только культурного, высоконравственного, творческого человека, но прежде всего – здорового.

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» и «здоровьесберегающая деятельность» появились в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании терминов, примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи — сохранения и укрепления здоровья учащихся. Эти понятия объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся и представляют систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Цель современной образовательной организации — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни без ущерба здоровью.

Паспорт здоровьесберегающей деятельности в образовании — это форма организации здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, которая содержит данные об условиях нахождения и состоянии здоровья школьника.

Основа здоровьесберегающей деятельности в ряде образовательных организаций базируется на медицинском направлении охраны здоровья детей. К сожалению, профилактический потенциал педагогической деятельности в области здоровьесбережения используется не в полной мере.

Паспорт обеспечит единую систему включения взрослых и детей в совместную деятельность по здоровьесбережению.

Есть много вопросов, связанных с организацией системной работы по охране и укреплению здоровья в школе, муниципальном образовании, в регионе и т.п.

Первый – с чего начать? Конечно, необходимо начинать такую работу с анализа ситуации, который должен показать и самые острые проблемы (для кого-то – это отсутствие спортзала, для кого-то – домашние задания на 4-5 часов, для кого-то – постоянные стрессы учащихся на уроках одного из педагогов и многое-многое другое), и возможные пути их решения.

Следующий этап – выбор приоритетов в работе по сохранению и укреплению здоровья. Это очень важно, выбрать не то, что сегодня делают многие, а то, что в первую очередь необходимо вашей школе, вашим детям.

При выборе приоритетов важно помнить, что главным компонентом, определяющим здоровьесберегающий потенциал школы, является адекватность форм и методов обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей. Анализ того, как организован учебный процесс и как, в связи с этим организован учебный труд и отдых детей, необходим при любых формах обучения.

Выбор приоритетов необходим, но не менее важна планомерная и систематическая работа.

Данный Паспорт содержит основные направления системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Приглашаем вас принять участие в опросе по проекту Паспорта здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации. Надеемся на активное участие в обсуждении и реализации инициатив, направленных на охрану здоровья в образовательном процессе.

0

Сколько респондентов заполнили форму — Проголосовало

0

Респонденты из скольких регионов приняли участие в Голосовании

Благодарим за взаимодействие!

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.