Институт развития ребенка

Школьная медицина и гигиена

Учебные учреждения и здоровье детей: роль условий обучения

Проблема охраны здоровья детей и подростков является одной из важнейших проблем медицины. Состояние здоровья детского населения определяет перспективы формирования здорового во всех отношениях общества, формируется под влиянием различных факторов внешней и социальной среды и является интегральным показателем благополучия нации в целом.

Нормальное развитие детского организма идет при непрерывном взаимодействии с факторами среды обитания, среди которых немаловажную роль играют медико-биологические и социально-гигиенические условия. Создавая предпосылки развития здорового в физическом и умственном отношении организма необходимо учитывать постоянный рост и развитие детского и подросткового организма, а также возможность адекватной реализации заложенного потенциала.

Особого внимания заслуживает внешняя и социальная среда, окружающая ребенка. Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к размещению, планировке, набору помещений, организации учебно-воспитательного процесса, наличию соответствующей мебели и оборудования в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в значительной степени способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.

История гигиены детей и подростков

Вопросы гигиены воспитания были представлены еще в народной предупредительной медицине и находили свое практическое применение не только в семье, но и в учебных заведениях с момента появления на Руси школ, т.е. с конца X в. И хотя до середины XVIII в. учебные заведения России находились без врачебного наблюдения, в них все же проводились некоторые мероприятия, направленные на охрану здоровья детей.

Наиболее четко идея профилактической медицины, в частности вопросы гигиены детей, получают свое развитие в работах отечественных педиатров, так как педиатр не только лечил больных детей, но и был призван давать советы по уходу и воспитанию ребенка.

К середине XIX в. отечественным педиатром-акушером Степаном Фомичом Хотовицким (1796—1885) педиатрия была выделена из курса акушерства и гинекологии в самостоятельную науку. Он первый читал систематический курс по педиатрии в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. С.Ф. Хотовицким было положено начало развитию возрастной морфологии и физиологии. Он определил подход к гигиене детства как науки, исходящей в своих рекомендациях из морфофизиологических особенностей детского организма.

В 1944 г. в Академии педагогических наук РСФСР был создан НИИ школьной гигиены, реорганизованный в 1949 г. в Институт физического воспитания и школьной гигиены (первым директором его был Н.А. Семашко). В настоящее время он функционирует как ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

ВсемСанПросвет

Плакат на службе санитарного просвещения и гигиенического воспитания

Плакат стал одним из самых ярких мировых культурных событий 20 века. Он был и остается одним из самых массовых средств агитации, в их создании принимали участие виднейшие художники и поэты. 

Впоследствии плакат переходит во все сферы жизнедеятельности советского человека.

Санитарно-просветительский плакат был эффективным средством агитации и пропаганды здоровья населения в СССР. Огромное внимание уделялось охране здоровья детей.

В современных условиях, в связи с развитием информационных технологий содержание плакатов можно донести до широкого круга людей, особенно детей и подростков, которые большое количество времени проводят в интернете.

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Предупреждение рисков нарушения здоровья школьников» являются частью 1 серии. 

В методических материалах отражен комплекс факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков. Особое внимание уделено характеристике внутришкольных факторов, которые относятся к корректируемым или устранимым факторам. Именно на них и должно быть направлено наибольшее усилие работников системы образования.

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье- это состояние полного телесного, психического и социального благополучия». 

Поиски причин «школьных болезней» привели врачей к выводу о неудовлетворительной организации обучения. Плохое освещение в классе, плохой воздух в школе, неправильная форма и размер школьных столов, учебная перегрузка, большая суммарная нагрузка школьников; несоблюдение режима дня можно отнести к факторам риска здоровью школьников.

Детское население является наиболее уязвимой и чувствительной возрастной группой к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития очень чувствителен к влиянию любых внешних факторов. Окружающая среда и ее роль в развитии неблагоприятных последствий для здоровья различаются в зависимости от пола и возраста человека. Определяющую роль в изменении состояния здоровья детского населения играют три группы факторов: популяционный генотип; стиль жизни; состояние окружающей среды. Фактор школьной среды определяет 12,5 % заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, то есть его значение увеличивается почти в 2 раза. Это связано как с увеличением количества, так и с изменением соотношения факторов, воздействующих на детей. 

Методические материалы адресованы педагогическим работникам общего, профессионального и дополнительного образования, студентов, слушателей.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке:  https://elibrary.ru/item.asp?id=54232518 

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Направления здоровьесберегающей деятельности в школе» являются частью 2 серии. 

Сохранение здоровья детей школьного возраста является не только медицинской, но и педагогической проблемой. В методических материалах показаны основные виды и направления деятельности современных образовательных организаций по сохранению здоровья детей и подростков, их организационные основы. Раскрыты результаты исследования здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, дана их характеристика, раскрыты основные проблемы обеспечения ее эффективности.

Здоровье школьников является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. За последние два десятилетия произошли существенные изменения в состоянии здоровья детей и подростков. 

Важно отметить, что в регионах России проводится комплексная и системная работа по организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, применяя при оценке условий здоровьесбережения высокие требования. 

Методические материалы адресованы педагогическим работникам общего, профессионального и дополнительного образования, студентов, слушателей.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке:  https://elibrary.ru/item.asp?id=54232998

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Нормативы составления расписания для основного и среднего общего образования» являются частью 3 серии. 

В методических материалах рассмотрены принципы эффективной организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях при составлении расписания уроков для основного и среднего общего образования.

На состояние здоровья ребенка влияют условия воспитания и организация учебной деятельности. Мощным ресурсом в этом направлении является оптимально составленное расписание уроков. 

Каждое образовательное учреждение может самостоятельно выбирать систему организации обучения и продолжительность каникул. В данных методических материалах представлены рекомендации, разработанные на основе многолетних научных исследований. Рекомендации должны использоваться при составлении рационального расписания уроков и режима учебной деятельности в целом. Требования к расписанию одинаковы и должны соблюдаться всеми образовательными организациями. 

Материалы предназначены для педагогов, специалистов общеобразовательных организаций.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54233089

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Нормативы составления расписания для начального общего образования» являются частью 4 серии. 

В методических рекомендациях рассмотрены принципы эффективной организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях и рекомендации по составлению рационального расписания уроков для обучающихся начального общего образования.

Рациональная, с точки зрения школьной гигиены и возрастной физиологии, организация образовательной деятельности обучающихся начальной школы позволяет предотвратить негативное влияние учебной нагрузки на функциональное состояние организма детей, на их здоровье, сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся на протяжении всего учебного дня, а, значит, и повысить эффективность обучения. Мощным ресурсом в этом направлении является оптимально составленное расписание уроков.

В данном руководстве, помимо требований нормативных документов, приведены гигиенические рекомендации, разработаныt на основе многолетних научных исследований их учет важен для составления рационального расписания уроков и режима учебной деятельности в целом.

Оптимальный режим обучения обеспечивает высокий уровень работоспособности обучающихся на протяжении всего учебного года и способствует высоким результатам освоения образовательной программы.

Рекомендации предназначены для педагогов, специалистов общеобразовательных организаций.

 

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54285581

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных