Институт развития ребенка

Дошкольное образование

Методические материалы серии «Дошкольное образование»

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Внимательным родителям невнимательных детей (рекомендации для родителей)» являются частью 1 серии. 

Методические материалы подготовлены с использование результатов государственного задания № 073-00009-21- 02 от 02 июня 2021 г.

Методические материалы содержат сведения об управляющих функциях головного мозга, необходимых для успешного обучения и социальной адаптации младших школьников. В сборнике описываются ситуации, в которых дети задействуют управляющие функции, а также представлены некоторые способы их развития.

Функции контроля отвечают за управление нашим поведением в соответствии с выбранными целями. Мы используем их, когда, строим планы, работаем, сдерживаем свои эмоциональные реакции, переключаемся с одной задачи на другую. 

В методических материалах описаны управляющие функции, уровень развития которых, на наш взгляд, оказывает наибольшее влияние на ребенка с учебными и жизненными трудностями. 

Данные материалы будут полезны родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также педагогам.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54266614



Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Этапы развития речи детей 5-7 лет» являются частью 2 серии. 

Методические материалы подготовлены с использованием результатов государственного задания № 073-00009-21- 02 от 02 июня 2021 г.

Методические материалы содержат сведения об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста, описаны основные этапы развития речи у дошкольников. Представлены возможные занятия и игры, которые могут быть использованы на развивающих и коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста. 

Речевое развитие – ключевая, значимая и необходимая познавательная функция. Развитие речи в значительной степени определяет общее развитие ребенка, формирование всех когнитивных функций и является основой эмоционального, коммуникативного и социально-личностного развития.

Для эффективного развития речи необходима речевая среда, постоянное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, потребность в речевом взаимодействии. Только в этом случае формируется пассивная (восприятие и понимание) и активная (собственная устная и письменная) речь ребенка. Именно в дошкольном детстве быстро увеличивается словарный запас, возникают более сложные грамматические конструкции, все чаще дети начинают понимать значимость речевой коммуникации и установления социальных контактов.

Большое значение в развитии речи детей имеет правильная, образная, грамотная речь окружающих их взрослых – родителей, братьев и сестер, близких, а также педагогов и воспитателей. Ребенок не просто подражает речи взрослых, используя слова, копируя произношение, интонацию, реакцию на разные ситуации, а учится взаимодействовать, слушать и слышать, «переводить» слова в действия, деятельность, учиться понимать окружающий мир и себя.

К старшему дошкольному возрасту, при хорошей сформированности речи, ребенок проявляет активность в общении со взрослыми и сверстниками, у него достаточный словарный запас и образная речь; он умеет выражать свои мысли и чувства, потребности, последователен в описании явлений, ситуаций, способен выражать свое отношение к людям и событиям, анализировать и давать оценку ситуациям, умеет спрашивать и отвечать на вопросы. 

Могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций, специалистами, работающими с детьми данного возраста, а также будут полезны родителям.

 

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54253815




Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Современные дошкольники 3-4 лет» являются частью 3 серии. 

Методические материалы подготовлены с использованием результатов государственного задания № 073-00065-22-04 от 08 апреля 2022 г.

Методические материалы описывают «портрет» современных дошкольников 3-4 лет, который позволил выявить особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Это дало возможность сформулировать рекомендации для педагогов и родителей об игровых заданиях с младшими дошкольниками для их гармоничного развития.

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – один из значимых периодов для социально-коммуникативного, когнитивного и физического развития детей. Это переход из младенчества в детство, когда становятся явными индивидуальные особенности и темпы развития. Научные исследования роста и развития детей на ранних этапах дошкольного детства убедительно доказали, что условия жизни, окружающая ребенка среда и опыт разных видов деятельности определяют когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребенка.

Данные материалы будут полезны родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также педагогам.

 

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54266639





Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Занятия и игры по развитию речи дошкольников» являются частью 4 серии. 

Методические материалы подготовлены с использованием результатов государственного задания № 073-00009-21- 02 от 02 июня 2021 г.

В методических материалах представлены возможные занятия и игры по развитию речи, которые могут быть использованы на развивающих и коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста. 

Материалы, представленные в сборнике, направлены на формирование связной речи как средства общения, познавательного развития и речевого творчества детей.

В развитии речи ребёнка большое значение имеет речь окружающих его взрослых людей. Речь родных и сотрудников детского сада должна быть чёткой, правильной, выразительной. Как правило, в дошкольных группах находятся дети с разным уровнем речевого развития, а порой и дети с выраженными трудностями. Это затрудняет не только работу по речевому развитию, но и осложняет коммуникацию дошкольников с воспитателем и между собой. Важную роль в работе по формированию речи имеет совместная работа воспитателя, логопеда и родителей

Методические материалы быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций, специалистами, работающими с детьми данного возраста, а также будут полезны родителям.

 

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54266902



Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Игровые технологии развития ловкости у дошкольников» являются частью 5 серии. 

В методических материалах представлена важность игровых технологий в развитии ловкости дошкольников. Для практического использования представлены подвижные игры четырех групп, а также «смешанные» подвижные игры. 

Ловкость рассматривается как сложное психофизическое качество, позволяющее решать любую двигательную задачу. Перенос двигательного опыта в игру и самостоятельную двигательную деятельность — наиболее характерное ее проявление. Основой воспитания ловкости у детей является создание осознанного представления о движении, его пространственно-временных особенностях, технике выполнения. Также необходимо «отыгрывать» навык в различных условиях, что способствует развитию сенсорных коррекций и улучшению тренированности мышц, выполняющих движение. Такие возможности представляются при использовании подвижных игр, отвечающих необходимым требованиям и организованных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Технология игр заключается в следующем алгоритме действий: 1) выбор и планирование подвижной игры; 2) организация детей на игру; 3) оценка действий детей в игре; 4) окончание игры и оценка поведение дошкольника в игре.

 Специалисты установили, что поведение. дошкольника во многом зависит от имеющихся двигательных навыков в существующей игре и от сложившегося поведения в новой игре. У дошкольников ловкость является высшим показателем сформированности двигательного навыка и рассматривается с ним в диалектическом единстве. Способность предвидеть последствия своих действий является особой формой двигательной моторики. Оно составляет основу особой формы мышления – свойства предсказания намерений мышления и намерений собственных действий.

Данные материалы будут полезны родителям детей дошкольного школьного возраста, а также педагогам дошкольных образовательных организаций.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54233309



Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Воспитание дошкольников: практические советы» являются частью 6 серии. 

Методические материалы включают практические советы родителям по вовлеченности отцов в воспитание детей раннего и дошкольного возраста, рекомендации по гендерному воспитанию в семье, воспитанию здорового образа жизни у дошкольников и их эмоциональному развитию.

В последнее десятилетие наметилась тенденция все большего участия отцов в воспитании детей раннего возраста. Исследования подтверждают, что участие отцов в воспитании детей положительно влияет на семейные отношения и укрепляет партнерские отношения между родителями. Отец помогает сформировать у ребенка здоровую самооценку, подталкивая его к самостоятельности, поощряя достижения и помогая справиться с трудностями. Активное отцовство способствует уменьшению неравенства гендерных ролей в семье и способствует созданию равноправной и благоприятной среды для детей. Отец может быть образцом для подражания для ребенка, помогая ему развить уверенность в себе и своих силах.

Гендерное образование – это процесс формирования у детей представлений о роли мужчины и женщины в семье и обществе в целом. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, где общие цели у мальчиков и девочек одинаковы, но личностные качества разные. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, который «присваивается» еще до его рождения, и изменить его невозможно. Детям с еще не сформированным представлением о разнополости трудно понять поведение людей разного пола. Выбор ребенком игрушек демонстрирует, как пол повлияет на его развитие.

Здоровье – это многомерная характеристика благополучия человека. Оно зависит от гармоничного функционирования физической, психической, духовной и социальной сфер. Основными составляющими здорового образа жизни являются отсутствие вредных привычек, двигательная активность, рациональное питание и образ жизни, психофизиологическая регуляция и закаливание. В рекомендациях предложено несколько простых советов по позициям здорового образа жизни, значимым для развития детей. 

Эмоциональное воспитание в семье включает в себя такие задачи, как: научить ребенка распознавать эмоции, как свои, так и чужие; учить показывать свои эмоциональные переживания: рассказывать о чувствах, внутренних переживаниях; научить ребенка осознавать свои потребности и понимать других людей; прививать ребенку навыки культурного общения. Предлагаем 5 необходимых родительских действий по эмоциональному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста в. семья в случае сложного эмоционального события: 1. понять эмоцию ребенка; 2. Относитесь к эмоциям как к возможности для общения и обучения; 3. сочувственно выслушать ребенка и подтвердить справедливость его чувств; 4. помочь ребенку правильно назвать свои эмоции; 5. отметить пределы опыта, помогая решить проблему.

Данные материалы будут полезны родителям детей дошкольного школьного возраста, а также педагогам дошкольных образовательных организаций.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54233324

Методические рекомендации
по проекту: «Разработка и совершенствование современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных образовательных организаций», проводимому в рамках комплекса процессных мероприятий «Современные механизмы и технологии дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных