Институт развития ребенка

Программа развития ФГБНУ «ИРЗАР» на период 2024 — 2028 гг.

Основная миссия Института – проведение междисциплинарных исследований процессов развития, здоровья, адаптации детей и подростков.

Основания
для разработки Программы развития
  • Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждена.
  • Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  • Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена Указа Президента Российской Федерации от 17.05.2023. № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года».
  • Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (в которой отражены Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года).
  • Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 (ред. от 29.11.2023) «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (вместе с «Правилами проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», «Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования»).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
  • План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
  • Концепция технологического развития на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 № 1315-р.
  • План мероприятий по реализации Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2023 № 3233-р.
  • Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 — 2030 годы), утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3684-р.
Цель
Программы развития
Сохранение, укрепление и развитие лидерских позиций Института в области научных исследований процессов развития, здоровья, адаптации детей и подростков.
Задачи
по достижению цели Программы развития
  1. Стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в сфере комплексного развития, здоровьесбережения и адаптации ребенка, научно-методического сопровождения системы дошкольного и общего образования.
  2. Создание условий для достижения целей фундаментальных и прикладных научных исследований института, а также научно-методического сопровождения системы дошкольного и общего образования, как в рамках государственного задания, так и иных форм заказа.
  3. Создание современной высокотехнологичной среды для осуществления перспективных исследований в сфере комплексного развития, здоровьесбережения и адаптации ребенка, научно-методического сопровождения системы дошкольного и общего образования.
  4. Совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в области физиологии, психологии, педагогики.
  5. Расширение возможностей научного и профессионального партнерства.
  6. Внедрение электронного планирования, организации и контроля рабочего времени научных работников
Мероприятия
по реализации Программы развития учреждения
В научной деятельности:
  • укрупнение тем государственного задания, выполняемого Институтом, на основе взаимодействия научных подразделений учреждения;
  • сохранение достижений научных школ и развитие их идей новыми поколениями исследователей;
  • защита научными сотрудниками института кандидатских и докторских диссертаций;
  • обеспечение работы и развитие журнала «Новые исследования»;
  • организация и проведение научных конференций с международным участием; создание постоянно действующих междисциплинарных научных семинаров в онлайн-формате;
  • актуализация практики экспертной деятельности;
  • популяризация научно-исследовательской деятельности института научными сотрудниками института в мероприятиях международного, федерального, регионального уровней;
  • активизация работы с зарубежными и отечественными партнерами по проведению совместных научных исследований и написанию совместных научных статей и монографий;
  • развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в области физиологии, психологии, педагогики;
  • создание организационных и технических условий для реализации долгосрочных научных проектов;
  • стимулирование публикационной и научно-просветительской активности научных работников института.
В развитии кадрового потенциала:
  • привлечение научных сотрудников за счет выпускников аспирантуры;
  • снижение среднего возраста научных сотрудников, создание условий для работы молодых ученых до 39 лет;
  • повышение компьютерной функциональной грамотности научных сотрудников лабораторий в условиях цифровой трансформации института;
  • оптимизация нагрузки научных сотрудников лабораторий с целью создания условий для подготовки диссертаций;
  • создание и организация деятельности сообщества молодых ученых института;
  • привлечение к научно-исследовательской и преподавательской деятельности ведущих отечественных и зарубежных ученых;
  • реализация совместных научных международных проектов;
  • внедрение практики организационного и корпоративного коучинга.
Перспективы
научных исследований
  1. Формирование системной мозговой организации когнитивной деятельности и поведения в онтогенезе человека
  2. Психологические и нейрофизиологические факторы (предикторы) успешности учебной деятельности.
  3. Создание батареи страндартизированных национальных инструментов для оценки индивидуальных особенностей управляющих функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  4. Исследование возрастной динамики развития систем организма детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом двигательной активности.
  5. Физиолого-гигиенические основы здоровьесберегающей организации обучения детей и подростков на разных уровнях образования.
  6. Междисциплинарные исследования по выявлению факторов риска развития наиболее распространенных заболеваний у обучающихся на разных уровнях образования.
  7. Физиологические основы новых средств, форм, методик и технологий физического воспитания детей и подростков (или Инновационные и современные подходы к организации занятий физической культурой).
  8. Комплексная медико-социо-психолого-педагогическая реабилитация детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях.
  9. Конструирование единого образовательного пространства дошкольного образования (содержание и технологии дошкольного образования)
  • Вариативность и научная обоснованность маршрутов развития ДОО, механизмов и инструментов их реализации, оценки качества и эффективности.
  • Просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста как поддержка института осознанного и ответственного родительства
  • Экология детской субкультуры как специфического пространства детского развития.
  • Безопасность, доступность развивающей образовательной среды ДОО, в том числе цифровой.
  • Модель непрерывного качественного педагогического и психолого-педагогического образования, профессионального развития педагогических и руководящих работников ДО.
Результаты
Основные ожидаемые результаты реализации Программы развития
  1. Повышение эффективности стратегического планирования и проведения фундаментальных и прикладных исследований в сфере комплексного развития, здоровьесбережения и адаптации ребенка, научно-методического сопровождения системы дошкольного и общего образования.
  2. Совершенствование условий достижения целей фундаментальных и прикладных научных исследований института, а также научно-методического сопровождения системы дошкольного и общего образования, как в рамках государственного задания, так и иных форм заказа.
  3. Сформированность современной высокотехнологичной среды для осуществления перспективных исследований в сфере комплексного развития, здоровьесбережения и адаптации ребенка, научно-методического сопровождения системы дошкольного и общего образования.
  4. Повышение результативности и эффективности системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в области физиологии, психологии, педагогики.
  5. Построение сети стратегических партнеров.
  6. Применение электронного планирования, организации и контроля рабочего времени научных работников.
Целевые показатели
(индикаторы) реализации Программы развития ФГБНУ «ИРЗАР»
  • Выполнение фундаментальных / прикладных проблемно-ориентированных научных исследований (базовое финансирование).
  • Количество опубликованных статей в Sсopus и Web of Science.
  • Количество публикаций в РИНЦ (монографии, статьи, тезисы) (факт / план в рамках ГЗ).
  • Количество программ высшего образования (аспирантура).
  • Численность аспирантов.
  • Количество программ дополнительного профессионального образования.
  • Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей ФГБНУ «ИРЗАР».
  • Количество подготовленных кандидатских и докторских диссертаций на базе ФГБНУ «ИРЗАР».
  • Просветительская работа (телевидение, радио, интернет).
  • Финансовое обеспечение Программы развития ФГБНУ «ИРЗАР».
Разработчики
Административно-управленческий персонал, заведующие лабораториями, ведущие ученые и эксперты.
Сроки реализации

С апреля 2024 года по декабрь 2028 года.

Этапы реализации
Подготовительный, реализации, обобщающий.
I этап, подготовительный
апрель – декабрь 2024
Подготовка локальных актов.
II этап, реализация
январь 2025 – декабрь 2027
  • Основные мероприятия.
  • Реализация научных проектов.
III этап, обобщающий
январь – декабрь 2028
Рефлексивный анализ и принятие управленческих решений по перспективе развития организации.
Источники
финансирования
Бюджетные средства в рамках государственного задания; средства за счет приносящей доход деятельности.
Управление
Программой развития
  • Ведение мониторинга по реализации Программы развития.
  • Анализ и рефлексия преобразовательной деятельности.
  • Принятие управленческих решений по конкретизации, коррекции, дополнению Программы развития учреждения.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных