...

Институт развития ребенка

Чек-лист для наблюдения за поведением ребенка

Чек-лист для наблюдения за поведением ребенка

Пояснительная записка к чек-листу для наблюдения за поведением ребенка

Индивидуальный подход к обучению и развитию детей требует особого внимания к оценке их когнитивных и поведенческих способностей и возможностей, которые в свою очередь будут влиять на выбор образовательных и воспитательных стратегий.

Данный чек-лист был разработан для оценки симптоматики, позволяющей сделать вывод о наличии или отсутствии трудностей в развитии отдельных компонентов высших психических функций, которые могут значимо влиять на успешность обучения.

Структура чек-листа: данный чек-лист позволяет проанализировать сформированность 7 компонентов высших психических функций путем оценки частоты встречаемости 10 симптомов для каждого из указанных компонентов:

1) функции программирования, избирательной регуляции и контроля,
2) функции серийной организации движений и действий,
3) функции переработки кинестетической информации,
4) функции переработки слуховой информации,
5) функции переработки зрительной информации,
6) функции переработки зрительно-пространственной информации,
7) функции энергетического обеспечения деятельности.

Контингент пользователей: педагоги (учителя, воспитатели и др.) и специалисты сопровождения (психологи, дефектологи, логопеды, нейропсихологии и пр.).

Длительность наблюдения: в целом, большая часть симптомов может быть оценена в течение непродолжительного взаимодействия с ребенком (около 40-60 минут) и обязательного анализа продуктов его деятельности (рисунков, учебных работ), однако, чтобы сделать вывод о повторяемости описанной симптоматики стоит продолжить включенное наблюдение более длительное время (около недели) и/или использовать дополнительное анкетирование родителей или педагогов ребенка.

Процедура заполнения чек-листа: напротив каждого симптома указывается частота его встречаемости – «нет» (описанный симптом не наблюдался в течение всего периода наблюдения), «редко» (1 раз в процессе короткого наблюдения или единичные случаи в дни наблюдений), «часто» (несколько раз в течение короткого наблюдения или повторяющиеся и множественные случаи в течение длительного наблюдения)

Процедура оценки: каждому ответу присваивается определенный балл («нет» - 0 баллов, «редко» - 1 балл, «часто» - 2 балла), далее эти баллы суммируются отдельно для каждого из 7 компонентов. Вывод о наличии трудностей и степени их выраженности осуществляется по следующему ключу

→ 1- 4 балла - достаточный уровень развития
5-8 баллов – незначительные трудности
→ 9-13 баллов - умеренные трудности
→ 14-20 баллов - выраженные трудности

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.