В выпуске № 1/2025 год научно-практического рецензируемого журнала «Вестник Мининского университета» опубликована статья «Российская модель госпитальных школ». Статья посвящена раскрытию термина «госпитальная педагогика» и описанию современной реальности в вопросах обучения детей, нуждающихся в длительном лечении.
Автор статьи, Долуев Иван Юрьевич, заведующий лабораторией госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР» и заместитель руководителя проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», провел анализ научных источников и практического опыта реализации образовательно-реабилитационной среды обучения и воспитания в рамках деятельности проекта «УчимЗнаем», реализуемого при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Он также изучил развитие системы сетевого взаимодействия 67 госпитальных школ субъектов Российской Федерации и ближнего зарубежья.
В статье определены подходы к пониманию термина «госпитальная педагогика», представлена модель и структура госпитальной школы и обобщены результаты деятельности проекта «УчимЗнаем». Выделены шесть ключевых компонентов структурной модели госпитальной школы: формирующий, целевой, методологический, содержательный, методико-технологический и управленческий. Каждый из этих которых направлен на обеспечение равного доступа к образованию, учет индивидуальных потребностей детей, персонализацию обучения и психолого-педагогическую поддержку.
Как отмечает автор, результаты исследования свидетельствуют о том, что внедрение модели госпитальной школы способствует сохранению академического прогресса детей, находящихся на длительном лечении, и их социальной адаптации.
Иван Юрьевич подчеркивает: «Разработанная модель госпитальной школы позволяет обеспечить непрерывное образование и психолого-педагогическую поддержку ребенка и семьи в период длительного лечения, включая специально разработанную программу обучения, которая учитывает медицинские потребности и возможности детей».
Проведенное исследование позволило выявить сущностные характеристики и особенности современного этапа развития госпитальной педагогики, определить сущность данного понятия как системообразующей педагогической категории и разработать ключевые подходы конструирования модели госпитальных школ с учетом исторического наследия и разного формата инноваций взаимодействия при реализации модели.
Полный текст статьи доступен по ссылке.