Институт развития ребенка

Формирование психологической устойчивости личности обучающихся к негативным влияниям социальной среды

Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства является одним из основных национальных приоритетов России, где одним из существенных условий выступает обеспечение психологической безопасности детей и подростков.

В свете реализации Десятилетия детства[1], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года[2] и Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года[3], особенно четко выступает значимость вопросов помощи и поддержки детей, в том числе предупреждение рисков и угроз их психологической безопасности.

В связи с этим «реализация педагогических задач современного образования предполагает в то же время создание психолого-педагогических условий сохранения, укрепления здоровья, формирование достойной жизненной перспективы каждого обучающегося, что невозможно без наличия у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях, правилах грамотного взаимодействия с окружающими людьми, навыков действий в сложных жизненных ситуациях, позитивного мышления и принципов здорового образа жизни, соответствующих его индивидуальными возможностям и потребностям»[4].

Кроме того, формирование личностных качеств обучающихся является одной из приоритетных целей реализации федеральных государственных стандартов общего образования. Под личностными результатами в ФГОС понимается «гражданская ответственность и патриотизм, уважительное отношение к другому человеку, ответственное отношение к учению, коммуникативная компетентность, ценностное отношение к своему здоровью и безопасный образа жизни, осознание значения семьи, усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе, природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде)».[5]

В связи с этим психологическая устойчивость, жизнестойкость обучающихся является интегральным показателем, в котором отражаются результаты её обучения и воспитания, а также опыт взаимодействия с окружающей средой. Главными характеристиками психологической устойчивости личности являются возможность сохранения ею своих сущностных позитивных характеристик в различных жизненных обстоятельствах. Такими характеристиками для обучающихся являются: устойчивая самооценка, позитивное психоэмоциональное состояние, самоконтроль поведения и сохранность морально-этических принципов поведения в трудных ситуациях, результативность учебной деятельности[6].

Таким образом, процесс формирования психологической устойчивости личности обучающихся общеобразовательной организации (далее – ОО) в настоящее время является одним из объектов внимания психологов, педагогов, родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение формирования психологической устойчивости личности в общеобразовательных организациях

Психолого-педагогическое сопровождение формирования психологической устойчивости личности обучающихся в ОО, в том числе к негативным явлениям социальной среды, заключается в своевременной и качественной диагностике, адекватных коррекционных мерах, которые могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и внешкольной деятельности обучающихся.

Алгоритм реализации психолого-педагогического сопровождения развития психологической устойчивости личности обучающихся представлен следующими этапами:

  1. Информирование участников образовательных отношений о сущности, структуре психологической устойчивости личности, задачах по ее развитию, условиях и средствах развития.
  2. Анализ педагогами и родителями (законными представителями) возрастных особенностей психологической устойчивости личности.
  3. Выработка условий развития психологической устойчивости личности в ОО, семье.
  4. Разработка программ сопровождения развития психологической устойчивости личности обучающихся к негативным влияниям социальной среды.

Работу на всех этих этапах реализуют специалисты службы сопровождения.

Технология реализации формирующей стратегии представлена следующими этапами:

  1. Информирование участников образовательных отношений по вопросам развития психологической устойчивости личности.
  2. Изучение мнения о структуре и составляющих психологической устойчивости личности и ее компонентов, таких как:
    • когнитивный (глубокое понимание и принятие себя),
    • волевой (стабильность, стойкость, уравновешенность, соразмерность; сопротивляемость),
    • эмоциональный (равновесное состояние, гибкость и пластичность психических процессов, стабильность эмоционального тона),
    • поведенческий (умение саморегулировать и самоорганизовать свое поведение, способность сохранять все положительное в условиях изменяющегося мира, способность к личностному росту, умение разрешать внутриличностный конфликт),
    • коммуникативный (ориентация на конструктивное общение в повседневной жизни, благоприятные межличностные отношения).
  1. Изучение социального здоровья и развития психологической устойчивости личности у обучающихся.
  2. Проведение практических занятий по формированию интегративных компонентов психологической устойчивости в соответствии с возрастной моделью.
  3. Мониторинг развития психологической устойчивости у обучающихся. Анализ полученных результатов.

Психолого-педагогическое сопровождение формирования психологической устойчивости личности обучающихся  к негативным явлениям социальной среды в ОО могут осуществляться по следующим направлениям: информационно-просветительское, диагностическое, коррекционно-развивающее, консультационное, социально-обучающее.

Информационно-просветительское направление — одно из эффективных направлений в процессе формирования психологической устойчивости личности и предполагает повышение социально-психологической компетентности обучающихся и других участников образовательных отношений по вопросам сущности психологической устойчивости личности, ее компонентах, факторах и условиях формирования. Информационно-просветительская деятельность в рамках психолого-педагогического сопровождения может включать в себя серию мероприятий, способствующих расширению знаний в области психологии, развитию эффективной коммуникации, благоприятного психологического климата в ОО, снижению уровня тревожности у детей.

Диагностическое направление предполагает выявление исходного уровня развития компонентов психологической устойчивости на основе диагностики ее показателей с целью его повышения и коррекции, повторная его диагностика с целью фиксации изменений.

Для реализации диагностического блока психолого-педагогического сопровождения используются наблюдение, тестирование и анкетирование, включая методики, направленные на:

  • определение уровня школьной адаптации обучающихся с целью выявления школьной и социальной дезадаптации,
  • определение уровня личностной адаптации, самочувствия, активности и настроения обучающихся с целью выявления эмоциональной напряженности, неудовлетворительного поведения
  • определение особенностей психического состояния с целью определения уровня таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность,
  • определение уровня школьной мотивации обучающихся с целью выявления отношения детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию,
  • определение индекса групповой сплоченности с целью выявления степени интеграции группы, ее сплоченность в единое целое,
  • выявление степени удовлетворённости обучающихся различными сторонами жизни классного коллектива.

Коррекционно-развивающая деятельность в рамках психолого-педагогического сопровождения направлена развитие основных компонентов психологической устойчивости, повышение личностных ресурсов, социальной ответственности, активности с использованием различных методов и форм:

  • изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности обучающихся, на основе полученных данных определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;
  • наблюдение за поведением, общением участников образовательных отношений, установление интрагруппового статуса обучающихся «группы риска» в коллективе для последующей работы;
  • индивидуальную работу с педагогическими работниками, направленную на аккумуляцию усилий по коррекции поведения участников образовательных отношений;
  • тренинги по коррекции высокого уровня тревожности;
  • развитие стрессоустойчивости у участников образовательных отношений;
  • формирование навыков самоконтроля у участников образовательных отношений и др[7].

Консультационная деятельность – направление психолого-педагогической работы с участниками образовательных отношений, способствующая развитию их самопознания и позитивного отношения к себе, личностному росту, адаптации к сложившимся жизненным обстоятельствам, формированию ценностно-мотивационной сферы личности и системы взаимоотношений с окружающими, оказанию содействия в преодолении деструктивных форм поведения и принятии ненасильственных моделей взаимодействия[8].

В консультационной деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения формирования психологической устойчивости у обучающихся применяются такие формы работы, как индивидуальная и групповая. Групповое консультирование может способствовать изменению собственных утверждений, позиций, взглядов как в отношении самого себя, так и других участников образовательных отношений, оптимизации детско-родительских отношений.

Социально-обучающее направление предполагает обучение основам жизнестойкого поведения, навыкам конструктивного социального взаимодействия личности с окружающей действительностью и различным способам совладающего поведения.

В процессе формирования психологической устойчивости у обучающихся особую ценность представляют технологии активного социально-психологического обучения. При их использовании преобразованию подвергается ценностно-смысловая сфера личности и способы действий личности в социуме.

Личностно-ориентированные технологии социального обучения основаны на использовании интерактивных методов, направленных на активное взаимодействие и взаимообогащение членов группы.

Наибольшей популярностью среди интерактивных методов в процессе формирования жизненных навыков и психологической устойчивости являются тренинги, деловые игры, дискуссии в фокус-группах.

Целью работы в фокус-группах является осознание участниками вариативности подходов к решению проблемы, самодиагностика собственной позиции и развитие мотивации к переструктурированию ситуации. В ходе фокус-групповой дискуссии происходит осознание каждым участником собственного влияния на процесс развития жизненной стратегии.

Деловая игра предполагает имитацию, моделирование ситуации и на этой основе определение вариантов и способов решения проблемы. Деловая игра в рамках сопровождения развития психологической устойчивости у обучающихся обеспечивает выработку путей и способов решения жизненных ситуаций адекватными способами, которые принесут пользу.

Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Во время занятий у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Здесь предоставляется возможность активно пробовать различные стили поведения, усваивать новые умения и навыки при сопровождении специалистов.

Одним из методов развития психологической устойчивости личности в рамках субъектного подхода является проектирование и организация совместных социальных действий.

Цель социального проектирования заключатся в привлечении внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам общества и включение их в реальную практическую деятельность по разрешению проблем своими силами.

Социальный проект как метод развития психологической устойчивости у обучающихся имеет практическую ценность, предполагает самостоятельность проведения и возможность решения актуальных проблем, содействует проявлению способностей обучающихся при решении задач более широкого спектра, способствует налаживанию взаимодействия между обучающимися, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего труда.

Арт-технологии как нельзя лучше предназначены для организации взаимодействия с подростками группы риска, так как направлены на формирование поведенческих установок, адекватных различным ситуациям.

Технология развития творческих способностей способствует укреплению потенциала творческого мышления ребенка, предназначена для организации взаимодействия с детьми, в том числе с ОВЗ.

Таким образом, мероприятия психолого-педагогического сопровождения по формированию психологической устойчивости личности школьников ориентированы на оказание психолого-педагогической поддержки и помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развитие навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями, формирование навыков конструктивного взаимодействия (оказание социальной поддержки, выражение просьбы, отказа, реагирования на справедливую и несправедливую критику), формирование у обучающихся позитивной самооценки собственной личности, оптимизацию эмоционального климата в семье и школе.

Примерный алгоритм разработки профилактической программы в рамках психолого-педагогического сопровождения формирования психологической устойчивости личности в общеобразовательной организации

Профилактические мероприятия, проводимые в рамках психолого-педагогического сопровождения формирования психологической устойчивости к негативным явлениям социальной среды у обучающихся, предполагают в том числе разработку и реализацию профилактических программ (далее – Программа).

Разработка Программы – процесс во многом творческий, вместе с тем, в его основании лежит определенная технология, без понимания которой есть риск создать программу без пользы или с непредсказуемыми эффектами. В действительности эта технология лежит в основании любой проектной деятельности: в той же логике создаются научные труды, социальные проекты, бизнес-планы, технические проекты и т.д.[9]

При разработке Программы важно изучить опыт практик по профилактической работе, реализуемых в субъектах Российской Федерации, подготовить диагностический инструментарий для мониторинга развития обучающихся. В приложении 1 представлен реестр психолого-педагогических программ, рекомендуемых для организации и проведения профилактической работы в ОО. Все программы прошли экспертную оценку общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» и рекомендованы для реализации в ОО. В приложении 2 представлен примерный перечень психодиагностических методик по изучению сформированности психологической устойчивости к негативным влияниям у обучающихся ОО.

Проектирование программы начинается с системы комплекса нормативного основания. Комплекс нормативного основания любой разработки требует точного указания на соответствующий нормативный правовой документ.

Например, ниже представлен перечень нормативного правового основания профилактической программы экстренной и пролонгированной психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:[10]

Нормативно-правовое основание программы.

Программа составлена в соответствии с:

  1. Конвенцией ООН о правах ребенка в России;
  2. Национальной стратегии действий в интересах детей;
  3. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ;
  4. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
    № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  5. Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);
  6. СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  7. Федеральным законом Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  8. Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  9. Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Разработка Программы содержательно может включать следующую последовательность действий:

  1. Определение целей Программы. Цели должны формулироваться в позитивной форме и точно описывать предполагаемый результат Программы.
  2. Определение круга задач, конкретизирующих цели Программы. Цель разбивается на конкретные шаги по её достижению.
  3. Определение стратегии и тактики реализации Программы.
  4. Определение формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная): с младшими школьниками индивидуальная профилактическая работа используется чаще, чем групповая, у подростков чаще групповая.
  5. Подготовка календарного плана реализации Программы – таблицы мероприятий проекта с указанием последовательности их выполнения, перечня материалов и оборудования, необходимых для информационно-технического обеспечения, указанием срока реализации и ответственного лица. Мероприятия определяются исходя из возможностей образовательного процесса и возраста адресатов Программы, а также содержания Программы, разнообразия используемых форм и методов.

В таблице представлена примерная структура содержания профилактической программы[11].

Таблица

№ п/п

Раздел

Описание

1.

Пояснительная записка

1.1.

Обоснование актуальности программы

Описывается анализ проблемной ситуации, повлекшей необходимость разработки программы. Актуальность программы обосновывается с позиции современных тенденций и проблем в системе образования, нормативных требований. Указываются нормативные основания и основные понятия.

1.2.

Цели и задачи программы

Формулируются цели Программы
в соответствии со спецификой
и содержанием темы. Цели должны отражать представления о результатах, которые психолог собирается достигнуть в ходе реализации программы. Задачи формулируются как действия, которые необходимо совершить для достижения цели. Цели и задачи должны быть содержательно и логически связаны.

2.

Основное содержание программы

2.1.

Диагностическая база программы

Описывается и обосновывается набор психодиагностического инструментария, используемого в Программе, указываются основные психометрические характеристики методик, их назначение, описываются диагностируемые показатели.

2.2.

Методы

Описываются и обосновываются методы, технологии, применяемые для решения поставленных задач.

2.3.

Условия реализации программы

Описываются конкретные условия, необходимые для реализации программы (количество обучающихся в группе, количество занятий в неделю и т.п.)

2.4.

Структура программы

Описываются структурные элементы программы, учебно-тематический план программы. Описывается система профессионального взаимодействия педагога-психолога с другими специалистами, формулируются функции других специалистов для обеспечения комплексности действий.

2.5.

Планируемые результаты реализации программы

Формулируются планируемые результаты в соответствии
с поставленными целями. Результаты должны быть конкретны, проверяемы, достижимы. Формулируются качественные и количественные критерии оценки.

3.

Библиографический список

Использованные в работе литературные и другие источники оформляются общим пронумерованным списком в строгом алфавитном порядке в соответствии с одним из актуальных библиографических ГОСТов.

4.

Приложения

Представляются подробные план-конспекты выступлений, занятий, семинаров и т.п., таблицы и другие материалы иллюстративного, вспомогательного или справочного характера, на которые обязательно должны быть ссылки в основной части работы.

  1. Подготовка ресурсного плана реализации, отражающего требуемые для реализации Программы ресурсы: кадровые, технологические, технические, материальные, административные, организационные, информационные, финансовые. Ресурсное планирование может осуществляться по этапам или мероприятиям Программы.
  2. Определение формы контроля реализации Программы: внесение дополнений и изменений.
  3. Оценка эффективности реализованной Программы.

Эффективность профилактического воздействия может быть оценена с точки зрения:

а) разрешения реальных трудностей развития;

б) постановки целей и задач Программы.

Необходимо помнить, что эффективность реализации мероприятий, предусмотренных Программой, проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д.

Оценка эффективности Программы может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника профилактического процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

Например, для адресата (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов) основным критерием успешности своего участия в Программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.

Для специалиста, ответственного реализацию Программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных проектных целей.

По окончании реализации Программы формируется итоговый отчет для анализа результатов проекта на основании оценки достижения ожидаемых результатов и описание организационных сложностей и возникших ограничений проекта, рекомендации по их преодолению в будущем.

Как было отмечено ранее, вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от потери организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распада иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей, личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности (К.А. Абульханова, 2001, И.В. Андреев, 2008, Н.А. Логинова, 2001).

Нестабильность во всех сферах жизнедеятельности современного общества приводит к увеличению стрессогенных источников, негативно складывающихся на психическом состоянии подрастающего поколения – эмоциональное истощение, нахождение на грани резервных возможностей приводит к деструкциям личностного развития. В то же время, каждый возрастной период развития личности определяет жизненные ресурсы, которые позволяют конструктивно справляться с трудностями, но, если ресурсы в нужное время не обнаружить и не развить, они остаются невостребованными.

Таким образом, образовательная среда современной ОО должна способствовать «сохранению здоровья ребенка, достижению его благополучия, реализации возможностей италантов обучающихся, созданию благоприятной и принимающей атмосферы»[12]. Эти и другие действия составляют основу системы, обеспечивающей формирование психологической устойчивости к негативным явлениям социальной среды у обучающихся ОО.

В Приложении А представлен примерный реестр психолого-педагогических программ, рекомендуемых для организации и проведения профилактической работы в образовательной организации.

Приложение А

В Приложении Б представлен примерный перечень психодиагностических методик по изучению сформированности психологической устойчивости к негативным влияниям у обучающихся общеобразовательных организаций.

Приложение Б

[1] Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

[3] Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 358 «Об утверждении Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года.

[4] Профилактические мероприятия в образовательных организациях, направленные на формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения, в том числе с учетом влияния дистанционного формата обучения. Методические рекомендации / Дубровский Р.Г. — М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2021

[5] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года)

[6] . Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – Т.15, № 1. – С. 3-18.

[7] Формирование и поддержание психологической безопасности образовательной среды : учебно-методическое пособие / под ред. О. А. Ульяниной. – М.: МГППУ, 2022. – 180 с.

[8] Тимерьянова Л. Н. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: учебно-методическое пособие. Уфа: ИРО РБ, 2011

[9] 8.    Профилактические мероприятия в образовательных организациях, направленные на формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения, в том числе с учетом влияния дистанционного формата обучения. Методические рекомендации / Дубровский Р.Г. — М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2021

[10] Программа экстренной и пролонгированной психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации / Авторы-составители: Артамонова Е.Г., Васильева Н.Н., Глазунова Е.А., Дитерихс А.Л., Журкина Т.А., Иванова Е.В., Мелентьева О.С. — М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2021.

[11] Разработка психолого-педагогических коррекционных и про- филактических программ: методические рекомендации / авт.-сост.: Шведчикова Ю.С., Орлова Д.Г. – Пермь: ООО «Пермское книжное из- дательство», 2021. – 100 с.

[12] Формирование и поддержание психологической безопасности образовательной среды : учебно-методическое пособие / под ред. О. А. Ульяниной. – М.: МГППУ, 2022. – 180 с.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных