Институт развития ребенка

Применение методик и технологий обучения, соответствующих возрастным и функциональным возможностям обучающихся

Применение методик обучения, соответствующих возрастным и функциональным возможностям обучающихся, является важной задачей педагогического процесса. Это позволяет оптимизировать образовательный процесс и обеспечить максимальную эффективность обучения.

Возрастные особенности обучающихся связаны с их физическим, эмоциональным и когнитивным развитием.

Дети разного возраста имеют разные способы восприятия информации. Поэтому важно адаптировать методики и технологии обучения под возрастные особенности обучающихся.

Взаимосвязь между требованиями и возможностями учеников играет ключевую роль в образовательном процессе. Несоответствие требований уровню готовности ребенка может привести к стрессу, низкой мотивации и неуспехам в обучении. Необходимо также иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, кроме того не следует также забывать о мотивации: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать, если занятие им не кажется интересным и не влечет за собой поощрения. Поэтому необходимо находить баланс между ожиданиями и реальными способностями каждого ребенка.

Адекватность учебных требований возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся является фундаментальным принципом организации образовательного процесса. Только тогда каждый ребенок сможет полностью раскрыть свой потенциал и достичь успехов в учебе и развитии.

Здоровье, эмоциональное состояние и развитие ребенка во многом зависят от условий его окружения. Для детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет, основной средой является школа, где они проводят большую часть своего времени. Однако сама продолжительность школьных занятий не определяет их распределение между учебой, отдыхом, прогулками и сном, а также другими активностями и дополнительными заданиями. Это зависит от эффективности и напряженности учебного процесса в школе. Организация учебных занятий также определяет время, необходимое на выполнение заданий по каждому предмету и распределение домашних заданий по дням и четвертям. В случае неправильной организации учебного процесса, учащиеся могут страдать от усталости и переутомления, что может привести к развитию острых и хронических заболеваний. Поведенческие особенности могут быть также результатом психической травмы, например, семейного кризиса, развода родителей, негативного отношения к ребенку или недостаточно подготовленности к поступлению в школу. Конфликты с учителями, одноклассниками, родителями и другими людьми могут также оказывать негативное влияние на детей[1].

По мнению Г.Н. Сперанского: «если у ребенка сформировался синдром утомления, выражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возрастании и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не поможет».[2]

Определение эффективной организации учебного процесса

Эффективная организация учебного процесса подразумевает такую модель, которая не влияет на нормальное развитие и физическое состояние студентов, гарантируя при этом, что учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от учащихся чрезмерных физиологических усилий, не приводят к излишнему напряжению и быстрому истощению организма. Работа или учеба, осуществляемые на пределе возможностей и «любой ценой», часто заканчиваются обрывом, как физическим, так и психическим.

Активное выявление подобных нарушений является трудной задачей, поскольку далеко не все родители обращаются к неврологу, в частности потому, что недооценивают, не обращают внимание на реакции детей, расценивая их с позиций психологически «понятных» изменений поведения, а также из-за незнания симптомов тех или иных расстройств патологического характера.

Непосредственная задача педагога часто сводится к обязанности «научить», причем невысокие результаты приписываются недостаточным умственным потенциалам ученика, его несклонности к обучению, нерадивости родителей и множеству других причин. Сам же процесс организации обучения почти не подвергается анализу.

Однако, путем реализации трех главных принципов, можно снизить физиологическую и психологическую стоимость обучения и повысить его эффективность:

  • рациональная организация учебных занятий;
  • соответствие методик и технологий обучения возрасту и функциональным способностям учащихся;
  • признание психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей учеников школьными требованиями.

Первым принципом эффективной организации обучения является рациональная организация учебных занятий.

Рациональная организация учебных занятий означает создание условий для работы учеников без чрезмерных напряжений и утомления, с высокой работоспособностью. Это условия, обеспечивающие высокое качество обучения.

Школьное расписание должно соответствовать санитарным правилам и  гигиеническим нормативам (СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21).

Документы содержат общие нормы к организации и продолжительности занятий и перемен.

Для составления расписания необходимо использовать шкалы трудности предметов для каждого уровня обучения соответственно (СанПиН 1.2.3685-21, раздел VI, таблицы 6.10, 6.11).

При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется один подъём — во вторник или (и) среду.

Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

В 2023 году опубликованы «Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в  общеобразовательных организациях. МР 2.4.0331-23[3].

Методические рекомендации содержат комплекс предложений по организации мероприятий по оптимизации образовательной нагрузки для обучающихся, осваивающих образовательные программы  начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования с учетом санитарно-эпидемиологических требований , а также рекомендации по организации образовательного процесса, в том числе с использованием образовательных технологий и режимов обучения, способствующих снижению утомления от учебных занятий, сокращающих суммарный объема образовательной нагрузки обучающихся, оптимизирующих режим дня обучающихся.

В частности, в методических рекомендациях содержатся основные гигиенические требования к составлению расписания уроков, основой которых является чередование разных видов деятельности и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности и трудностью учебных предметов. Трудность учебного предмета зависит от объема подаваемой информации, сложности учебного материала, степени его новизны, образовательной технологии и типа урока.

Учебную нагрузку в течение недели рекомендуется распределять в соответствии с физиологической недельной кривой умственной работоспособности обучающихся: низкий уровень в понедельник и пятницу (пятницу и субботу при 6-дневной учебной неделе) с нарастанием к середине недели (кроме варианта с «облегченным» днем, при котором наиболее высокие баллы приходятся на вторник и четверг при 5-дневной учебной неделе либо среду и пятницу при 6-дневной учебной неделе) (рисунок 1).

Рис. 1 динамика дневной и недельной кривой работоспособности обучающихся.

Примечание: I — период врабатывания; II — период высокой и устойчивой работоспособности; III период снижения работоспособности; а — зона неполной компенсации; б зона «конечного порыва»; в зона прогрессивного падения.

Вместе с тем в Государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации» приведены следующие факты.

В 2022 г. оценка соблюдения санитарных требований к организации образовательного процесса проведена в 17 783 общеобразовательных организациях (36,6 % от общего количества образовательных организаций данного типа). Нарушения требований выявлены в 2 573 организациях (14,5 % от общего количества организаций, в которых проводилась оценка). В структуре выявленных нарушений наибольший удельный вес имеют: составление расписания без учета недельной и дневной врабатываемости и утомляемости обучающихся (68,7 %), превышение дневной и недельной образовательной нагрузки (28,1 %), наличие перемен между уроками менее 10 минут (10,4 %), продолжительность между учебными занятиями и занятиями в рамках внеурочной деятельности менее 20 минут (4,1 %), отсутствие перерывов во время занятий для физкульт-минуток, гимнастики глаз (3,4 %), увеличение продолжительности занятий (1,9 %)[4].

Второй принцип эффективной организации учебного процесса заключается в учете возрастных и функциональных возможностей учащихся при выборе методик и технологий обучения.

Соответствие методик и технологий обучения предполагает учет особенностей возраста ребенка при разработке и применении различных методик и технологий обучения. Они должны позволять полностью раскрыть потенциал организма, помогать поддерживать высокий уровень работоспособности, не вызывать чрезмерного напряжения и обеспечивать высокое качество образования.

Педагогам хорошо известно, что методики и технологии обучения должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, однако не всегда этот принцип придерживается на практике.

При проведении урока следует помнить, что способность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 минут. На продолжительность времени активного внимания влияет тип высшей нервной деятельности, состояние здоровья ребенка, степень его развития, методика учебного процесса и условия внешней среды.

Новый материал нужно объяснять в период максимальной способности к сосредоточенному вниманию (основная часть занятия).

После окончания этого периода происходит быстрое снижение способности к вниманию. Поэтому для продуктивной работы учитель должен переключить учащихся на другой вид деятельности. При этом способность к вниманию сначала снова возрастает, а затем опять падает, причем более быстро.

Продолжительность активного внимания укорачивается в том случае, если учитель преподносит новый материал неинтересно и монотонно, если материал слишком труден и если внимание учеников снижается под влиянием каких-либо факторов окружающей среды (высокая температура, холод, шум и др.). Хорошо известно, что дети устают быстрее, если нагрузка во время занятий приходится преимущественно на один анализатор.

Физиологи доказали, что переход от одного вида деятельности к другому благотворно влияет на функциональное состояние организма школьников. Согласно учению И.П. Павлова это объясняется возникновением отрицательной индукции, т.е. возбуждение, сконцентрированное в одном участке коры головного мозга, обуславливает в окружающих участках коры противоположный процесс — торможение. В связи с этим необходимо, особенно у младших школьников, в течение урока чередовать различные виды деятельности (чтение должно сменяться рассказом по картинке, письмом и др.).

Специфические особенности и состояния учащихся требуют от учителя особого внимания. В процессе наблюдения за учащимися, педагог в состоянии оценить индивидуальные особенности и состояния отдельных учеников или даже группы, и, исходя из этого, принять решение о выборе соответствующего метода обучения и подхода.

Педагогу необходимо обратить особое внимание на следующие особенности и состояния учащихся:

  1. Дезадаптационные особенности:
  • Ученик часто отвечает не по существу и не может выделять главное;
  • В течение урока долго переживает неудачи;
  • С трудом настраивается на занятия после физкультуры или перемены;
  • При неожиданном вопросе учителя часто теряется, но хорошо отвечает, если дать ему время на обдумывание;
  • Долго выполняет задания, часто отвлекаясь;
  • Требует постоянного внимания учителя;
  • Легко отвлекается от задания даже по малейшему поводу;
  • С трудом усаживается, чтобы выполнить домашнее задание;
  • Томится на уроках и оживает только на переменах;
  • Не прилагает достаточно усилий, если что-то не получается, и ищет оправдания;
  • Редко отвечает правильно на нестандартные вопросы, требующие проявления сообразительности;
  • После объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания и затрудняется при применении ранее усвоенных понятий изученного материала.

Такие характеристики учащихся требуют особого внимания и заботы педагога, чтобы обеспечить им достаточную поддержку и помощь в процессе обучения.

  1. Показатели физического дискомфорта.

Рассматривая данный вопрос, можно обнаружить следующие симптомы:

  • у некоторых учеников наблюдается насморк. Возможными причинами являются нарушение температурного режима в классах, сквозняки и несоблюдение гигиенических требований на уроках физкультуры;
  • некоторые ученики периодически проявляют кашель и ощущение «першение» в горле. Это может быть вызвано сухостью воздуха в классах;
  • некоторые ученики жалуются на резь в глазах и часто моргают. Самая вероятная причина — перенапряжение зрения из-за неправильно подобранной парты или непрофессионального использования очков.

Если учитель своевременно обращает внимание на эти признаки у своих воспитанников, он помогает им избежать развития множества серьезных заболеваний в будущем.

Состояние физического дискомфорта у учащихся может быть вызвано нарушением гигиенических условий учебного процесса, включая:

  • нарушения температурного режима в помещении: неадекватная температура воздуха в классе (слишком жарко или холодно);
  • повышенная сухость воздуха, особенно зимой (отопление);
  • неблагоприятное качество воздуха в классе: недостаток кислорода (плохая проветренность);
  • шум и посторонние звуки, мешающие проведению уроков, отвлекающие учащихся и приводящие к утомлению в случае длительного воздействия (например, гул светильников);
  • недостаточное освещение (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт от неприятного положения тела и долгой сидячей позы, что часто происходит при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и конституции учащегося;
  • длительная монотонная и напряженная работа учащихся.
  1. Здоровьесберегающий подход в современном образовании.

Какими должны быть требования к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения?

  1. Окружающая обстановка и гигиенические условия в классе: поддержание оптимальной температуры, свежего воздуха и правильного освещения, отсутствие монотонных и неприятных звуковых раздражителей и других факторов.
  2. Разнообразие учебной деятельности: использование различных методов обучения, включая опросы, письменные работы, чтение, слушание, ответы на вопросы и самостоятельную работу. Количество видов учебной деятельности должно соответствовать возрасту учащихся: от 4 до 7 видов на урок.
  3. Правильное чередование видов учебной деятельности: средняя продолжительность должна составлять 7-10 минут, с возможными короткими интервалами для младших школьников и до 15 минут для старших классов.
  4. Использование не менее трех методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, а также самостоятельная работа.
  5. Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием игры, работы в группах, решения ситуативных задач, коллективного обучения, дискуссии и оценки выполненных заданий.
  6. Умелое использование средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами, с целью стимулирования дискуссий и обсуждений.
  7. Особое внимание к позе учащихся и их чередованию в зависимости от вида работы, а также наблюдение учителя за правильной посадкой учеников.
  8. Включение оздоровительных моментов в урок: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательные и гимнастические упражнения, массаж активных точек. Норма: 1 минута из 3-х упражнений с 3-4 повторениями на 15-20 минут урока.
  9. Присутствие в содержании урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование понимания необходимости здоровог образа жизни и развитие безопасного поведения.
  10. Стимулирование мотивации учащихся на уроке, как через внешнюю (оценка, похвала, поддержка), так и внутреннюю (интерес к материалу, желание больше узнать, радость от активности).
  11. Создание благоприятного психологического климата на уроке, учет взаимоотношений между учителем и учениками, а также между учениками (сотрудничество, дружелюбие, заинтересованность).
  12. Использование «эмоциональных разрядок» для создания положительной атмосферы на уроке: шутки, улыбки, поучительные картинки, поговорки, стихотворения.
  13. Плотность урока, которая должна составлять от 60% до 75-80% времени, затраченного на учебную работу.
  14. Определение момента утомления учащихся и снижения их активности, что поможет выдерживать оптимальные временные рамки для концентрации и учебной работы: не ранее, чем через 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе и 40 минут в средней и старшей школе.
  15. Завершение урока с учетом особенностей учащихся: быстрое завершение с возможным недостатком времени на вопросы или комментарии, спокойное завершение с возможностью задать вопросы учителю и прокомментировать домашнее задание, или задержка учащихся в классе после звонка на перемену.

По этим критериям можно оценить результативность здоровьесберегающих образовательных технологий: активная мыслительная деятельность учащихся, эмоциональная сопричастность к деятельности, мотивация познавательной деятельности, рефлексия и самоконтроль, а также самостоятельная работа. Качество образовательного процесса можно оценить путем наблюдения учителя на уроке и использования других форм самоконтроля.

Взгляд Н.К. Смирнова на организацию и проведение урока включает ряд важных аспектов. Последовательное их учет позволяет обеспечить эффективность учебного процесса[5].

Первым фактором, который следует учитывать, является количество видов учебной деятельности. Отмечается, что оптимальное количество видов учебной деятельности на уроке составляет от 4 до 7. Также стоит обратить внимание на продолжительность каждого вида деятельности. Нормой является не более 10 минут на каждый вид. Частота чередования различных видов учебной деятельности также играет важную роль и должна составлять не более 7-10 минут.

Второй аспект включает количество и чередование видов преподавания. Минимальное требование составляет не менее трех видов преподавания на уроке. Кроме того, необходимо посвящать пристальное внимание чередованию разных методов преподавания не позже, чем через 10-15 минут.

Особое внимание следует обратить на наличие и использование различных методов обучения. К ним относятся метод свободного выбора, активные методы обучения и методы, направленные на самопознание и развитие. Вопрос рационального применения технических средств обучения также является неотъемлемой составляющей успеха на уроке.

Добавление оздоровительных моментов на урок помогает поддерживать здоровье и активность учащихся. Организация динамических физкультурных пауз и занятий, связанных с дыхательной гимнастикой и гимнастикой для глаз, на 20 и 35 минутах урока в течение 1 минуты является нормой.

Содержание урока должно нацелиться на формирование отношения к здоровью и здоровому образу жизни. В ходе урока стоит поднимать вопросы здоровья и обсуждать его значимость.

Мотивация деятельности учащихся является важным фактором успеха. Она может быть внешней и внутренней. Внешняя мотивация основана на оценке, похвале, поддержке и других стимулирующих факторах. Внутренняя мотивация, напротив, связана со стремлением к знаниям, радостью от активности и интересом к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке также необходимо учитывать. Он включает эмоциональные разрядки, такие как поговорки, известные высказывания или музыкальные минутки. Такие моменты помогают создать позитивную атмосферу на уроке.

Важным фактором эффективности учебного процесса является плотность урока. Рекомендуются показатели от 60% до 75-80% времени, затраченного на учебную работу.

Учитель должен быть внимателен к наступлению утомления и снижению учебной активности учащихся. Наблюдение за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений детей на уроке должно помочь определить момент открытия учения.

Темп окончания урока должен быть спокойным и недавящимся, чтобы оставить время для ответов и комментариев домашнего задания.

Все эти аспекты, отмеченные Н.К. Смирновым, являются ключевыми для успешной организации и проведения урока, обеспечивая учебный процесс с максимальной эффективностью.

Среди доступных и простых показателей, которые позволяют контролировать организацию обучения детей, выделяются следующие:

  1. Общая учебная нагрузка в школе (уроки, дополнительные занятия, факультативы). Анализ расписания занятий, общей учебной нагрузки в различные периоды (неделя, четверть, год) позволяет оценить, насколько хорошо организован учебный процесс, как равномерно распределена нагрузка по дням недели и периодам, учитываются ли потребности учащихся в изменении функционального состояния в течение учебного года.
  2. Общая внеучебная учебная нагрузка (домашние задания, включая подготовку докладов, сочинений, чтение литературы). Анализ внеучебной нагрузки также позволяет оценить эффективность организации учебного процесса. Можно понять, какие учителя, учебники, программы ставят акцент на домашнюю работу, как равномерно распределена эта нагрузка в разные периоды (неделя, четверть, год).
  3. Анализ режима дня и внеклассных занятий (спорт, музыка, чтение, компьютер, творчество и т.д.) позволяет оценить, насколько разумно организован режим, есть ли достаточно времени для дополнительных занятий и интересов, а также время для отдыха, полноценного сна и т.д.
  4. Анализ функционального напряжения (на основе поведенческих реакций) позволяет понять, насколько сложны для организма все учебные нагрузки.
  5. Анализ субъективной оценки настроения дает возможность понять, как ученик чувствует себя во время учебных занятий и в течение дня.
  6. Анализ работоспособности позволяет оценить уровень выраженности утомления, соответствие учебным нагрузкам.

Первые четыре показателя могут быть использованы для массового мониторинга, а анализ работоспособности — для решения более специфических задач.

Как дополнительные показатели, школьный психолог может проанализировать уровень школьной мотивации и тревожности, а школьный врач — текущую заболеваемость (среднее количество пропущенных занятий по болезни в определенный период или количество здоровых учеников).

[1] Безруких М.М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса эффективной организации учебного процесса. – URL: https://zdd.1sept.ru/article.php?id=200501710&ysclid=lov3ownebw196278961 (дата обращения 12.01.2024).

[2] Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования / Н. К. Смирнов. — Москва : АРКТИ, 2008. — 285 с.

[3] «Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в  общеобразовательных организациях. МР 2.4.0331-23. – URL: [https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/980/js492rlsz3tnb28dj9m4fi68utuyxlsh/MR-2.4.0331_23-obrazovatelnyy-protsess.pdf (дата обращения 12.01.2024)

[4] О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2022 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2023. 368 с

[5] Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования / Н. К. Смирнов. — Москва : АРКТИ, 2008. — 285 с.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных