Институт развития ребенка

Применение методик обучения, соответствующих возрастным и функциональным возможностям обучающихся, является важной задачей педагогического процесса. Это позволяет оптимизировать образовательный процесс и обеспечить максимальную эффективность обучения.

Возрастные особенности обучающихся связаны с их физическим, эмоциональным и когнитивным развитием.

Дети разного возраста имеют разные способы восприятия информации. Поэтому важно адаптировать методики и технологии обучения под возрастные особенности обучающихся.

Взаимосвязь между требованиями и возможностями учеников играет ключевую роль в образовательном процессе. Несоответствие требований уровню готовности ребенка может привести к стрессу, низкой мотивации и неуспехам в обучении. Необходимо также иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, кроме того не следует также забывать о мотивации: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать, если занятие им не кажется интересным и не влечет за собой поощрения. Поэтому необходимо находить баланс между ожиданиями и реальными способностями каждого ребенка.

Адекватность учебных требований возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся является фундаментальным принципом организации образовательного процесса. Только тогда каждый ребенок сможет полностью раскрыть свой потенциал и достичь успехов в учебе и развитии.

Здоровье, эмоциональное состояние и развитие ребенка во многом зависят от условий его окружения. Для детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет, основной средой является школа, где они проводят большую часть своего времени. Однако сама продолжительность школьных занятий не определяет их распределение между учебой, отдыхом, прогулками и сном, а также другими активностями и дополнительными заданиями. Это зависит от эффективности и напряженности учебного процесса в школе. Организация учебных занятий также определяет время, необходимое на выполнение заданий по каждому предмету и распределение домашних заданий по дням и четвертям. В случае неправильной организации учебного процесса, учащиеся могут страдать от усталости и переутомления, что может привести к развитию острых и хронических заболеваний. Поведенческие особенности могут быть также результатом психической травмы, например, семейного кризиса, развода родителей, негативного отношения к ребенку или недостаточно подготовленности к поступлению в школу. Конфликты с учителями, одноклассниками, родителями и другими людьми могут также оказывать негативное влияние на детей[1].

По мнению Г.Н. Сперанского: «если у ребенка сформировался синдром утомления, выражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возрастании и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не поможет».[2]

Определение эффективной организации учебного процесса

Эффективная организация учебного процесса подразумевает такую модель, которая не влияет на нормальное развитие и физическое состояние студентов, гарантируя при этом, что учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от учащихся чрезмерных физиологических усилий, не приводят к излишнему напряжению и быстрому истощению организма. Работа или учеба, осуществляемые на пределе возможностей и «любой ценой», часто заканчиваются обрывом, как физическим, так и психическим.

Активное выявление подобных нарушений является трудной задачей, поскольку далеко не все родители обращаются к неврологу, в частности потому, что недооценивают, не обращают внимание на реакции детей, расценивая их с позиций психологически «понятных» изменений поведения, а также из-за незнания симптомов тех или иных расстройств патологического характера.

Непосредственная задача педагога часто сводится к обязанности «научить», причем невысокие результаты приписываются недостаточным умственным потенциалам ученика, его несклонности к обучению, нерадивости родителей и множеству других причин. Сам же процесс организации обучения почти не подвергается анализу.

Однако, путем реализации трех главных принципов, можно снизить физиологическую и психологическую стоимость обучения и повысить его эффективность:

  • рациональная организация учебных занятий;
  • соответствие методик и технологий обучения возрасту и функциональным способностям учащихся;
  • признание психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей учеников школьными требованиями.

Первым принципом эффективной организации обучения является рациональная организация учебных занятий.

Рациональная организация учебных занятий означает создание условий для работы учеников без чрезмерных напряжений и утомления, с высокой работоспособностью. Это условия, обеспечивающие высокое качество обучения.

Школьное расписание должно соответствовать санитарным правилам и  гигиеническим нормативам (СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21).

Документы содержат общие нормы к организации и продолжительности занятий и перемен.

Для составления расписания необходимо использовать шкалы трудности предметов для каждого уровня обучения соответственно (СанПиН 1.2.3685-21, раздел VI, таблицы 6.10, 6.11).

При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется один подъём — во вторник или (и) среду.

Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

В 2023 году опубликованы «Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в  общеобразовательных организациях. МР 2.4.0331-23[3].

Методические рекомендации содержат комплекс предложений по организации мероприятий по оптимизации образовательной нагрузки для обучающихся, осваивающих образовательные программы  начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования с учетом санитарно-эпидемиологических требований , а также рекомендации по организации образовательного процесса, в том числе с использованием образовательных технологий и режимов обучения, способствующих снижению утомления от учебных занятий, сокращающих суммарный объема образовательной нагрузки обучающихся, оптимизирующих режим дня обучающихся.

В частности, в методических рекомендациях содержатся основные гигиенические требования к составлению расписания уроков, основой которых является чередование разных видов деятельности и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности и трудностью учебных предметов. Трудность учебного предмета зависит от объема подаваемой информации, сложности учебного материала, степени его новизны, образовательной технологии и типа урока.

Учебную нагрузку в течение недели рекомендуется распределять в соответствии с физиологической недельной кривой умственной работоспособности обучающихся: низкий уровень в понедельник и пятницу (пятницу и субботу при 6-дневной учебной неделе) с нарастанием к середине недели (кроме варианта с «облегченным» днем, при котором наиболее высокие баллы приходятся на вторник и четверг при 5-дневной учебной неделе либо среду и пятницу при 6-дневной учебной неделе) (рисунок 1).