05-06 ноября 2024 года на базе Азовского государственного педагогического университета прошла III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы адаптации субъектов образовательного процесса исторических регионов в условиях интеграции в систему образования Российской Федерации». Мероприятие объединило участников из 18 педагогических вузов России, а также представителей Казахстана, Узбекистана и Белоруссии, и прошло в очно-дистанционном формате.
Основной целью конференции стало обсуждение актуальных вопросов современного образования и педагогической науки, создание единого образовательного пространства, выявление лучших практик и перспектив развития системы высшего образования.
На пленарном заседании конференции выступила Филиппова Татьяна Андреевна, ведущий научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «ИРЗАР», с докладом на тему «Формирование навыка письма у обучающихся в Донецкой народной Республике». Доклад был подготовлен совместно с Вербой Аллой Степановной, старшим научным сотрудником лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «ИРЗАР».
В своем выступлении Татьяна Андреевна представила результаты исследования, проведенного в ДНР, Калининградской и Кемеровской областях, по оценке формирования навыка письма у обучающихся первых и вторых классов (n=1915) из 24 школ. Были продемонстрированы примеры выполнения письменных работ, таких как списывание и письмо под диктовку. В ходе доклада было подчеркнуто, что своевременный и детальный анализ ошибок является необходимым условием для их эффективного устранения.
Работа конференции продолжилась секционными заседаниями, на которых обсуждались эффективные инструменты адаптации специалистов психолого-педагогического направления в российскую образовательную систему, методология междисциплинарных исследований ценностно-смысловых основ подготовки педагогических работников, модели наставничества в профессиональном образовании будущих педагогов, а также современные подходы к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях вызовов цифровых технологий и медиаграмотности.