В Институте развития ребенка провели научно-исследовательскую работу (НИР), направленную на изучение особенностей современной субкультуры дошкольного детства как института социализации ребенка XXI века. В 2024 году в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации была реализована НИР по направлению «Феноменология современной детской субкультуры (междисциплинарное исследование, включающее социологические, культурологические, психологические и педагогические аспекты)», результатом которой стали типология различных проявлений детской субкультуры в жизни современных дошкольников и перечень факторов, которые определяют сегодня её своеобразие.
О реализации НИР и его результатах Федеральному порталу «Российское образование» рассказали руководители данного проекта — кандидат психологических наук, доцент Елена Ивановна Изотова и ведущий научный сотрудник лаборатории развития дошкольного образования Института развития ребенка, кандидат психологических наук, Ирина Анатольевна Бурлакова.
«Детская субкультура — чрезвычайно важное условие и источник естественного (не специально организованного взрослыми) развития детей дошкольного возраста. Благодаря большой значимости для каждого ребёнка тех жизненных ценностей, норм и правил взаимодействия, представлений о мире и людях, которые существуют в детском сообществе, происходит во многом становление личности ребенка», — отметила Ирина Анатольевна Бурлакова.
Исследование феноменов детской субкультуры было проведено с помощью разработанного междисциплинарного инструментария, включающего наблюдение за взаимодействием детей в свободной деятельности, опрос старших дошкольников и их родителей, а также экспериментальную игру.
Анализ феноменологии на социологическом, культурологическом, психологическом и педагогическом уровнях позволил выделить типы проявлений феномена и факторы, влияющие на детскую субкультуру. Результаты показывают, что медиаконтент является ключевым фактором, формирующим мировосприятие ребёнка, его ценности, сюжетные линии игр и коммуникацию в детском сообществе.
Для иллюстрации проявлений детской субкультуры в жизни современного ребёнка, её роли в развитии и социализации подрастающего поколения был создан научно-популярный видеофильм «Влияние медиа-контента на структуру и содержание детской субкультуры».
Результаты исследования могут быть применены в дошкольном образовании, в практике высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов в этой области, а также в консультационных центрах и семейном воспитании. Они могут стать основой разработки гражданской и духовно-нравственной составляющей воспитания, формирования ориентации ребенка на общество и приобщения к нравственным ценностям, а также быть использованы для разработки научно-методического обеспечения, решения задач воспитания, взаимодействия с родителями и профилактики негативного влияния медиа на детей дошкольного возраста.
Читать статью на Федеральном портале «Российское образование».
#НИР_ИРЗАР