...

Институт развития ребенка

Исследование вегетативного и гормонального обеспечения рабочей памяти подростков при запоминании эмоциональной информации

Ученые Института развития ребенка исследовали вегетативное и гормональное обеспечение рабочей памяти у подростков при запоминании эмоциональной информации

Исследование вегетативного и гормонального обеспечения рабочей памяти подростков при запоминании эмоциональной информацииВ выпуске № 1, 2025 научного журнала «Физиология человека» опубликованы результаты исследования ученых Института развития ребенка. Исследование было выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации  № 073-00073-24-01 от 07.02.2024 по теме «Эмоционально-мотивационная регуляция когнитивной деятельности и поведения в критические периоды онтогенеза. Физиологические механизмы».

Авторы статьи, Ермакова Ирина Владимировна, старший научный сотрудник лаборатории физиологии развития и физической культуры обучающихся, кандидат биологических наук, и Адамовская Оксана Николаевна, ученый секретарь, кандидат биологических наук — изучили особенности вегетативного и гормонального обеспечения зрительной рабочей памяти у подростков 13–14 лет при запоминании информации с различной эмоциональной окраской. 

Методом вариабельности сердечного ритма и анализа уровня кортизола в слюне были изучены физиологические реакции подростков при работе с позитивной, негативной и нейтральной информацией. 

Выявлено, что запоминание нейтральных стимулов сопровождается активацией симпатической нервной системы и быстрым восстановлением, что указывает на эффективное использование адаптивных механизмов. Выявлена более высокая эффективность рабочей памяти и максимальное время реакции. При предъявлении позитивной  информации изменений тонуса вегетативной нервной системы не наблюдалось. Наиболее выраженная реакция отмечена при запоминании негативных стимулов — усиление парасимпатического тонуса, снижение метаболической регуляции и минимальная эффективность рабочей памяти. 

Предположительно, увеличение вагусной активности может быть связано со стадией мобилизации ресурсов при переживании тревоги, стресса. Тревога в данном случае выступает дезадаптивным фактором, снижающим эффективность рабочей памяти: самый низкий процент правильных ответов на фоне минимального времени реакции. При запоминании и сравнении информации разной эмоциональной валентности не отмечено статистически значимых изменений концентрации кортизола в слюне.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.