Ученые Института развития ребенка исследовали вегетативное и гормональное обеспечение рабочей памяти у подростков при запоминании эмоциональной информации
В выпуске № 1, 2025 научного журнала «Физиология человека» опубликованы результаты исследования ученых Института развития ребенка. Исследование было выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00073-24-01 от 07.02.2024 по теме «Эмоционально-мотивационная регуляция когнитивной деятельности и поведения в критические периоды онтогенеза. Физиологические механизмы».
Авторы статьи, Ермакова Ирина Владимировна, старший научный сотрудник лаборатории физиологии развития и физической культуры обучающихся, кандидат биологических наук, и Адамовская Оксана Николаевна, ученый секретарь, кандидат биологических наук — изучили особенности вегетативного и гормонального обеспечения зрительной рабочей памяти у подростков 13–14 лет при запоминании информации с различной эмоциональной окраской.
Методом вариабельности сердечного ритма и анализа уровня кортизола в слюне были изучены физиологические реакции подростков при работе с позитивной, негативной и нейтральной информацией.
Выявлено, что запоминание нейтральных стимулов сопровождается активацией симпатической нервной системы и быстрым восстановлением, что указывает на эффективное использование адаптивных механизмов. Выявлена более высокая эффективность рабочей памяти и максимальное время реакции. При предъявлении позитивной информации изменений тонуса вегетативной нервной системы не наблюдалось. Наиболее выраженная реакция отмечена при запоминании негативных стимулов — усиление парасимпатического тонуса, снижение метаболической регуляции и минимальная эффективность рабочей памяти.
Предположительно, увеличение вагусной активности может быть связано со стадией мобилизации ресурсов при переживании тревоги, стресса. Тревога в данном случае выступает дезадаптивным фактором, снижающим эффективность рабочей памяти: самый низкий процент правильных ответов на фоне минимального времени реакции. При запоминании и сравнении информации разной эмоциональной валентности не отмечено статистически значимых изменений концентрации кортизола в слюне.