...

Институт развития ребенка

Методологический семинар «100 лет исследований энергетического обмена в онтогенезе»

Методологический семинар «100 лет исследований энергетического обмена в онтогенезе»24 апреля 2025 года в Институте развития ребенка прошел методологический семинар, посвященный столетней истории изучения энергетического обмена в процессе индивидуального развития человека. 

Спикером семинара выступил Валентин Дмитриевич Сонькин, главный научный сотрудник лаборатории физиологии развития и физической культуры обучающихся Института развития ребенка, доктор биологических наук, профессор.

В ходе семинара были рассмотрены ключевые аспекты функционирования организма как открытой системы, взаимодействующей с окружающей средой и обеспечивающей поддержание жизнедеятельности за счет энергетического обмена. Особое внимание было уделено анализу научных школ Игоря Андреевича Корниенко и Ильи Аркадьевича Аршавского, чьи труды оказали значительное влияние на развитие современных представлений о метаболизме. Были представлены «правило внутренних органов» Корниенко и теория негэнтропийного развития Аршавского. 

На семинаре были представлены основные гипотезы и теории, касающиеся особенностей энергетического обмена на различных этапах жизни человека — от младенчества до старости. Отдельное внимание уделялось механизмам терморегуляции и роли различных тканей и органов в поддержании энергетического баланса организма, включая скелетные мышцы, легкие, печень и почки. 

Значительная часть доклада была посвящена современным исследованиям бурого жира у взрослых людей. Были продемонстрированы уникальные термограммы, иллюстрирующие индивидуальные особенности термопортретов человека и их связь с уровнем физической работоспособности. Обсуждались перспективы использования этих данных для разработки новых подходов в борьбе с ожирением. 

Запись семинара

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.