Институт развития ребенка

Государственное задание 2023

2023

Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития

Цель на 2023 год:

      • На основе комплексных психофизиологических и физиолого-гигиенических исследований изучить влияние компьютерных технологий обучения на функциональное состояние организма обучающихся основного общего образования.

Задачи на 2023 год:

      1. Провести физиолого-гигиенический анализ особенностей применения компьютерных технологий (КТ) в учебном процессе и во внеурочное время у обучающихся основного общего образования;
      2. На основе экспериментального комплексного психометрического и электроэнцефалографического исследования изучить влияние способа представления значимой информации на мозговую организацию избирательного внимания и рабочей памяти у обучающихся основного общего образования (7,9 классы);
      3. На основе экспериментального исследования изучить функциональное состояние организма обучающихся основного общего образования (9 класс) при разной продолжительности использования различных цифровых устройств (ноутбук, планшет) и бумажного носителя информации;
      4. На основе экспериментального исследования изучить эффективность чтения (по параметрам окуломоторной активности) обучающихся основного общего образования (9 класс) в зависимости от степени сформированности навыка и сложности текста;
      5. На основе экспериментального исследования изучить интеллектуальное и речевое развитие обучающихся основного общего образования (9 класс) в зависимости от интенсивности использования цифровых технологий в урочное и внеурочное время;
      6. На основе экспериментального исследования изучить влияние двигательной подготовленности и физической активности на функциональное состояние обучающихся основного общего образования (9 класс) при разной интенсивности использования цифровых технологий.
      7. Представить результаты НИР: отчеты, методические материалы.

Сроки реализации проекта:

    • 2019 — 2025 гг.

 

Физиолого-гигиенические особенности адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам в современных условиях обучения

Цель на 2023 год:

      • Выявить особенности адаптации организма обучающихся начального общего образования к современным учебным нагрузкам

Задачи на 2023 год:

      1. Изучение теоретических основ по теме исследования, разработка программы реализации проекта;
      2. Подготовка методического инструментария для изучения процессов адаптации обучающихся начального общего образования;
      3. Гигиеническая оценка учебной нагрузки у обучающихся 1-х классов;
      4. Исследование адаптации организма обучающихся начального общего образования (1 класс):
          — изучение динамики умственной работоспособности как критерия адаптации к учебной нагрузке и сопротивляемости утомлению;
        • — исследование адаптации по показателям сердечно- сосудистой системы, вегетативной нервной систем и гормональной регуляции (в начале, середине учебного года);
      1. Анализ полученных данных, подготовка публикаций и отчета.

Сроки реализации проекта:

    • 2023 — 2027 гг.

 

Разработка модели госпитальных школ для детей, нуждающихся в длительном лечении

Цель на 2023 год:

      • Разработка, апробация и внедрение инструментов научно-методического обеспечения реализации российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования, с учетом их текущего здоровья, психофизиологических способностей и возможностей

Задачи на 2023 год:

      1. Исследование организации образовательной деятельности госпитальных школ с позиции актуального состояния, отраслевых задач и проблем, требующих научной разработки, включая вопросы: — нормативного правового обеспечения образовательной деятельности длительно тяжело болеющих обучающихся до, во время пребывания в условиях медицинского стационара и после возвращения в школу по месту жительства; — программно-методического обеспечения образовательной деятельности длительно тяжело болеющих обучающихся в условиях медицинского стационара; — отбора и реализации индивидуально ориентированного содержания обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей длительно тяжело болеющих обучающихся разных групп, состояния их здоровья, индивидуальных особенностей развития, семейного воспитания; — оценки качества образовательной деятельности длительно тяжело болеющих обучающихся в условиях медицинского стационара, в том числе с позиции удовлетворенности участников образовательных отношений. В научное исследование будут вовлечены руководители и педагогические работники госпитальных школ (структурных подразделений общеобразовательных школ), родители длительно тяжело болеющих обучающихся, сами обучающиеся. Всего – не менее 200 человек из не менее 30 субъектов РФ;
      2. Разработка научно-методического обеспечения деятельности госпитальных школ на основе данных, подтвержденных результатами эмпирического исследования;
      3. Разработка проекта российской модели госпитальной школы на основе данных теоретического и эмпирического исследования организации образовательной деятельности госпитальных школ. Структура Проекта предусматривает: перечень используемого понятийного терминологического аппарата; обоснование актуальности Проекта с описанием основных проблем науки и практики в организации образования длительно тяжело болеющих детей; концептуальные основания разработки модели российской госпитальной школы; указание на структурные и функциональные характеристики модели российской госпитальной школы; описание процедуры апробации и оценки эффективности (показатели эффективности); перечень требуемых условий для внедрения модели в единое российское образовательное пространство; другие элементы (на усмотрение авторов Проекта);

Сроки реализации проекта: 2023 — 2024 гг.

Алгоритмы конструирования образовательных программ дошкольного образования в условиях единого образовательного пространства

Цель на 2023 год:

      • Разработка и обоснование типовых алгоритмов конструирования программ ДОО с обязательной (ФОП ДО) и вариативной частями

Задачи на 2023 год:

      1. Выявить и проанализировать механизмы интеграции обязательной и вариативной частей в образовательных программах организаций, реализующих программы дошкольного образования;
      2. Разработать и описать критериальную схему оценки соответствия образовательных программ ДОО обязательному минимуму, заданному в ФОП ДО;
      3. Классифицировать типовые варианты несоответствия образовательных программ ДОО обязательному минимуму, заданному в ФОП ДО;
      4. Разработать шаблон-конструктор, включающий типичные алгоритмы проектирования образовательных программ организаций, реализующих программы дошкольного образования;
      5. Разработать методические рекомендации по использованию шаблона- конструктора при проектировании образовательных программ организациями, реализующими программы дошкольного образования.

Сроки реализации проекта:

    • 2023г.
Психолого-педагогические и нейропсихологические инструменты выявления рисков и индивидуализации развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов

Цель на 2023 год:

      • Разработка и стандартизация комплекса психолого-педагогической и нейропсихологической диагностики детского развития на этапе дошкольного детства

Задачи на 2023 год:

      1. Разработка и методологическое обоснование междисциплинарного комплекса диагностики детского развития на этапе дошкольного детства;
      2. Разработка междисциплинарного комплекса психолого-педагогических и нейропсихологических методов и методик диагностики детского развития на этапе дошкольного детства (для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста), направленного на выявление потенциала и рисков развития ребенка, его индивидуальных особенностей, актуализацию трудностей в освоении образовательной программы ;
      3. Организация условий и подготовка диагностического обследования детей младенческого, раннего и дошкольного возраста в условиях образовательных организаций посредством междисциплинарного комплекса психолого-педагогических и нейропсихологических методов и методик диагностики рисков, потенциала и индивидуализации развития;
      4. Количественный и качественный анализ результатов диагностического обследования потенциала и рисков развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, определение и обоснование стандартных значений результатов (стен и шкал) методами математического анализа, а также обозначение векторов индивидуализации для возрастных и гендерных страт выборки;
      5. Разработка методических рекомендаций по использованию комплекса диагностики детского развития в практике дошкольного образования с целью выявления рисков и потенциала развития ребенка, его индивидуальных особенностей, актуализации трудностей в освоении образовательной программы;
      6. Диссеминация полученных результатов в публикациях, научных докладах на Международных и Всероссийских конференциях по проблемам детского развития и психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО.

Сроки реализации проекта:

    • 2023г.

Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

Разработка и апробация программы просветительской деятельности для родителей детей дошкольного возраста, в том числе на территории новых субъектов Российской Федерации
  • Разработка и внедрение методических кейсов по теме: «Технологии просветительской деятельности» (о способах доведения информации до родителей (законных представителей) в объеме не менее 4 часа;
  • Разработка и внедрение модульной программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации;
  • Разработка программ повышения квалификации педагогов ДОО и проведение курсов;
  • Внедрение и сопровождение программы просветительской деятельности в 85 регионах РФ (работа горячей линии, информационная поддержка);
Разработка и утверждение методических рекомендаций по развитию центров раннего физического развития детей (начиная с двухлетнего возраста), в том числе в дошкольных образовательных организациях
  • Проведения цикла вебинаров с образовательными организациями, на базе которых функционируют центры раннего физического развития;
  • Выявление лучших практик работы центров физического развития;
  • Фестиваль лучших практик;
  • Подготовка сборника лучших практик, с целью их дальнейшего тиражирования;
  • Разработка методических рекомендаций.
Обновление содержания и обеспечение методической поддержки современного качества дошкольного образования
  • Разработка предложений по внесению изменений в ФГОС ДО и примерную основную образовательную программу дошкольного образования;
  • Разработка разъяснений о внесении изменений в ФГОС ДО и примерную основную образовательную программу дошкольного образования;
  • Разработка методических рекомендаций для воспитателей ДОО по реализации образовательных программ дошкольного образования;
  • Проведение Всероссийской конференции по обновлению содержания образования и методов обучения в общем образовании;
  • Организационно-методическое обеспечение по вопросам реализации ООП ДО;
  • Мониторинг реализации обновления ООП ДО в образовательных организациях 85 субъектов РФ.
Школьная медицина: разработка модели первичной профилактики факторов риска современной образовательной среды
  • Определение современных факторов риска здоровья обучающихся;
  • Определение основных направлений осуществления здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
  • Подготовка перечня эффективных здоровьесберегающих технологий и их содержания для образовательных организаций;
  • Разработка организационной модели школьной медицины, основных направлений деятельности специалистов разного профиля;
  • Подготовка перечня инфраструктурного, кадрового и методического обеспечения организационной модели школьной медицины;
  • Организация круглого стола «Основные проблемы школьной медицины и пути их решения».
Сопровождение межведомственного взаимодействия, направленного на повышение качества оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста
  • Анализ правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации организации услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста как в ДОО, в том числе в семейных дошкольных группах, так и вне образовательных организаций (индивидуальными предпринимателями, самозанятыми, организациями) с выявлением общих требований к услуге по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста в системе ДОО и выработке предложений по внесению изменений в федеральное законодательство;
  • Проведение всероссийских мастер-классов, семинаров (вебинаров), в том числе в интерактивной форме, направленных на формирование знаний, умений и навыков, необходимых при оказании нянями (работниками по присмотру и уходу) за детьми дошкольного возраста, в том числе детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, соответствующих услуг;
  • Разработка методических рекомендаций по оказанию услуг присмотра и ухода за воспитанниками ДОО, в том числе с ОВЗ и с инвалидностью.
Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности системы организаций (стажировочных площадок) «Детский сад - маршруты развития», выполняющих организационно-методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования, включая обновление инфраструктуры стажировочных площадок
  • Методическое и экспертно-консультационное сопровождение деятельности стажировочных площадок;
  • Организационно-техническое сопровождение по отбору стажировочных площадок;
  • Организация и проведение повышения квалификации педагогов и управленческого персонала по деятельности стажировочных площадок;
  • Мониторинг деятельности стажировочных площадок;
  • Разработка и внедрение единого инструментов по взаимодействию организаций в системе стажировочных площадок.
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому»

Проблемное поле Конференции:

      • Теоретико-методологические и практические вопросы обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому.

Основная цель Конференции:

      • Обобщение опыта и обсуждение научно-практических аспектов проблематики, связанной с обучением детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому.

К участию в Конференции приглашаются руководители органов управления образованием субъектов Российской Федерации; научные сотрудники и преподаватели образовательных организаций высшего образования и научных учреждений; руководители и специалисты общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы на базе медицинских учреждений (госпитальных школ); представители родительской общественности; слушатели программ профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, студенты и аспиранты профильных направлений подготовки.

Конференция будет проводиться в гибридном формате, очное участие организовано в Москве на флагманской площадке проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем».

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных