Институт развития ребенка

Пресс-конференция, посвященная итогам Всероссийской конференции с международным участием «Физиология развития ребенка»

19 ноября 2024 г. в медиа-центре Министерства просвещения Российской Федерации состоялось официальное закрытие и подведение итогов международной конференции «Физиология развития ребенка», приуроченной к 80-летию Института развития, здоровья и адаптации ребенка (Институт возрастной физиологии РАО). Конференция проходила с 14 по 16 ноября 2024 года и собрала участников из различных регионов России и зарубежья. В пресс-конференции приняли участие организаторы конференции, заведующие лабораториями и ученые Института развития ребенка. 

Открыла встречу директор Института развития ребенка Елена Николаевна Приступа. Она отметила важность обсуждаемых на конференции вопросов и широкий охват регионов, подчеркнув значимость мероприятия для профессионального сообщества.

В течение трех насыщенных дней конференции были представлены доклады и выступления, охватывающие широкий спектр вопросов: от индивидуальных особенностей и возрастных закономерностей когнитивной деятельности до физиологии мышечной деятельности, физического воспитания и здоровьесберегающих технологий в образовании. Участники также обсудили исследования в области госпитальной педагогики и формирования единого образовательного пространства дошкольного детства.

Ученый секретарь Института развития ребенка Оксана Николаевна Адамовская представила архитектуру конференции,направления работы и  ключевые темы, которые были освещены в рамках мероприятия. Заместитель директора по научной работе Александр Анатольевич Володин поделился статистикой участников и географией представленных регионов, что подтвердило широкий охват и высокий интерес к конференции.

Елена Николаевна Приступа представила обзор торжественной части конференции, где почетные гости выразили свои поздравления и признательность институту за многолетнюю работу в области физиологии и педагогики.

Модераторы секционных заседаний поделились впечатлениями о проведении юбилейной конференции, осветили интересные направления работы своих секций и обсудили основные вопросы, поднятые в ходе секционных заседаний.

Регина Ильинична Мачинская, заведующий лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития, выделила просветительскую задачу конференции. Она обозначила, что на пленарном заседании выступили десять выдающихся ученых, представивших новые модели развития ребенка. Среди ключевых направлений для дальнейших исследований были обозначены неравномерность развития детей, нелинейность этого процесса и формирование механизмов произвольной регуляции. Работа секции «Индивидуальные особенности и возрастные закономерности формирования когнитивной деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе. К 100-летию со дня рождения академика Российской академии образования Д.А. Фарбер», модератором которой была Регина Ильинична рассматривала широкий спектр вопросов от речевого развития до взаимоотношений родителей и подростков.

Регина Ильинична также подчеркнула, что прошедшая конференция стала ярким событием как для ученых, так и для практиков. 

Игорь Альлерович Криволапчук, заведующий лабораторией физиолого-гигиенических исследований в образовании, отметил актуальность и новизну представленных материалов, которые соответствуют высоким достижениям мировой науки. Он подчеркнул, что в ходе работы секции «Физиология мышечной деятельности и физическое воспитание» обсуждались вопросы, связанные с интеграцией физиологических знаний в области физиологии мышечной деятельности, проблемы психофизиологии, физического воспитания, проблемы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Все доклады секции отличались актуальностью, новизной и практической значимостью. Активно обсуждались вопросы конкретного применения методик и технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения, с учетом возрастных особенностей развития.

Ирина Владимировна Ермакова, старший научный сотрудник лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании, в своем итоговом выступлении отметила важные результаты в работе секции «Физиология адаптация». Она рассказала о широком спектре обсуждаемых вопросов на секции, физиологических принципов индивидуального развития человека последовательности основных принципов онтогенеза до важных механизмов основных педагогических приемов обучения и воспитания. В частности, были представлены ретроспективные анализы состояния здоровья детей за период с 1981 по 2022 годы, которые показали увеличение числа детей с третьей группой здоровья. В докладах четко выделялись семейные и школьные факторы, влияющие на формирование здоровья детей.

Иван Юрьевич Долуев, заведующий лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики  и модератор секции «Междисциплинарные исследования госпитальной педагогики» при подведении итогов работы конференции, отметил причастность к конференции через уникальный проект «УчимЗнаем». Госпитальная педагогика насчитывает более 150 лет и доклады, представленные на конференции, были небольшой частью исследований, которые проводятся в этой области. Важнейшая цель – продолжение успешного обучения детей после лечения и вернуться в тот ритм жизни, который позволит им стать успешными в жизни. Педагоги и врачи помогают восстановить ребенку его когнитивные функции и вместе работают в процессе реабилитации.

Елена Ивановна Изотова, заведующий лабораторией дошкольного образования и модератор секции «Формирование единого образовательного пространства дошкольного детства: стратегии, практики, ресурсы» , подчеркнула, что юбилейная научная конференция объединила представителей научного сообщества, высшей школы, практиков и молодых исследователей. Самая многочисленной делегацией была представлена Республикой Саха-Якутия. В ходе работы конференции обсуждались вопросы, связанные со спецификой развития детей дошкольного возраста, в зависимости от условий, в которых они воспитываются (независимо от того, есть ли у них возможность посещать дошкольное учреждение или нет. Важное внимание было уделено проблемам и вопросам эмоционального благополучия и в целом психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста, как в условиях организации, так и семьи. Четко был обозначен необходимый инструментарий для формирования благоприятного эмоционального поля. 

Учеными был представлен вопрос феномена осознанного и ответственного родительства. Важно отметить, что исследования, проводимые уважаемыми учеными по освоению образовательных программ, были адаптированы в восьмидесяти регионах Российской Федерации и могут быть внедрены в практику.

В заключение пресс-конференции Елена Николаевна Приступа поблагодарила всех участников за вклад в общее дело, выразив общее мнение, что конференция прошла успешно. Основные выводы и результаты были оформлены в итоговую резолюцию, которая станет вектором для будущих исследований и практики. 

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.