В Санкт-Петербургском государственном университете прошла Всероссийская научная конференция «Императив академика А.А. Ухтомского — мозг и его самопознание», посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося российского ученого. Мероприятие, состоявшееся 15–18 апреля 2025 года, стало важной площадкой для обсуждения современных вопросов нейронауки и когнитивных исследований, объединив ведущих специалистов из разных регионов страны.
Сотрудники лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития Института развития ребенка представили свои исследования на нескольких ключевых симпозиумах.
Заведующая лабораторией Регина Ильинична Мачинская выступила на симпозиуме «Разум, когнитивность, сознание», где представила результаты совместных исследований с Андреем Васильевичем Курганским. В первой части доклада Регина Ильинична проанализировала развитие ключевых идей А.А. Ухтомского в современной нейрокогнитивной науке, в том числе в исследованиях лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития Института развития ребенка. Во второй части были представлены результаты междисциплинарного исследования функциональной организации коры головного мозга у подростков. Результаты этого исследования демонстрируют роль мозговых систем, связанных с обеспечением эмоционально-мотивационных компонентов деятельности, в организации нейронных сетей коры головного мозга, эффективности учебной деятельности и социальной адаптации в подростковом возрасте.
Сотрудники лаборатории также представили ряд постерных докладов, демонстрирующих широкий спектр направлений их научной работы:
- На симпозиуме «Разум, когнитивность, сознание» Илья Витальевич Талалай и Регина Ильинична Мачинская представили постерный доклад об исследовании мотивации приближения и избегания у подростков при выполнении задачи «Go/NoGo». В исследовании были изучены особенности мозговой активности при избирательном торможении реакций в зависимости от типа мотивации: приближения, избегания или её отсутствия.
- На симпозиуме «Память и обучение» Елена Владимировна Кочеткова рассказала о сравнительном анализе корковых функциональных связей при удержании эмоционально окрашенной информации в рабочей памяти у подростков и взрослых. Её работа раскрывает особенности обработки эмоциональной информации в зависимости от возраста, наличия социального контекста и валентности стимулов.
- На симпозиуме «Исследование речи и коммуникации — системный подход» Алла Степановна Верба и Татьяна Андреевна Филиппова в постерном докладе представили результаты популяционного исследования, выполненного в 2019-2022 гг. в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Функциональное развитие (когнитивное, эмоциональное, физическое развития и здоровье) детей дошкольного возраста (3-7 лет)».
Участие сотрудников лаборатории в конференции способствовало обмену опытом с ведущими учеными, представлению результатов своих исследований и укреплению междисциплинарных научных связей.