...

Институт развития ребенка

Ученые Института развития ребенка исследовали феномен ответственного и осознанного родительства

Ученые Института развития ребенка исследовали феномен ответственного и осознанного родительстваВ Институте развития ребенка провели научно-исследовательскую работу (НИР), направленную на изучение представлений об осознанном и ответственном родительстве у современных реальных и потенциальных родителей разного возраста. В 2024 году в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации была реализована НИР по направлению «Модели и механизмы формирования осознанного и ответственного родительства у современной популяции родителей детей дошкольного возраста в контексте просветительской деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования».

О реализации НИР и его результатах Федеральному порталу «Российское образование» рассказала руководитель данного проекта — кандидат психологических наук, доцент Татьяна Павловна Авдулова.

Проектная группа ученых лаборатории дошкольного образования Института развития ребенка на основе анализа понятия родительства в различных дисциплинарных подходах разработала новый диагностический инструмент, который позволил собрать уникальный материал, показывающий, что вкладывают в понятие осознанности и ответственности в родительстве сами родители.

«Разработанный нами диагностический инструмент включает в себя блоки анализа ценностного отношения к ребенку, знание возрастных особенностей и организации детских видов деятельности, анализ эмоционального отношения к ребенку, а также отношение к самому себе как родителю и образ себя как родителя, практические умения взаимодействия с детьми, взаимодействие с социальным окружением, системой образования и общую осознанность родительской ответственности и принятия на себя родительских функций», — подчеркивает Татьяна Павловна.

Исследование проводилось в 42 регионах Российской Федерации и охватило 2517 респондентов в возрасте от 19 до 60 лет. Было выявлено, что осознанное родительство основывается на понимании значимости социальных институтов для развития ребенка и готовности родителей сопровождать его в социализации (детский сад, дополнительное образование, сверстники). Положительное отношение к этим институтам связано с ценностной сферой родителей, их осведомленностью о развитии ребенка и эмоциональной поддержкой.

Результаты исследования характеризуют общественное понимание родительства и подтверждают необходимость разработки технологий просвещения и психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста.

Читать статью на Федеральном портале «Российское образование».

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.