В выпуске № 1, 2025 рецензируемого научного журнала «Science for Education Today» опубликованы результаты исследования, проведенного учеными Института развития ребенка. Исследование было выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов № 073-00073-24-01 от 07.02.2024 по теме «Физиолого-гигиенические особенности адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам в современных условиях обучения».
Авторы статьи, Ермакова Ирина Владимировна, старший научный сотрудник лаборатории физиологии развития и физической культуры обучающихся, кандидат биологических наук, и Адамовская Оксана Николаевна, ученый секретарь, кандидат биологических наук, рассматривают особенности реакции стресс-реализующих систем организма первоклассников на учебную нагрузку в начале учебного года.
Проблема адаптации первоклассников к началу систематического обучения в школе является актуальной, поскольку от ее протекания зависит успешность дальнейшего образования. В доступной литературе практически отсутствуют результаты комплексных исследований, раскрывающие реакции стресс-реализующих систем (вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной) организма первоклассников во время острой адаптации к учебным нагрузкам.
Цель исследования заключалась в выявлении особенностей реакции указанных систем на учебную нагрузку в острый период адаптации к школе. Методология исследования основывалась на теории функциональных систем П. К. Анохина, согласно которой функциональные системы избирательно вовлекаются в адаптационные процессы к изменению факторов внешней среды. Для оценки активности вегетативной нервной системы использовались метод вариабельности сердечного ритма и кожно-гальваническая реакция. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы изучали по показателям частоты сердечных сокращений и артериального давления. Состояние эндокринной системы оценивали по уровню кортизола в слюне.
Результаты комплексного исследования позволяют сделать вывод, что напряжение адаптации к учебной нагрузке в начале систематического обучения в школе отмечается у 50 % первоклассников. Высокий риск развития вегетативной дисфункции имеют школьники с гиперсимпатикотоническим типом регуляции сердечного ритма.