В Институте развития ребенка провели масштабную научно-исследовательскую работу (НИР) по изучению влияния информационно-компьютерных технологий (ИКТ) на здоровье, когнитивные способности и образовательную эффективность учащихся. В рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации была реализована НИР по направлению «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития».
Исследование проводилось в течение пяти лет и охватило общеобразовательные организации из десяти регионов России: Архангельской, Калининградской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской областей, Ставропольского, Хабаровского и Краснодарского краев.
В рамках исследования ученые изучали особенности использования цифровых устройств учениками 2–10 классов как на уроках, так и во внеурочное время. Также были проведены эксперименты, направленные на анализ влияния ИКТ на функциональное состояние организма и когнитивные процессы школьников. В опросах и наблюдениях приняли участие более 11 тысяч учащихся, свыше 5 тысяч родителей младших школьников, 400 педагогов и 73 медицинских работника еще в 2019 году. В 2022 году было собрано свыше 74 тысяч анкет от обучающихся 5–11 классов, более 24 тысяч — от педагогов и около 2 тысяч — от администраций школ.
Анализ полученных данных показал, что в учебное время использование цифровых устройств в основном соответствует установленным санитарным нормам. Однако внеурочное время часто становится причиной чрезмерной нагрузки на детей. Особенно это касается подростков, у которых наблюдается значительное увеличение времени работы за экранами. Это приводит к нарушению режима дня: снижению двигательной активности, уменьшению времени сна и прогулок на свежем воздухе, а также к проблемам с питанием.
Исследования также показали, что бумажные носители информации оказывают меньшую нагрузку на организм по сравнению с электронными устройствами — особенно планшетами. Установлено, что динамичная подача информации и множественные источники зрительного стимула затрудняют концентрацию внимания и работу памяти у детей, особенно младших возрастов.
Результаты НИР предоставляют научную основу для разработки рекомендаций по оптимизации образовательной среды с применением цифровых технологий и сохранению здоровья обучающихся.