...

Институт развития ребенка

Ученые Института развития ребенка исследовали влияние цифровых технологий на функциональное состояние детей

Ученые Института развития ребенка исследовали влияние цифровых технологий на функциональное состояние детейВ Институте развития ребенка провели масштабную научно-исследовательскую работу (НИР) по изучению влияния информационно-компьютерных технологий (ИКТ) на здоровье, когнитивные способности и образовательную эффективность учащихся. В рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации была реализована НИР по направлению «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития».

Исследование проводилось в течение пяти лет и охватило общеобразовательные организации из десяти регионов России: Архангельской, Калининградской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской областей, Ставропольского, Хабаровского и Краснодарского краев.

В рамках исследования ученые изучали особенности использования цифровых устройств учениками 2–10 классов как на уроках, так и во внеурочное время. Также были проведены эксперименты, направленные на анализ влияния ИКТ на функциональное состояние организма и когнитивные процессы школьников. В опросах и наблюдениях приняли участие более 11 тысяч учащихся, свыше 5 тысяч родителей младших школьников, 400 педагогов и 73 медицинских работника еще в 2019 году. В 2022 году было собрано свыше 74 тысяч анкет от обучающихся 5–11 классов, более 24 тысяч — от педагогов и около 2 тысяч — от администраций школ.

Анализ полученных данных показал, что в учебное время использование цифровых устройств в основном соответствует установленным санитарным нормам. Однако внеурочное время часто становится причиной чрезмерной нагрузки на детей. Особенно это касается подростков, у которых наблюдается значительное увеличение времени работы за экранами. Это приводит к нарушению режима дня: снижению двигательной активности, уменьшению времени сна и прогулок на свежем воздухе, а также к проблемам с питанием.

Исследования также показали, что бумажные носители информации оказывают меньшую нагрузку на организм по сравнению с электронными устройствами — особенно планшетами. Установлено, что динамичная подача информации и множественные источники зрительного стимула затрудняют концентрацию внимания и работу памяти у детей, особенно младших возрастов.

Результаты НИР предоставляют научную основу для разработки рекомендаций по оптимизации образовательной среды с применением цифровых технологий и сохранению здоровья обучающихся. 

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.