...

Институт развития ребенка

Ученые Института развития ребенка изучили особенности адаптации первоклассников к учебным нагрузкам

Ученые Института развития ребенка изучили особенности адаптации первоклассников к учебным нагрузкамВ Институте развития ребенка провели научно-исследовательскую работу (НИР), направленную на изучение процесса адаптации первоклассников к современным образовательным условиям. В рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации была реализована НИР по направлению «Физиолого-гигиенические особенности адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам в современных условиях обучения».

О реализации НИР и его результатах Федеральному порталу «Российское образование» рассказал руководитель проекта – доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры обучающихся Игорь Альлерович Криволапчук.

Проектная группа ученых применила комплексный междисциплинарный подход для изучения приспособительных изменений в организме детей на протяжении всего учебного года. Были проанализированы физиологические, поведенческие и субъективные показатели состояния первоклассников с учетом режима дня и величины учебной нагрузки. Исследование проводилось в условиях естественного эксперимента в динамике учебного дня, недели и года. 

«В условиях естественного эксперимента исследована динамика количественных и качественных параметров умственной работоспособности, осуществлена регистрация показателей функционального состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем у обучающихся в процессе учебной деятельности. В ходе исследования установлено, что адаптация к школе, прежде всего к учебным нагрузкам, у значительной части обучающихся первых классов протекает с выраженным напряжением ключевых физиологических систем на фоне развивающегося утомления», – рассказал Игорь Альлерович.

Исследование также показало, что оптимальная работоспособность у детей достигается в среду, тогда как к пятнице интенсивность работы снижается особенно заметно. У 40% первоклассников от понедельника к пятнице увеличивается уровень кортизола после уроков, что указывает на высокую нагрузку и стрессовое состояние.

Результаты исследования подчеркивают необходимость индивидуального подхода к оценке рисков неблагоприятных изменений функционального состояния организма первоклассников при адаптации к современной образовательной среде. Результаты работы могут быть использованы для разработки рекомендаций по оптимизации процесса адаптации детей к школьному обучению. 

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.