В Институте развития ребенка провели научно-исследовательскую работу (НИР), направленную на изучение процесса адаптации первоклассников к современным образовательным условиям. В рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации была реализована НИР по направлению «Физиолого-гигиенические особенности адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам в современных условиях обучения».
О реализации НИР и его результатах Федеральному порталу «Российское образование» рассказал руководитель проекта – доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры обучающихся Игорь Альлерович Криволапчук.
Проектная группа ученых применила комплексный междисциплинарный подход для изучения приспособительных изменений в организме детей на протяжении всего учебного года. Были проанализированы физиологические, поведенческие и субъективные показатели состояния первоклассников с учетом режима дня и величины учебной нагрузки. Исследование проводилось в условиях естественного эксперимента в динамике учебного дня, недели и года.
«В условиях естественного эксперимента исследована динамика количественных и качественных параметров умственной работоспособности, осуществлена регистрация показателей функционального состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем у обучающихся в процессе учебной деятельности. В ходе исследования установлено, что адаптация к школе, прежде всего к учебным нагрузкам, у значительной части обучающихся первых классов протекает с выраженным напряжением ключевых физиологических систем на фоне развивающегося утомления», – рассказал Игорь Альлерович.
Исследование также показало, что оптимальная работоспособность у детей достигается в среду, тогда как к пятнице интенсивность работы снижается особенно заметно. У 40% первоклассников от понедельника к пятнице увеличивается уровень кортизола после уроков, что указывает на высокую нагрузку и стрессовое состояние.
Результаты исследования подчеркивают необходимость индивидуального подхода к оценке рисков неблагоприятных изменений функционального состояния организма первоклассников при адаптации к современной образовательной среде. Результаты работы могут быть использованы для разработки рекомендаций по оптимизации процесса адаптации детей к школьному обучению.