...

Институт развития ребенка

«Живая история Победы»: итоги серии педагогических вебинаров, посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

«Живая история Победы»: итоги серии педагогических вебинаров, посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войнеНа пресс-конференции в пресс-центре Министерства просвещения Российской Федерации были подведены итоги серии педагогических вебинаров «Живая история Победы», организованных ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (далее — Институт развития ребенка) при поддержке партнера — издательского дома «Первое сентября».

Вебинары прошли в рамках реализации Плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2024 года № 1174-р.

Идейным вдохновителем и руководителем проекта выступила директор Института развития ребенка, доктор педагогических наук, профессор Елена Николаевна Приступа. Цель проекта — расширить общественный интерес к теме сохранения исторической памяти, популяризировать образовательные инициативы, направленные на патриотическое воспитание молодежи, а также укрепить межпоколенческую преемственность.

Пресс-конференция: открытие и цели проекта

Пресс-конференцию провел заместитель директора по инновационной деятельности Института развития ребенка, доктор юридических наук, кандидат педагогических наук Владимир Львович Кабанов. Он начал встречу словами:

«Этот год очень важен для нас. Год 80-летия Победы объявлен годом Защитника Отечества — в честь всех участников, героев Великой Отечественной войны, а также в честь наших бойцов специальной военной операции. И в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации, при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации наш Институт развития ребенка провел вебинары, которые называются «Живая история Победы».

Серия включала шесть уникальных встреч с ветераном, историками, писателями, деятелями культуры и педагогами. Участники рассказывали о подвигах советских солдат, роли образования в тылу, а также о значении литературы и искусства в формировании патриотических ценностей.

Кристина Игоревна Сидорина, исполнительный директор издательского дома «Первое сентября», отметила важность передачи памяти о жертвах войны следующим поколениям и поблагодарила команду за сотрудничество. Директор по развитию издательского дома Роман Анатольевич Макаревич подчеркнул, что участие в проекте стало для коллектива честью и возможностью внести вклад в формирование духовно богатого и образованного поколения.

Знаменательное начало: встреча с ветераном

Открыла проект встреча директора Института развития ребенка Елены Николаевны Приступы с участником Великой Отечественной войны Алексеем Николаевичем Каштановым — сапером, прошедшим войну от начала до Победы, подполковником милиции в отставке. Его живой рассказ о военном пути стал важным стартом для всей серии. Жизненный путь Алексея Каштанова, отметившего 100-летний юбилей, стал ярким примером стойкости, любви к Родине и служения людям.

Алексей Николаевич скончался 2 марта 2025 года на 101-м году жизни. На пресс-конференции была объявлена минута молчания в память об этом удивительном человеке.

Сохранение памяти — дело каждого

Ключевым направлением проекта стало формирование у молодых поколений уважения к истории своей страны.

Писатель Дмитрий Николаевич Поляков-Катин поделился взглядами на формы работы с молодежью по сохранению исторической правды. Он отметил, что воспитание патриотизма невозможно без уважения к культуре и истории своей страны. Дмитрий Николаевич подчеркнул важность реальных историй и личных свидетельств как основы патриотического воспитания, а также отметил незаменимую роль учителя в этом процессе.

Проект «Лица Победы»: связь поколений

В ходе пресс-конференции была представлена важная общественная инициатива — всенародный исторический проект «Лица Победы» , реализуемый Центральным музеем Победы на Поклонной горе. Руководитель проекта, помощник генерального директора Центрального Музея Победы, правнучка маршала Георгия Жукова Варвара Кирилловна Ерохина призвала граждан принять участие в сборе биографий участников войны и тружеников тыла. Она отметила, что участие в сборе историй своих предков способствует формированию сопричастности к истории страны и укреплению связи между поколениями.

Литература как инструмент памяти

О важности детских книг о войне рассказала Надежда Викторовна Кузнецова, детский писатель, президент Фонда поддержки и развития детской литературы «Надежда», учредитель Всероссийского конкурса рукописей произведений для детей «Первая книга» . Она подчеркнула необходимость создания произведений на доступном языке, понятном современному ребенку, и призвала педагогов, родителей и библиотекарей активно использовать такие книги в работе с детьми.

В завершение Владимир Львович Кабанов представил краткий обзор вебинаров, участники которых не присутствовали на пресс-конференции. Среди них — встреча с историком Станиславом Васильевичем Аристовым о роли образования в годы войны и воспитании героизма среди детей. Также был упомянут вебинар с писателем и историком Мариной Валерьевной Ганичевой, посвященный духовно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Особый интерес вызвал разговор директора Института развития ребенка Елены Николаевны Приступы с народным артистом России Юрием Владимировичем Назаровым и актрисой Полиной Дмитриевной Нечитайло о связи поколений через литературу, кино и семейные традиции.

Проект «Живая история Победы» стал важным шагом в деле сохранения исторической памяти и формирования ответственного, патриотически ориентированного поколения.

Видеозапись пресс-конференции доступна по ссылке.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.