Институт развития ребенка

Резолюция конференции «Физиология развития ребенка»

Проект

Резолюция
по итогам Всероссийской конференции с международным участием «Физиология развития ребенка», приуроченной к 80-летию Института развития, здоровья и адаптации ребенка (Институт возрастной физиологии РАО)

Всероссийская конференция с международным участием  «Физиология развития ребенка», приуроченная к 80-летию Института развития, здоровья и адаптации ребенка, проходила 14-16 ноября 2024 в смешанном формате, дискуссионные площадки были организованы на базе  отеля «Бета» Измайлово: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, корп. 2Б; НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, г. Москва, ул. Саморы Машела, 1 и ФГБНУ «ИРЗАР», г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2.

География конференции включала участников из Российской Федерации, Казахстана, Беларуси, Италии, Мексики, ОАЭ.

Основные направления работы конференции:

  1. Индивидуальные особенности и возрастные закономерности формирования когнитивной деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе (к 100-летию со дня рождения академика Российской академии образования Д.А. Фарбер).
  2. Физиология адаптации.
  3. Физическое и моторное развитие детей и подростков.
  4. Физиология мышечной деятельности и физическое воспитание.
  5. Проблемы преподавания возрастной физиологии
    и психофизиологии в педагогических вузах.
  6. Здоровьесберегающие технологии в образовании.
    Школьная медицина.
  7. Формирование единого образовательного пространства дошкольного детства: стратегии, практики, ресурсы.
  8. Междисциплинарные исследования госпитальной педагогики.

Участники конференции: в работе конференции приняли участие ученые, специалисты в области педагогики, физиологии, психологии, спорта, представители организации общего, профессионального и дополнительного образования. В рамках 7 секций и Пленарного заседания было представлено более 140 докладов. Среди докладчиков 112 участников имеют ученую степень, из них 44 доктора наук (2 академика РАО, 2 члена-корреспондента РАО и 1 член-корреспондент РАН), 68 кандидатов наук различных отраслей научного знания. В работе секций было представлено 19 докладов от педагогов общего образования.

География участников конференции представлена 25 регионами Российской Федерации: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Архангельская, Белгородская, Кемеровская, Курганская, Магаданская, Нижегородская, Новосибирская, Херсонская, Ярославская, Челябинская, Свердловская, Ивановская, Курганская области, Луганская народная республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра,Чувашская республика, Краснодарский, Пермский, Ставропольский, Приморский край. Также в конференции были представлены доклады зарубежных гостей из Беларуси, Италии.

Участники конференции обсудили проблемы фундаментальных и прикладных исследований когнитивного и физического развития, сохранения и укрепления здоровья ребенка, его адаптации к изменяющимся социальным условиям и информационным нагрузкам. Достаточно представительным был и возрастной диапазон исследований: от дошкольного до юношеского возраста. На конференции рассматривались результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, а также широко были представлены практические разработки в области общего, высшего и дополнительного профессионального образования, просвещения родителей.

Секция «Индивидуальные особенности и возрастные закономерности формирования когнитивной деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе. К 100-летию со дня рождения академика Российской академии образования Д.А. Фарбер»

На заседании секции «Индивидуальные особенности и возрастные закономерности формирования когнитивной деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе. К 100-летию со дня рождения академика Российской академии образования Д.А. Фарбер» приняли участие ученые из ведущих научных центров Москвы, Санкт-Петербурга и научного кластера «Сириус». Представленные на секции научные доклады отражают особенности современных научных исследований в области когнитивного развития. Следует отметить два характерных момента: (1) внимание исследователей к тем компонентам поведения и познавательной деятельности, которые необходимы не только для успешного когнитивного развития, но и для формирования навыков социального взаимодействия; (2) доминирование междисциплинарного подхода к изучению когнитивных функций – практически в каждом из представленных исследований использовались поведенческие, психологические и нейрофизиологические методы анализа и проводилось их сопоставление. Был затронут широкий спектр актуальных проблем развития детей и подростков, включая исследования формирования речевой функции, внимания, а также взаимодействия когнитивных и эмоционально-мотивационных аспектов социального поведения на разных этапах онтогенеза.  В «речевом» пуле докладов были продемонстрированы результаты экспериментальных исследований, направленных на: (1) выявление возрастных закономерностей формирования речевых функциональных систем, (2) разработку оригинальных экологически валидных нейрофизиологических методик для исследования и объективной оценки развития механизмов восприятия речевой информации; (3) исследование формирования моторных компонентов речевой деятельности в младенческом и раннем детском возрасте как базиса прогрессивного развития речи в более старшем возрасте; (4) исследования возрастных особенностей мозгового обеспечения синтаксических компонентов речи у дошкольников и младших школьников. В докладах, посвященных исследованию когнитивных и эмоционально-мотивационных аспектов социального взаимодействия в детском и подростковом возрасте были представлены данные: (1) о возрастных особенностях восприятия и категоризации эмоционально-окрашенной информации в дошкольном и младшем школьном возрасте, (2) о связи между способностью оценить эмоциональное состояние другого и развитием различных аспектов когнитивного контроля, (3) о влиянии детско-родительских отношений на успешность освоения школьных знаний в старших классах в России и Киргизстане. Исследования внимания были представлены данными о  возрастной динамике эффективности различных его компонентов (длительного поддержания, подавления привычных или импульсивных действий, избирательности и распределения в возрастном диапазоне от 6 до 12 лет), а также результатами исследования мозгового обеспечения селективной преднастройки к восприятию значимой зрительной и слуховой информации.

Участники секции отметили актуальность изучения социальных и эмоционально-мотивационных аспектов формирования когнитивных функций у детей и подростков, учитывая усиливающуюся информационную и эмоциональную нагрузку на современного ребенка.

Секция «Физиология адаптации»

В ходе работы секции «Физиология адаптации» учеными и практиками из Москвы, Иваново, Новосибирска, Екатеринбурга, Архангельска, Санкт-Петербурга, Кемерово, Нижнего Новгорода было представлено 16 докладов.   

Были освещены физиологические принципы индивидуального развития человека, затронуты актуальные проблемы, обусловленные возрастными, конституциональными, природными, социально-экономическими особенностями адаптации ребенка; проблемы, связанные с адаптацией детей к учебным нагрузкам, в том числе, при использовании компьютерных технологий обучения, были представлены результаты исследований функционального состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной систем при воздействии различных факторов.

Секция «Здоровьесберегающие технологии в образовании. Школьная медицина»

Работа секции «Здоровьесберегающие технологии в образовании. Школьная медицина»прошла под девизом «Сегодня здоровые дети – завтра здоровый народ!». В ходе работы секции были рассмотрены управленческие, педагогические, психологические, санитарно-гигиенические, медико-профилактические и социальные аспекты здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях и решались задачи методологического, организационного, научно-методического характера, в том числе была осуществлена попытка концептуализации подходов к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников как одного из ключевых направлений социализации в системе образования, представлен опыт здоровьеориентированной деятельности организаций общего образования.

Особое внимание уделялось обсуждению вопросов:

  • развития здоровьеориентированной личностной позиции детей с достаточными и ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечения системы образования квалифицированными кадрами для решения задач формирования культуры здорового образа жизни, социализации, сбережения и приумножения ресурсов физического и психического здоровья обучающихся и воспитанников;
  • оптимизации ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства для создания единого здоровьесозидающего образовательного пространства на территории Российской Федерации.

В ходе выступлений и дискуссии было отмечено следующее.

  • необходимо создать систему обучения здоровью подрастающего поколения;
  • необходимо наладить профессиональную подготовку и повышение квалификации учителей, для реализации функций в области сохранения и укрепления здоровья, предусмотреть в образовательных организациях соответствующие штатные должности, включая медицинские кадры, осуществляющие просветительскую функцию;
  • обращает на себя внимание недостаточно реализованный в массовой практике потенциал социального партнерства и межведомственного взаимодействия для сохранения здоровья учащихся образовательной организации в деле продвижения культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников.

В целом участники секции выразили одобрение деятельности и проектов Министерства просвещения Российской Федерации в области развития и распространения лучших практик успешной социализации обучающихся и воспитанников по направлению здоровьесбережения обучающихся.

Выступающие отмечали, что в контексте такого понимания здоровьеориентированной деятельности образовательных организаций функции каждого педагогического работника с учетом специфики его деятельности становятся понятными и акцентируются в первую очередь на образовательной составляющей, позволяют использовать для достижения задач в области сохранения, укрепления и развития здоровья обучающихся механизмы и средства именно педагогической профессии.

Секция «Формирование единого образовательного пространства дошкольного детства: стратегии, практики, ресурсы»

В ходе работы секции «Формирование единого образовательного пространства дошкольного детства: стратегии, практики, ресурсы» были представлены и обсуждены результаты научных исследований и прикладных проектов в области дошкольного образования, которые осуществлялись в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В частности, были рассмотрены методологические основания проектирования единого образовательного пространства с учетом регионального компонента, вопросы взаимодействия различных субъектов образовательных отношений в дошкольной образовательной организации, был воссоздан психологический портрет современного дошкольника и определены условия гармоничной социализации и психологического благополучия ребенка дошкольного возраста.

Особое внимание уделялось обсуждению вопросов:

  • развитие детей дошкольного возраста в условиях социокультурных вызовов информационного общества;
  • итоги общественно-профессионального обсуждения Концепции развития дошкольного образования до 2030 года;
  • инструменты педагогической диагностики освоения детьми федеральной образовательной программы дошкольного образования;
  • содействие развитию «родительских» компетенций с учетом потребностей ребенка и особенностей семейного воспитания;
  • региональные аспекты формирования единого образовательного пространства дошкольного детства.

В ходе выступлений и дискуссии было отмечено следующее:

  • следует обратить внимание на качество освоения детьми федеральной образовательной программы дошкольного образования в условиях дошкольной образовательной организации;
  • обращает на себя внимание, недостаточно эффективная диссеминация знаний о субкультуре детства в родительском и профессиональном сообществах путем использования медиасредств;
  • необходимо уделить особое внимание организации досуга детей дошкольного возраста в целях их развития, воспитания, обучения и социализации;
  • в процессе формирования единого образовательного пространства необходимо учитывать региональные особенности системы дошкольного образования;
  • провести анализ и отбор историко-педагогического материала с учетом актуальных задач воспитания и обучения детей для знакомства с ним широкого круга действующих педагогических работников.

В целом участники секции выразили одобрение основных концептуальных документов Министерства просвещения Российской Федерации в области развития системы дошкольного образования.

Секция «Междисциплинарные исследования госпитальной педагогики»

В ходе работы секции «Междисциплинарные исследования госпитальной педагогики» были рассмотрены управленческие, педагогические, психологические и социальные аспекты обеспечения конституционного права на получение полноценного образования в стенах медицинских учреждений для длительно и тяжело болеющих детей. Решались задачиметодологического, организационного, научно-методического характера, в том числе была осуществлена попытка описания модели госпитальной школы на примере Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», представлен опыт здоровьесберегающей деятельности организаций общего образования.

Особое внимание уделялось обсуждению вопросов:

  • реализации модели госпитальных школ в Российской Федерации;
  • развития теоретического аппарата госпитальной педагогики на современном этапе в Российской Федерации и за рубежом;
  • обеспечения госпитальных школ в России квалифицированными кадрами для решения ключевых задач по обеспечению полноценного образовательного процесса для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских учреждениях;
  • оптимизации ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства для создания единого образовательного пространства госпитальных школ на территории Российской Федерации.

В ходе выступлений и дискуссии было отмечено следующее.

  • необходимо развивать систему подготовки квалифицированных кадров в магистратуре и аспирантуре для работы в условиях госпитальных школ;
  • обращает на себя внимание, недостаточно реализованный в массовой практике потенциал социального партнерства и межведомственного взаимодействия для поддержания детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинский организациях.
  • необходимо осуществление комплексного междисциплинарного подхода к реабилитации длительно болеющих детей.

В целом участники секции выразили одобрение деятельности и проектов Министерства просвещения Российской Федерации в области развития и распространения лучших практик образования детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях

Секция «Физиология мышечной деятельности и физическое воспитание»

На заседании секции «Физиология мышечной деятельности и физическое воспитание»приняли участие ученые и практики из научных центров Российской Федерации и Республики Беларусь. Представленные научные доклады, отражают современное состояние фундаментальных и прикладных исследований в области изучения физиологических функций и механизмов их регуляции при мышечной деятельности, а также ключевые проблемы физического воспитания детей разного возраста.

Работа секции осуществлялась по нескольким основным научным направлениям:

— физиологические закономерности развития мышечной энергетики и работоспособности в различные возрастные периоды;

— особенности морфофункционального развития детей дошкольного возраста в сопоставлении с данными Всемирной Организации Здравоохранения;

— совершенствование процесса обучения технике циклических и ациклических локомоций в процессе физического воспитания детей на разных этапах возрастного развития на основе анализа кинематической и биоэнергетической структуры движений;

— структура и содержание общего и среднего образования в области физической культуры, организация двигательной активности на уровне общего образования;

— особенности режима двигательной активности детей дошкольного возраста с учетом специфики физических упражнений;

— исследование нейродинамических особенностей юных спортсменов, занимающихся различными видами единоборств на начальном этапе тренировочного процесса;

В области физиологии мышечной деятельности основное внимание уделено проблемам обоснования новых тестовых процедур, пригодных для оценки мышечной энергетики и работоспособности дошкольников в онтогенетическом аспекте, а также проблемам становления механизмов вегетативного и энергетического обеспечения мышечной деятельности в период полового созревания. Наряду с этим представленные материалы отражают современные тенденции и закономерности морфофункционального развития детей дошкольного и подросткового возраста.

Участники секции подчеркнули актуальность проведения междисциплинарных и прикладных исследований в области физиологии мышечной деятельности, физического воспитания и спортивной тренировки детей для выявления закономерностей адаптации организма ребенка к физическим нагрузкам разной направленности, объема и интенсивности в различные периоды возрастного развития в современных социокультурных условиях.

Наряду с этим докладчики отметили актуальность фундаментальных исследований по разработке теоретических и методологических основ модернизации образования в области физического воспитания на основе современных медико-биологических и педагогических технологий, почеркнули значимость физиологических исследований для обоснования рациональных режимов физического воспитания детей на разных этапах возрастного развития. Было отмечено, что освоение техники циклических и ациклических локомоций (бега, прыжков и метаний) является центральной задачей физического воспитания в школе. Однако эта задача решается сегодня недостаточно эффективно, в связи с чем не все школьники выполняют необходимые нормативы. Учет физиологических и биомеханических особенностей формирования локомоций на разных возрастных этапах является новым и неиспользованным резервом в повышении эффективности физического воспитания на разных возрастных этапах.

РЕШИЛИ:

  1. Отметить высокую значимость комплексных междисциплинарных научных исследований по проблемам развития, здоровья и адаптации детей на разных возрастных этапах, содействовать их расширению и поддерживать ученых и специалистов, вносящих вклад в исследование детского организма.
  2. Развивать профессиональные контакты между исследователями в области изучения развития, здоровья и адаптации детей.
  3. Способствовать проведению профессиональных конференций, методических семинаров и симпозиумов для обмена знаниями и инструментами исследований.
  4. Уделять внимание популяризации научных знаний по вопросам развития ребенка, сохранения здоровья, мерах профилактики рисков здоровью, обучению и воспитанию.
  5. Развивать деятельность по просвещению работников образовательных учреждений и родителей по актуальным проблемам развития, здоровьесбережения, адаптации и образования детей.
  6. Инициировать совместные проекты, направленные на исследование различных аспектов морфофункционального, моторного и когнитивного развития детей.
  7. Поддерживать проведение комплексных междисциплинарных научных исследований для решения стратегических задач по проблемам улучшения функционального состояния организма детей разного возраста на основе использования рациональной двигательной активности, эффективных средств физического воспитания и спортивной тренировки.
  8. Информировать образовательные организации о нормативно-правовых документах по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды.
  9. Стимулировать и поддерживать поиск новых подходов, ориентированных наформирование единого образовательного пространства дошкольного детства и повышение качества дошкольного образования.
  10. Поддерживать разработку и внедрение наиболее эффективных технологий, методик и форм организации образовательной деятельности с учетом требований ФОП ДО в образовательную практику дошкольной образовательной организации.
  11. Создавать благоприятные условия развития, обучения, воспитания и социализации детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
  12. Признать, что просветительская деятельность родителей выступает значимой частью профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, инструментом формирования единого образовательного пространства страны и позиции осознанного ответственного родительства.
  13. Отметить высокую значимость использования отечественного научного наследия в современном дошкольном образовании как важный источник формирования у педагогов представлений о развитии традиционных российских духовно-нравственных ценностей, методологических подходах к воспитанию и обучению детей в дошкольный период.
  14. Актуализировать научно-исследовательскую деятельность по обобщению лучших практик и технологий дошкольного и школьного образования в контексте реализации созидательных стратегий и моделей, предусмотренных ФОП ДО.
  15. Развивать и поддерживать научно-исследовательскую деятельность по обобщению лучших практик и технологий обучения и воспитания длительно болеющих детей.
  16. Стимулировать и поддерживать поиск новых подходов, ориентированных на формирование единого образовательного пространства госпитальных школ в Российской Федерации.
  17. Поддерживать исследования и практические разработки инструментов и методов для развития и успешной социализации длительно болеющих детей, в том числе в условиях госпитальной школы.
  18. Создавать благоприятные условия развития, обучения, воспитания и социализации длительно болеющих детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
  19. Отметить высокую значимость комплексных междисциплинарных научных исследований по проблемам образования и развития детей, нуждающихся в длительном лечении.
  20. Поддерживать исследования и практические разработки инструментов и методов для развития и успешной социализации длительно болеющих детей, в том числе в условиях госпитальной школы.
  21. Информировать образовательное сообщество о нормативно-правовых документах по вопросам образовательной деятельности в госпитальных школах.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.