Проект
Резолюция
по итогам Всероссийской конференции с международным участием
«Физиология развития ребенка», приуроченной к 80-летию
Института развития, здоровья и адаптации ребенка
(Институт возрастной физиологии РАО)
Всероссийская конференция с международным участием «Физиология развития ребенка», приуроченная к 80-летию Института развития, здоровья и адаптации ребенка, проходила 14-16 ноября 2024 в смешанном формате, дискуссионные площадки были организованы на базе отеля «Бета» Измайлово: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, корп. 2Б; НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, г. Москва, ул. Саморы Машела, 1 и ФГБНУ «ИРЗАР», г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2.
География конференции включала участников из Российской Федерации, Казахстана, Беларуси, Италии, Мексики, ОАЭ.
Основные направления работы конференции:
- Индивидуальные особенности и возрастные закономерности формирования когнитивной деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе (к 100-летию со дня рождения академика Российской академии образования Д.А. Фарбер).
- Физиология адаптации.
- Физическое и моторное развитие детей и подростков.
- Физиология мышечной деятельности и физическое воспитание.
- Проблемы преподавания возрастной физиологии
и психофизиологии в педагогических вузах. - Здоровьесберегающие технологии в образовании.
Школьная медицина. - Формирование единого образовательного пространства дошкольного детства: стратегии, практики, ресурсы.
- Междисциплинарные исследования госпитальной педагогики.
Участники конференции: в работе конференции приняли участие ученые, специалисты в области педагогики, физиологии, психологии, спорта, представители организации общего, профессионального и дополнительного образования. В рамках 7 секций и Пленарного заседания было представлено более 140 докладов. Среди докладчиков 112 участников имеют ученую степень, из них 44 доктора наук (2 академика РАО, 2 члена-корреспондента РАО и 1 член-корреспондент РАН), 68 кандидатов наук различных отраслей научного знания. В работе секций было представлено 19 докладов от педагогов общего образования.
География участников конференции представлена 25 регионами Российской Федерации: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Архангельская, Белгородская, Кемеровская, Курганская, Магаданская, Нижегородская, Новосибирская, Херсонская, Ярославская, Челябинская, Свердловская, Ивановская, Курганская области, Луганская народная республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра,Чувашская республика, Краснодарский, Пермский, Ставропольский, Приморский край. Также в конференции были представлены доклады зарубежных гостей из Беларуси, Италии.
Участники конференции обсудили проблемы фундаментальных и прикладных исследований когнитивного и физического развития, сохранения и укрепления здоровья ребенка, его адаптации к изменяющимся социальным условиям и информационным нагрузкам. Достаточно представительным был и возрастной диапазон исследований: от дошкольного до юношеского возраста. На конференции рассматривались результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, а также широко были представлены практические разработки в области общего, высшего и дополнительного профессионального образования, просвещения родителей.
Секция «Индивидуальные особенности и возрастные закономерности формирования когнитивной деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе. К 100-летию со дня рождения академика Российской академии образования Д.А. Фарбер»
На заседании секции «Индивидуальные особенности и возрастные закономерности формирования когнитивной деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе. К 100-летию со дня рождения академика Российской академии образования Д.А. Фарбер» приняли участие ученые из ведущих научных центров Москвы, Санкт-Петербурга и научного кластера «Сириус». Представленные на секции научные доклады отражают особенности современных научных исследований в области когнитивного развития. Следует отметить два характерных момента: (1) внимание исследователей к тем компонентам поведения и познавательной деятельности, которые необходимы не только для успешного когнитивного развития, но и для формирования навыков социального взаимодействия; (2) доминирование междисциплинарного подхода к изучению когнитивных функций – практически в каждом из представленных исследований использовались поведенческие, психологические и нейрофизиологические методы анализа и проводилось их сопоставление. Был затронут широкий спектр актуальных проблем развития детей и подростков, включая исследования формирования речевой функции, внимания, а также взаимодействия когнитивных и эмоционально-мотивационных аспектов социального поведения на разных этапах онтогенеза. В «речевом» пуле докладов были продемонстрированы результаты экспериментальных исследований, направленных на: (1) выявление возрастных закономерностей формирования речевых функциональных систем, (2) разработку оригинальных экологически валидных нейрофизиологических методик для исследования и объективной оценки развития механизмов восприятия речевой информации; (3) исследование формирования моторных компонентов речевой деятельности в младенческом и раннем детском возрасте как базиса прогрессивного развития речи в более старшем возрасте; (4) исследования возрастных особенностей мозгового обеспечения синтаксических компонентов речи у дошкольников и младших школьников. В докладах, посвященных исследованию когнитивных и эмоционально-мотивационных аспектов социального взаимодействия в детском и подростковом возрасте были представлены данные: (1) о возрастных особенностях восприятия и категоризации эмоционально-окрашенной информации в дошкольном и младшем школьном возрасте, (2) о связи между способностью оценить эмоциональное состояние другого и развитием различных аспектов когнитивного контроля, (3) о влиянии детско-родительских отношений на успешность освоения школьных знаний в старших классах в России и Киргизстане. Исследования внимания были представлены данными о возрастной динамике эффективности различных его компонентов (длительного поддержания, подавления привычных или импульсивных действий, избирательности и распределения в возрастном диапазоне от 6 до 12 лет), а также результатами исследования мозгового обеспечения селективной преднастройки к восприятию значимой зрительной и слуховой информации.
Участники секции отметили актуальность изучения социальных и эмоционально-мотивационных аспектов формирования когнитивных функций у детей и подростков, учитывая усиливающуюся информационную и эмоциональную нагрузку на современного ребенка.
Секция «Физиология адаптации»
В ходе работы секции «Физиология адаптации» учеными и практиками из Москвы, Иваново, Новосибирска, Екатеринбурга, Архангельска, Санкт-Петербурга, Кемерово, Нижнего Новгорода было представлено 16 докладов.
Были освещены физиологические принципы индивидуального развития человека, затронуты актуальные проблемы, обусловленные возрастными, конституциональными, природными, социально-экономическими особенностями адаптации ребенка; проблемы, связанные с адаптацией детей к учебным нагрузкам, в том числе, при использовании компьютерных технологий обучения, были представлены результаты исследований функционального состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной систем при воздействии различных факторов.
Секция «Здоровьесберегающие технологии в образовании. Школьная медицина»
Работа секции «Здоровьесберегающие технологии в образовании. Школьная медицина»прошла под девизом «Сегодня здоровые дети – завтра здоровый народ!». В ходе работы секции были рассмотрены управленческие, педагогические, психологические, санитарно-гигиенические, медико-профилактические и социальные аспекты здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях и решались задачи методологического, организационного, научно-методического характера, в том числе была осуществлена попытка концептуализации подходов к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников как одного из ключевых направлений социализации в системе образования, представлен опыт здоровьеориентированной деятельности организаций общего образования.
Особое внимание уделялось обсуждению вопросов:
- развития здоровьеориентированной личностной позиции детей с достаточными и ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечения системы образования квалифицированными кадрами для решения задач формирования культуры здорового образа жизни, социализации, сбережения и приумножения ресурсов физического и психического здоровья обучающихся и воспитанников;
- оптимизации ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства для создания единого здоровьесозидающего образовательного пространства на территории Российской Федерации.
В ходе выступлений и дискуссии было отмечено следующее.
- необходимо создать систему обучения здоровью подрастающего поколения;
- необходимо наладить профессиональную подготовку и повышение квалификации учителей, для реализации функций в области сохранения и укрепления здоровья, предусмотреть в образовательных организациях соответствующие штатные должности, включая медицинские кадры, осуществляющие просветительскую функцию;
- обращает на себя внимание недостаточно реализованный в массовой практике потенциал социального партнерства и межведомственного взаимодействия для сохранения здоровья учащихся образовательной организации в деле продвижения культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников.
В целом участники секции выразили одобрение деятельности и проектов Министерства просвещения Российской Федерации в области развития и распространения лучших практик успешной социализации обучающихся и воспитанников по направлению здоровьесбережения обучающихся.
Выступающие отмечали, что в контексте такого понимания здоровьеориентированной деятельности образовательных организаций функции каждого педагогического работника с учетом специфики его деятельности становятся понятными и акцентируются в первую очередь на образовательной составляющей, позволяют использовать для достижения задач в области сохранения, укрепления и развития здоровья обучающихся механизмы и средства именно педагогической профессии.
Секция «Формирование единого образовательного пространства дошкольного детства: стратегии, практики, ресурсы»
В ходе работы секции «Формирование единого образовательного пространства дошкольного детства: стратегии, практики, ресурсы» были представлены и обсуждены результаты научных исследований и прикладных проектов в области дошкольного образования, которые осуществлялись в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В частности, были рассмотрены методологические основания проектирования единого образовательного пространства с учетом регионального компонента, вопросы взаимодействия различных субъектов образовательных отношений в дошкольной образовательной организации, был воссоздан психологический портрет современного дошкольника и определены условия гармоничной социализации и психологического благополучия ребенка дошкольного возраста.
Особое внимание уделялось обсуждению вопросов:
- развитие детей дошкольного возраста в условиях социокультурных вызовов информационного общества;
- итоги общественно-профессионального обсуждения Концепции развития дошкольного образования до 2030 года;
- инструменты педагогической диагностики освоения детьми федеральной образовательной программы дошкольного образования;
- содействие развитию «родительских» компетенций с учетом потребностей ребенка и особенностей семейного воспитания;
- региональные аспекты формирования единого образовательного пространства дошкольного детства.
В ходе выступлений и дискуссии было отмечено следующее:
- следует обратить внимание на качество освоения детьми федеральной образовательной программы дошкольного образования в условиях дошкольной образовательной организации;
- обращает на себя внимание, недостаточно эффективная диссеминация знаний о субкультуре детства в родительском и профессиональном сообществах путем использования медиасредств;
- необходимо уделить особое внимание организации досуга детей дошкольного возраста в целях их развития, воспитания, обучения и социализации;
- в процессе формирования единого образовательного пространства необходимо учитывать региональные особенности системы дошкольного образования;
- провести анализ и отбор историко-педагогического материала с учетом актуальных задач воспитания и обучения детей для знакомства с ним широкого круга действующих педагогических работников.
В целом участники секции выразили одобрение основных концептуальных документов Министерства просвещения Российской Федерации в области развития системы дошкольного образования.
Секция «Междисциплинарные исследования госпитальной педагогики»
В ходе работы секции «Междисциплинарные исследования госпитальной педагогики» были рассмотрены управленческие, педагогические, психологические и социальные аспекты обеспечения конституционного права на получение полноценного образования в стенах медицинских учреждений для длительно и тяжело болеющих детей. Решались задачиметодологического, организационного, научно-методического характера, в том числе была осуществлена попытка описания модели госпитальной школы на примере Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», представлен опыт здоровьесберегающей деятельности организаций общего образования.
Особое внимание уделялось обсуждению вопросов:
- реализации модели госпитальных школ в Российской Федерации;
- развития теоретического аппарата госпитальной педагогики на современном этапе в Российской Федерации и за рубежом;
- обеспечения госпитальных школ в России квалифицированными кадрами для решения ключевых задач по обеспечению полноценного образовательного процесса для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских учреждениях;
- оптимизации ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства для создания единого образовательного пространства госпитальных школ на территории Российской Федерации.
В ходе выступлений и дискуссии было отмечено следующее.
- необходимо развивать систему подготовки квалифицированных кадров в магистратуре и аспирантуре для работы в условиях госпитальных школ;
- обращает на себя внимание, недостаточно реализованный в массовой практике потенциал социального партнерства и межведомственного взаимодействия для поддержания детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинский организациях.
- необходимо осуществление комплексного междисциплинарного подхода к реабилитации длительно болеющих детей.
В целом участники секции выразили одобрение деятельности и проектов Министерства просвещения Российской Федерации в области развития и распространения лучших практик образования детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях
Секция «Физиология мышечной деятельности и физическое воспитание»
На заседании секции «Физиология мышечной деятельности и физическое воспитание»приняли участие ученые и практики из научных центров Российской Федерации и Республики Беларусь. Представленные научные доклады, отражают современное состояние фундаментальных и прикладных исследований в области изучения физиологических функций и механизмов их регуляции при мышечной деятельности, а также ключевые проблемы физического воспитания детей разного возраста.
Работа секции осуществлялась по нескольким основным научным направлениям:
— физиологические закономерности развития мышечной энергетики и работоспособности в различные возрастные периоды;
— особенности морфофункционального развития детей дошкольного возраста в сопоставлении с данными Всемирной Организации Здравоохранения;
— совершенствование процесса обучения технике циклических и ациклических локомоций в процессе физического воспитания детей на разных этапах возрастного развития на основе анализа кинематической и биоэнергетической структуры движений;
— структура и содержание общего и среднего образования в области физической культуры, организация двигательной активности на уровне общего образования;
— особенности режима двигательной активности детей дошкольного возраста с учетом специфики физических упражнений;
— исследование нейродинамических особенностей юных спортсменов, занимающихся различными видами единоборств на начальном этапе тренировочного процесса;
В области физиологии мышечной деятельности основное внимание уделено проблемам обоснования новых тестовых процедур, пригодных для оценки мышечной энергетики и работоспособности дошкольников в онтогенетическом аспекте, а также проблемам становления механизмов вегетативного и энергетического обеспечения мышечной деятельности в период полового созревания. Наряду с этим представленные материалы отражают современные тенденции и закономерности морфофункционального развития детей дошкольного и подросткового возраста.
Участники секции подчеркнули актуальность проведения междисциплинарных и прикладных исследований в области физиологии мышечной деятельности, физического воспитания и спортивной тренировки детей для выявления закономерностей адаптации организма ребенка к физическим нагрузкам разной направленности, объема и интенсивности в различные периоды возрастного развития в современных социокультурных условиях.
Наряду с этим докладчики отметили актуальность фундаментальных исследований по разработке теоретических и методологических основ модернизации образования в области физического воспитания на основе современных медико-биологических и педагогических технологий, почеркнули значимость физиологических исследований для обоснования рациональных режимов физического воспитания детей на разных этапах возрастного развития. Было отмечено, что освоение техники циклических и ациклических локомоций (бега, прыжков и метаний) является центральной задачей физического воспитания в школе. Однако эта задача решается сегодня недостаточно эффективно, в связи с чем не все школьники выполняют необходимые нормативы. Учет физиологических и биомеханических особенностей формирования локомоций на разных возрастных этапах является новым и неиспользованным резервом в повышении эффективности физического воспитания на разных возрастных этапах.
РЕШИЛИ:
- Отметить высокую значимость комплексных междисциплинарных научных исследований по проблемам развития, здоровья и адаптации детей на разных возрастных этапах, содействовать их расширению и поддерживать ученых и специалистов, вносящих вклад в исследование детского организма.
- Развивать профессиональные контакты между исследователями в области изучения развития, здоровья и адаптации детей.
- Способствовать проведению профессиональных конференций, методических семинаров и симпозиумов для обмена знаниями и инструментами исследований.
- Уделять внимание популяризации научных знаний по вопросам развития ребенка, сохранения здоровья, мерах профилактики рисков здоровью, обучению и воспитанию.
- Развивать деятельность по просвещению работников образовательных учреждений и родителей по актуальным проблемам развития, здоровьесбережения, адаптации и образования детей.
- Инициировать совместные проекты, направленные на исследование различных аспектов морфофункционального, моторного и когнитивного развития детей.
- Поддерживать проведение комплексных междисциплинарных научных исследований для решения стратегических задач по проблемам улучшения функционального состояния организма детей разного возраста на основе использования рациональной двигательной активности, эффективных средств физического воспитания и спортивной тренировки.
- Информировать образовательные организации о нормативно-правовых документах по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды.
- Стимулировать и поддерживать поиск новых подходов, ориентированных наформирование единого образовательного пространства дошкольного детства и повышение качества дошкольного образования.
- Поддерживать разработку и внедрение наиболее эффективных технологий, методик и форм организации образовательной деятельности с учетом требований ФОП ДО в образовательную практику дошкольной образовательной организации.
- Создавать благоприятные условия развития, обучения, воспитания и социализации детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- Признать, что просветительская деятельность родителей выступает значимой частью профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, инструментом формирования единого образовательного пространства страны и позиции осознанного ответственного родительства.
- Отметить высокую значимость использования отечественного научного наследия в современном дошкольном образовании как важный источник формирования у педагогов представлений о развитии традиционных российских духовно-нравственных ценностей, методологических подходах к воспитанию и обучению детей в дошкольный период.
- Актуализировать научно-исследовательскую деятельность по обобщению лучших практик и технологий дошкольного и школьного образования в контексте реализации созидательных стратегий и моделей, предусмотренных ФОП ДО.
- Развивать и поддерживать научно-исследовательскую деятельность по обобщению лучших практик и технологий обучения и воспитания длительно болеющих детей.
- Стимулировать и поддерживать поиск новых подходов, ориентированных на формирование единого образовательного пространства госпитальных школ в Российской Федерации.
- Поддерживать исследования и практические разработки инструментов и методов для развития и успешной социализации длительно болеющих детей, в том числе в условиях госпитальной школы.
- Создавать благоприятные условия развития, обучения, воспитания и социализации длительно болеющих детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- Отметить высокую значимость комплексных междисциплинарных научных исследований по проблемам образования и развития детей, нуждающихся в длительном лечении.
- Поддерживать исследования и практические разработки инструментов и методов для развития и успешной социализации длительно болеющих детей, в том числе в условиях госпитальной школы.
- Информировать образовательное сообщество о нормативно-правовых документах по вопросам образовательной деятельности в госпитальных школах.