Институт развития ребенка

Московская научная школа

В 20–30-е годы ХХ века начались исследования в области дошкольной педагогики в связи с развитием системы дошкольного воспитания и созданием дошкольных учреждений в Москве и Ленинграде.

За столетний период существования дошкольного отделения педагогического факультета 2-го МГУ и факультета дошкольного воспитания МГПИ им. В.И. Ленина, а сейчас Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, было защищено более полутора сотен диссертационных исследований по педагогике, истории дошкольной педагогики, теории и методике дошкольного образования. Научная педагогическая школа, сформировавшаяся в результате этих исследований, отличается уважением к личности ребенка и его интересам, созданием условий для получения интересных знаний через активные виды деятельности, подчеркивая самостоятельность и активность детей.

Е.А. Флёрина, родившаяся 18 (30) декабря 1889 года, связана с оформлением научной школы на дошкольном отделении педагогического факультета МГПИ им. В.И. Ленина в 1940–1950-е годы. Она окончила Императорское Строгановское художественное училище и с 1909 года работала руководительницей в московских детских садах. Е.А. Флёрина принимала активное участие в разработке теоретических основ дошкольной педагогики и методике воспитания детей дошкольного возраста, участвуя также в научных исследованиях в области изобразительного творчества детей.

В 1924 году Евгения Александровна преподавала на дошкольном отделении МГПИ им. В.И. Ленина, читая курсы по методике изобразительной деятельности и детской литературе. Она также активно участвовала в Комитете по игрушке Наркомпроса, совместно с художниками и педагогами создавая новые игрушки и борясь с формализмом в их оформлении. В 1927 году она написала методическое письмо о детском строительном творчестве, а разработанный ей строительный материал остается популярным и сейчас. Е.А. Флёрина также является автором одной из первых классификаций детских игрушек.

Она совместно с коллегами и сотрудниками НИПМИ работала над разработкой первого программно-методического документа для дошкольных учреждений, выпущенного Наркомпросом в 1932 году. Её значимый вклад в область дошкольного воспитания был признан Наркомпросом: в 1936 году она была утверждена в должности доцента, а в 1937 году получила ученую степень кандидата педагогических наук без защиты диссертации.

С 1941 по 1952 год Е.А. Флёрина руководила кафедрой дошкольной педагогики в МГПИ им. В.И. Ленина. Во время Великой Отечественной войны она организовала работу с детьми на станциях метро, вокзалах и в бомбоубежищах, а также помогала в госпиталях, за что была награждена медалью «За оборону Москвы». Её значимый вклад в область дошкольного воспитания был признан Наркомпросом: в 1936 году она была утверждена в должности доцента. Под ее руководством были защищены первые кандидатские диссертации аспирантами кафедры дошкольной педагогики. Её научные работы, включая «Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях» и «Живое слово дошкольнику», оказали значительное влияние на отечественную педагогику. Её система эстетического воспитания была изложена в книге «Эстетическое воспитание дошкольника», переведенной на несколько языков. Ученики и соратники Е.А. Флёриной продолжили развивать научную школу, исследуя теоретические основы дошкольной педагогики и методики воспитания.

Исследования в области развития детей дошкольного возраста занимали важное место в работе научной педагогической школы, сформированной на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Руководствуемые идеями Е.А. Флёриной, ученые и аспиранты этой школы проводили исследования по различным аспектам развития ребенка: М.М. Конина и её аспиранты исследовали развитие речи, включая формирование словаря и грамматического строя; исследования М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной касались речевого развития и лингводидактики; О.Н. Пищухина и М.В. Фадеева изучали влияние фольклора на детское словесное творчество; под руководством В.Б. Косминской исследовались вопросы влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие детей. В дальнейшем это направление исследований возглавила Р.Г. Казакова. Результатом явилось углубление психолого-педагогических основ эстетического развития личности ребенка под влиянием социально-эстетической активности. Э.И. Залкинд и её аспиранты изучали ознакомление детей с природой как средство воспитания. А.В. Кенеман и её ученики занимались изучением музыкально-ритмических движений и разработкой методики физического и музыкального воспитания.

О.П. Радынова и Л.Н. Комиссарова занимались исследованиями по музыкальному воспитанию детей. Результаты их работы использовались для разработки учебных пособий. В.И. Ядэшко провела исследования по подготовке будущих педагогов, изучив условия их формирования профессиональных умений. Под руководством Ю.А. Дмитриева, В.И. Яшиной, Р.С. Буре и других преподавателей исследовались различные аспекты подготовки педагогов к работе с детьми, включая развитие речи, воспитание гуманных чувств и применение современных образовательных технологий.

Актуальным направлением исследований начала ХХI века стала разработка теоретических основ содержания, форм и методов подготовки будущих руководителей дошкольных учреждений на основе освоения профессиональных умений и формирования качеств, необходимых современному руководителю, проведенная под руководством Л.В. Поздняк.

Исследования проблем гуманизации педагогического процесса, социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в 90-е годы ХХ века возглавила доктор педагогических наук, профессор Р.С. Буре, автор более 200 научных и методических трудов.

Научная школа продолжает изучать проблемы преемственности в воспитании и обучении детей разного возраста. Значительное число исследований направлено на старший дошкольный возраст, но также рассматриваются проблемы младшего и раннего возраста. Подготовлено много специалистов для различных образовательных учреждений и научных организаций, как в России, так и за рубежом.

Флёринские чтения, ежегодно проводимые на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ, являются площадкой для обсуждения результатов исследовательской работы в рамках научной педагогической школы.

Научная школа Санкт-Петербурга

Кафедра дошкольной педагогики в РГПУ им. А.И. Герцена — одна из старейших в России и мире, начиная с 1 сентября 1925 года. Она имеет корни в деятельности Санкт-Петербургского Воспитательного дома в XIX веке и Санкт-Петербургского Фребелевского общества. Первый в России вуз по профессиональной подготовке дошкольных работников был создан в 1918 году в Петрограде. Кафедра дошкольной педагогики возникла из Педагогического института дошкольного образования, присоединенного к Ленинградскому государственному педагогическому институту им. А.И. Герцена в 1925 году. Она стала центром развития отечественной дошкольной педагогики и советской системы дошкольного воспитания. Под руководством профессора Н.А. Альмединген-Тумим и затем А.П. Усовой, кафедра разрабатывала концептуальные основы теории дошкольной педагогики, уделяя внимание гармоническому развитию личности ребенка. В 1930-х годах работа кафедры сосредотачивалась на методологии дошкольной педагогики, политехнизме в дошкольном воспитании и использовании игры как метода воспитательно-образовательной работы в детских садах.

В период с 1934 по 1935 годы кафедра дошкольной педагогики активно развивалась, занимаясь научно-исследовательской и практической работой, включая разработку тем дипломных работ и руководство студентами. В это время темы дипломных работ отражали актуальные проблемы дошкольного воспитания, такие как физическое развитие детей и использование игры в воспитательной работе. Кроме того, кафедра занималась методической работой, организацией научных конференций и изданием учебных пособий.

Создание аспирантуры при кафедре в 1936 году стало важным шагом в подготовке кадров в области дошкольной педагогики. Аспиранты активно участвовали в научно-исследовательской работе, защищая диссертации по важным проблемам дошкольной педагогики.

В этот период кафедра продолжала работу над теоретическим и практическим обоснованием дошкольной педагогики, а также разработкой методик ее преподавания. Особое внимание уделялось разработке курса дошкольной педагогики и подготовке учебника по этой теме. Помимо этого, были опубликованы книги по различным аспектам дошкольной педагогики, в том числе по развитию речи, игре и изобразительной деятельности в детском саду.

Во время Великой Отечественной войны работа кафедры временно изменилась: преподаватели и студенты активно участвовали в оборонных работах Ленинграда, а затем институт был эвакуирован в тыл. Многие члены кафедры перешли на практическую работу в детские учреждения разных городов, что помогло им накопить ценный опыт.

После войны кафедра в Ленинграде была восстановлена, и под руководством А.М. Леушиной возобновила свою работу.

На втором этапе, в период с 1944 по конец 1950-х годов, кафедра дошкольной педагогики активно развивалась, углубляя идеи и научный уровень читаемых курсов. Основной акцент делался на исследованиях психолого-педагогического характера и применении советской психологии в педагогической практике. Кафедра продолжала свою работу, несмотря на трудности военного времени, и укрепляла свои позиции в области дошкольной педагогики.

Особое внимание уделялось организации практических и семинарских занятий со студентами, применению разнообразных приемов активизации и обновлению содержания и методики обучения детей дошкольного возраста. Преподаватели активно участвовали в рецензировании педагогической литературы и обсуждении новинок в этой области, что способствовало повышению качества педагогической работы.

Важным достижением было создание нового учебника по дошкольной педагогике, который стал основой для преподавания в педагогических институтах. Кроме того, кафедра занималась научно-исследовательской работой по проблемам обучения детей в детских садах, разрабатывая новые методические подходы к обучению дошкольников.

Таким образом, кафедра дошкольной педагогики продолжала свою научно-педагогическую работу, направленную на совершенствование содержания и методики обучения детей дошкольного возраста.

В последние годы этого периода кафедра дошкольной педагогики уделяла особое внимание проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Преподаватели занимались разработкой тем, таких как формирование моральных понятий и культуры поведения. Параллельно проводилось изучение истории дошкольного воспитания, а также работа над диссертациями, включая работу А.М. Леушиной о подготовке детей к усвоению арифметического материала.

Кафедра также проводила научные исследования, оказавшие влияние на различные аспекты дошкольной педагогики и методики. Особое внимание уделялось применению генетического и психолого-педагогического подхода к изучению воспитательных процессов, что привело к разработке новых методик и программных документов для детских садов.

Третий этап развития кафедры (1970-90-е) характеризовался переходом к системно-деятельностной концепции развития личности ребенка. Под руководством В.И. Логиновой активно изучалась системность знаний детей и педагогические условия их формирования. Используя интегральный метод, разрабатывались принципы построения системных знаний, что стало основой нового поколения образовательных программ. Научные исследования фокусировались на формировании системных знаний из различных областей познания, а также на социально-нравственном и художественном развитии детей, влияя на методики работы в детских садах.

В 90-е годы кафедра дошкольной педагогики перешла к изучению личности ребенка как субъекта деятельности и нравственного поведения. Под руководством Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт и А.Г. Гогоберидзе, кафедра исследовала педагогические аспекты становления и развития личности ребенка, касаясь социально-нравственного воспитания, игровой и художественно-творческой деятельности, а также освоения иностранного языка. Создание образовательной программы «Детство» и активное участие в многочисленных научных и практических мероприятиях сделали кафедру центром развития современных подходов к дошкольному образованию.

Научные школы, такие как школа профессоров А.М. Леушиной, В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт и А.Г. Гогоберидзе, продолжают оказывать влияние на мировую педагогическую практику. Начиная с 50-х годов XX века, кафедра стала центром научных исследований, ориентированных на развитие дошкольного образования, включая исторический анализ, изучение особенностей развития ребенка дошкольного возраста и социально-нравственного воспитания под руководством Е.А. Гребенщиковой.

Научная школа В.И. Логиновой продолжает оказывать значительное влияние на педагогическое сообщество через ее учеников, работающих в различных учебных заведениях. В 90-е годы кафедра начала исследовать фундаментальные вопросы формирования личности ребенка как субъекта деятельности и нравственного поведения. Под руководством Т.И. Бабаевой была проведена работа по изучению педагогических основ социально-личностного развития старших дошкольников. Эти исследования послужили основой для разработки концепции социально-личностной готовности детей к школьному обучению.

Новым направлением в научной работе кафедры стала исследовательская тема научного коллектива, работающего под руководством заведующей кафедрой, доктора педагогических наук, профессора А.Г. Гогоберидзе «Педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса».

Кафедра продолжает поддерживать молодых исследователей, обеспечивая им возможности для научно-профессионального роста через ежегодные форумы молодых ученых, высокие стандарты исследований и глубокий психологический анализ состояния ребенка в педагогическом процессе.

Методические материалы серии «Дошкольное образование»

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Внимательным родителям невнимательных детей (рекомендации для родителей)» являются частью 1 серии.

Методические материалы подготовлены с использование результатов государственного задания № 073-00009-21- 02 от 02 июня 2021 г.

Методические материалы содержат сведения об управляющих функциях головного мозга, необходимых для успешного обучения и социальной адаптации младших школьников. В сборнике описываются ситуации, в которых дети задействуют управляющие функции, а также представлены некоторые способы их развития.

Функции контроля отвечают за управление нашим поведением в соответствии с выбранными целями. Мы используем их, когда, строим планы, работаем, сдерживаем свои эмоциональные реакции, переключаемся с одной задачи на другую. 

В методических материалах описаны управляющие функции, уровень развития которых, на наш взгляд, оказывает наибольшее влияние на ребенка с учебными и жизненными трудностями. 

Данные материалы будут полезны родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также педагогам.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54266614

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Этапы развития речи детей 5-7 лет» являются частью 2 серии.

Методические материалы подготовлены с использованием результатов государственного задания № 073-00009-21- 02 от 02 июня 2021 г.

Методические материалы содержат сведения об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста, описаны основные этапы развития речи у дошкольников. Представлены возможные занятия и игры, которые могут быть использованы на развивающих и коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста. 

Речевое развитие — ключевая, значимая и необходимая познавательная функция. Развитие речи в значительной степени определяет общее развитие ребенка, формирование всех когнитивных функций и является основой эмоционального, коммуникативного и социально-личностного развития.

Для эффективного развития речи необходима речевая среда, постоянное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, потребность в речевом взаимодействии. Только в этом случае формируется пассивная (восприятие и понимание) и активная (собственная устная и письменная) речь ребенка. Именно в дошкольном детстве быстро увеличивается словарный запас, возникают более сложные грамматические конструкции, все чаще дети начинают понимать значимость речевой коммуникации и установления социальных контактов.

Большое значение в развитии речи детей имеет правильная, образная, грамотная речь окружающих их взрослых — родителей, братьев и сестер, близких, а также педагогов и воспитателей. Ребенок не просто подражает речи взрослых, используя слова, копируя произношение, интонацию, реакцию на разные ситуации, а учится взаимодействовать, слушать и слышать, «переводить» слова в действия, деятельность, учиться понимать окружающий мир и себя.

К старшему дошкольному возрасту, при хорошей сформированности речи, ребенок проявляет активность в общении со взрослыми и сверстниками, у него достаточный словарный запас и образная речь; он умеет выражать свои мысли и чувства, потребности, последователен в описании явлений, ситуаций, способен выражать свое отношение к людям и событиям, анализировать и давать оценку ситуациям, умеет спрашивать и отвечать на вопросы. 

Могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций, специалистами, работающими с детьми данного возраста, а также будут полезны родителям.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54253815

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Современные дошкольники 3-4 лет» являются частью 3 серии. 

Методические материалы подготовлены с использованием результатов государственного задания № 073-00065-22-04 от 08 апреля 2022 г.

Методические материалы описывают «портрет» современных дошкольников 3-4 лет, который позволил выявить особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Это дало возможность сформулировать рекомендации для педагогов и родителей об игровых заданиях с младшими дошкольниками для их гармоничного развития.

Младший дошкольный возраст (3-4 года) — один из значимых периодов для социально-коммуникативного, когнитивного и физического развития детей. Это переход из младенчества в детство, когда становятся явными индивидуальные особенности и темпы развития. Научные исследования роста и развития детей на ранних этапах дошкольного детства убедительно доказали, что условия жизни, окружающая ребенка среда и опыт разных видов деятельности определяют когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребенка.

Данные материалы будут полезны родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также педагогам.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54266639

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Занятия и игры по развитию речи дошкольников» являются частью 4 серии. 

Методические материалы подготовлены с использованием результатов государственного задания № 073-00009-21- 02 от 02 июня 2021 г.

В методических материалах представлены возможные занятия и игры по развитию речи, которые могут быть использованы на развивающих и коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста. 

Материалы, представленные в сборнике, направлены на формирование связной речи как средства общения, познавательного развития и речевого творчества детей.

В развитии речи ребёнка большое значение имеет речь окружающих его взрослых людей. Речь родных и сотрудников детского сада должна быть чёткой, правильной, выразительной. Как правило, в дошкольных группах находятся дети с разным уровнем речевого развития, а порой и дети с выраженными трудностями. Это затрудняет не только работу по речевому развитию, но и осложняет коммуникацию дошкольников с воспитателем и между собой. Важную роль в работе по формированию речи имеет совместная работа воспитателя, логопеда и родителей

Методические материалы быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций, специалистами, работающими с детьми данного возраста, а также будут полезны родителям.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54266902

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Игровые технологии развития ловкости у дошкольников» являются частью 5 серии. 

В методических материалах представлена важность игровых технологий в развитии ловкости дошкольников. Для практического использования представлены подвижные игры четырех групп, а также «смешанные» подвижные игры. 

Ловкость рассматривается как сложное психофизическое качество, позволяющее решать любую двигательную задачу. Перенос двигательного опыта в игру и самостоятельную двигательную деятельность — наиболее характерное ее проявление. Основой воспитания ловкости у детей является создание осознанного представления о движении, его пространственно-временных особенностях, технике выполнения. Также необходимо «отыгрывать» навык в различных условиях, что способствует развитию сенсорных коррекций и улучшению тренированности мышц, выполняющих движение. Такие возможности представляются при использовании подвижных игр, отвечающих необходимым требованиям и организованных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Технология игр заключается в следующем алгоритме действий: 1) выбор и планирование подвижной игры; 2) организация детей на игру; 3) оценка действий детей в игре; 4) окончание игры и оценка поведение дошкольника в игре.

 Специалисты установили, что поведение. дошкольника во многом зависит от имеющихся двигательных навыков в существующей игре и от сложившегося поведения в новой игре. У дошкольников ловкость является высшим показателем сформированности двигательного навыка и рассматривается с ним в диалектическом единстве. Способность предвидеть последствия своих действий является особой формой двигательной моторики. Оно составляет основу особой формы мышления — свойства предсказания намерений мышления и намерений собственных действий.

Данные материалы будут полезны родителям детей дошкольного школьного возраста, а также педагогам дошкольных образовательных организаций.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54233309

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Воспитание дошкольников: практические советы» являются частью 6 серии. 

Методические материалы включают практические советы родителям по вовлеченности отцов в воспитание детей раннего и дошкольного возраста, рекомендации по гендерному воспитанию в семье, воспитанию здорового образа жизни у дошкольников и их эмоциональному развитию.

В последнее десятилетие наметилась тенденция все большего участия отцов в воспитании детей раннего возраста. Исследования подтверждают, что участие отцов в воспитании детей положительно влияет на семейные отношения и укрепляет партнерские отношения между родителями. Отец помогает сформировать у ребенка здоровую самооценку, подталкивая его к самостоятельности, поощряя достижения и помогая справиться с трудностями. Активное отцовство способствует уменьшению неравенства гендерных ролей в семье и способствует созданию равноправной и благоприятной среды для детей. Отец может быть образцом для подражания для ребенка, помогая ему развить уверенность в себе и своих силах.

Гендерное образование – это процесс формирования у детей представлений о роли мужчины и женщины в семье и обществе в целом. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, где общие цели у мальчиков и девочек одинаковы, но личностные качества разные. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, который «присваивается» еще до его рождения, и изменить его невозможно. Детям с еще не сформированным представлением о разнополости трудно понять поведение людей разного пола. Выбор ребенком игрушек демонстрирует, как пол повлияет на его развитие.

Здоровье – это многомерная характеристика благополучия человека. Оно зависит от гармоничного функционирования физической, психической, духовной и социальной сфер. Основными составляющими здорового образа жизни являются отсутствие вредных привычек, двигательная активность, рациональное питание и образ жизни, психофизиологическая регуляция и закаливание. В рекомендациях предложено несколько простых советов по позициям здорового образа жизни, значимым для развития детей. 

Эмоциональное воспитание в семье включает в себя такие задачи, как: научить ребенка распознавать эмоции, как свои, так и чужие; учить показывать свои эмоциональные переживания: рассказывать о чувствах, внутренних переживаниях; научить ребенка осознавать свои потребности и понимать других людей; прививать ребенку навыки культурного общения. Предлагаем 5 необходимых родительских действий по эмоциональному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста в. семья в случае сложного эмоционального события: 1. понять эмоцию ребенка; 2. Относитесь к эмоциям как к возможности для общения и обучения; 3. сочувственно выслушать ребенка и подтвердить справедливость его чувств; 4. помочь ребенку правильно назвать свои эмоции; 5. отметить пределы опыта, помогая решить проблему.

Данные материалы будут полезны родителям детей дошкольного школьного возраста, а также педагогам дошкольных образовательных организаций.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54233324

Методические рекомендации
по проекту: «Разработка и совершенствование современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных образовательных организаций», проводимому в рамках комплекса процессных мероприятий «Современные механизмы и технологии дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных