Институт развития ребенка

Формирование и поддержка навыков здорового образа жизни у детей и семей, популяризация культуры здоровой семьи как базовой ценности на основе исторических и национально-культурных традиций

На современном этапе развития общества значимым фактором  является развитие и поддержка навыков здорового образа жизни в семьях.

Данная цель может достигаться на основе культурных, исторических, национальных традиций.

Здоровая семья формируется на основе взаимодействия семейных традиций, которые связаны с историей многонационального народа России.

Важной задачей нашего государства и это зафиксировано в ряде государственных документов является сохранение и укрепление семейных ценностей, которые подчеркивают актуальность здоровья, здорового образа жизни, куда относят физическую активность, рациональное питание, соблюдение гигиенических требований к режиму труда и отдыха.

В эпоху тотальной цифровизации необходимо сохранять и развивать непосредственное, живое общение членов семьи на тему здорового образа жизни. Возможность обсуждения данной темы поможет  в значительной мере повлиять на развитие полезных для здоровья привычек и побудит к поступкам в пользу здоровой жизнедеятельности.

В истории развития педагогической мысли  воспитанию в семье уделялось значительное внимание.

Важную роль в этом сыграли идеи главных мировые религии таких как  христианство, ислам, иудаизм и буддизм, ведь семья — одна из основных тем литературно-педагогических шедевров.

Традиции здорового образа жизни, бережное отношение к здоровью ребенка издавна присущи российской народной культуре.

Отражение представлений о здоровье и здоровом образе жизни  нашло своё место в пословицах и поговорках: «Кто не болел, тот здоровью цены не знает»; «Здоровью цены нет, здоровья не купишь»; «Здоров будешь — всё добудешь»; «Здоровье не купишь — его разум дарит»; «Береги платье снову, а здоровье — смолоду» и других.

Семейное воспитание анализируется в трудах наших соотечественников XVIII — начала XIX в. А.Н. Радищева, Н.И. Новикова.

Авторы солидарны в тезисах о том, «что домашнее воспитание — нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе»[1].

Н.И. Новиков в свое время напечатал труд в «Прибавлениях к «Московским ведомостям» «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия, где написал: «Дети наши должны, образованы быть счастливыми людьми и полезными гражданами. При сем опыт и человеческая натура напоминают нам, что здоровье и крепкое сложение тела весьма споспешествуют нашему удовольствию, и что в молодости лежит основания как здоровья и крепости, так и слабости и болезней тела. И так, оказывается теперь первая главная часть воспитания, т.е. попечение о теле, или должность родителей стараться о том, чтобы дети их имели здоровье и крепкое сложение тела. Сию часть воспитания называют ученые физическим воспитанием; а первая есть она потому, что образование тела и тогда нужно, когда иное образование не имеет еще место»[2].

Цель воспитания, по мнению А.Н. Радищева, «давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества. Условия такого воспитания — духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности»[3].

О проблемах домашнего воспитания писали представители прогрессивной общественности, такие ка В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов и многие другие.

Семейное воспитание того времени  в работах выше указанных авторов подвергается критике  за подавление уникальности ребенка, пренебрежение природных особенностей ребенка, обучение в раннем возрасте «разговорному чужому языку», физические наказания наказания.

Отечественные мыслители XIX в приводили мысли о важном значении семейного воспитания для всей последующей жизни ребенка.

Большое внимание уделял вопросам семейного воспитания В.Г. Белинский. По его мнению «Задача общечеловеческого воспитания лежит не только на обществе, но и на семье и родителях. Семейное воспитание должно развивать в детях с малых лет общественные интересы и стремления, а для этого отношения взрослых и детей должны строиться на взаимном доверии».

Белинский выступал «против обезличивания детей и насилия над ними, отстаивал необходимость бережного и уважительного отношения к их личности. Родители одною ласкою могут делать из своих детей все, что им угодно. Им ничего не стоит приучить их с малолетства к выполнению долга — к постоянному систематическому труду»[4].

А.И. Герцен считал «Семейное воспитание — дело величайшей важности».

Он выделял важную роль матери, которой, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

По мнению А.И. Герцена, «одним из важнейших условий воспитания детей — установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу, это непременно перерастет в высшие социальные чувства — в любовь к людям, к родине»[5].

Врач  и педагог Н.И. Пирогов  считал, «что именно семейное воспитание руководит индивидуальным развитием ребенка».

Пирогов указывал на «необходимость бережного и внимательного отношения к детям, ум и сердце которых под влиянием воспитания и обучения, — подобно мягкому воску, могут принять разные формы».

Н.И. Пирогов писал: «Нужны постоянные заботы и труды матери, чтобы руководить общим развитием, поведением ребенка. Прозорливым и наблюдательным оком она должна замечать его действия, его склонности, данные ему от природы, врожденные и зависящие от природы темперамента: то развивать их, то удерживать их развитие и давать им другое направление, смотря по тому, каковы эти склонности, — вот ее труд»[6].

Приверженным сторонником семейного воспитания был великий русский писатель Л.Н. Толстой.

Л.Н. Толстой считал, что «Главное условие семейного воспитания видел в здоровом семейном укладе, согласии родителей, взаимном уважении между ними, в тесном общении родителей с детьми»[7].

Важный вклад в теорию семейного воспитания внесли ученые и педагоги как  К.Д. Ушинский,  Н.В. Шелгунов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и другие.

П.Ф. Каптеревым в свое время было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых делались попытки теоретически обосновать специфику семейного воспитания и представлялся опыт семейного воспитания.

По мнению К.Д. Ушинского основой общественного воспитания является воспитание семейное.

Наиболее разумной и естественной средой воспитания и обучения детей младшего возраста К.Д. Ушинский  считал семью, в которой дети получают  первые  впечатления, приобретают  первые  знания, навыки и привычки, развивают свои задатки, данные им природой.

Ушинский писал: «Одна из первейших обязанностей всякого  гражданина и отца  семейства, приготовить из  своих  детей полезных для  общества  граждан,  одно  из  священных  прав  человека, рождающегося в мире, — право на правильное и доброе воспитание»[8].

П.Ф. Лесгафт известный ученый, педагог и общественный деятель в книге «Семейное воспитание ребенка писал «о научных основах семейного призывал родителей щадить личность своего ребенка, сочетать свободы деятельности детей и разумного руководства ими, обращать внимание к их потребностям со стороны родителей».

П.Ф. Лесгафт  важное значение для развития личности ребенка придавал периоду от рождения до 7-8 лет. Первостепенную задачу родителей в данный период он видел в создании в семье таких условий, которые позволили бы детям этого возраста свободно и гармонично развиваться[9].

После событий в России 1917 года семья, как институт воспитания, пережила кризис, связанный с пересмотром традиционных устоев воспитания.

В связи с борьбой властей с религиозными убеждениями и церковью уменьшилось ее на семейное воспитание.

Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по выражению И.В. Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства[10].

В ноябре 1917 года появилась «Декларация по дошкольному воспитанию», которая стала первым нормативным документом о народном просвещении. В декларации указывалось, «что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения».

В трудах педагогов того периода указывалось, что воспитание в семье должно осуществляться в направлении взаимодействия с обществом.

Но в работах Н.К. Крупской продолжали стоять вопросы семейного воспитания. Ее очень волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между членами семьи.

Н.К. Крупская всегда говорила об «огромной воспитательной роли семьи и страстно возражала против утверждений об отмирании семьи при социализме).

Она писала, что «бытовые и детские учреждения призваны помогать новой семье, налаживать быт и правильное воспитание детей. Они укрепляют, а не заменяют семью. Семья – первичная ячейка общества. Своими внутренними только ей присущими взаимоотношениями и влияниями семья оказывает глубокое воздействие на формирование подрастающего поколения».

Надежда Константиновна призывала учителей и родителей учиться совместно растить новых людей для нового общества.

Надежда Константиновна говоря  «о перестройке воспитания в семье  на новых началах имеет своей основой разумную заботу о ребенке, уважение к его личности, широкие общественные интересы членов семьи, воспитание не окриками, а убеждениями и личным примером. Семья должна заботиться о воспитании у детей таких моральных качеств, как справедливость, правдивость, искренность, умение стоять за правду, чувство товарищества, гуманизм, любовь к Родине, а также о выработке привычек культурного поведения» [111].

В 20-е гг. XX столетия П.П. Блонский писал, «что вся суть и важность этой проблемы состоит не в механическом сочетании деятельности родителей и общества в формировании личности ребенка, а в их тесном союзе и взаимодействии. Автор подчеркивал, что социальная среда, окружающая ребенка и, в первую очередь, семья оказывает большое влияние на воспитание ребенка, поэтому для результативности этого процесса необходимы совместные усилия общества и психологически здоровой семьи. Главными задачами в решении этой проблемы он считал: необходимость воспитания родителей, оздоровление родителей в педагогическом отношении и организацию правильного семейного воспитания»[11].

А.С. Макаренко так же освещал вопросы семейного воспитания с позиций, «что семья это коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена».

А.С. Макаренко был противником авторитарного семейного воспитания, был сторонником истинного авторитета родителей в воспитании ребенка[12] [13] [14].

По  мнению  В. А  Сухомлинского,  «семейное  воспитание  это  одна  из  форм  воспитания подрастающего поколения  в  обществе, которая    должна влиять на детей».

Педагог  показал,  что «семья  с  существующими  в  ней взаимоотношениями  между родителями  и  детьми –  первая  школа интеллектуального,  нравственного,  эстетического  и  физического  воспитания».

По    убеждению  В.А. Сухомлинского,  «семья  должна  являться основной  школой  воспитания  нравственных  чувств  у  детей,  а  это  значит — формировать нравственные представления и понятия,  развивать нравственные чувства,  вырабатывать  нравственные  убеждения,  формировать  навыки  и привычки поведения»[15] [16].

Сегодня в образовательных организациях для взаимодействия с семьями используются следующие формы.

Это педагогическое и медицинское просвещение; участие родителей в учебно-воспитательном процессе; участие родителей в органах управления образовательной организацией.

Педагогическое и медицинское просвещение организуется через  родительские академии; форумы, конференции;  тематические и  индивидуальные консультации; родительские собрания.

Участие родителей в учебно-воспитательном процессе возможно через совместную деятельность родителей и детей  на открытых уроках и внеклассных мероприятиях;  помощь родителей в организации и проведении внеурочных воспитательных, спортивных мероприятий.

Участие родителей в органах управления образовательной организацией возможно через участие родителей в работе родительского комитета, в деятельности совета школы; через общественный контроль, например качества питания в школе.

Основы здоровья ребенка закладываются в семье.

Поэтому большое значение приобретает целенаправленное взаимодействие с семьей по сохранению и укреплению здоровья именно в рамках семейного воспитания.

Проведя анализ научно – методической литературы мы не обнаружили достаточную разработанность научно-методического обеспечения процесса подготовки  учителя к работе с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей.

С другой стороны, современная семья не всегда принимает вмешательство в свою жизнь со стороны школы, с другой стороны родители не всегда владеют компетенциями формирования здорового образа жизни в рамках семейного воспитания.

Такое положение дел может быть следствием того что:

  • во-первых, отношения в семье могут формировать только ее члены, вследствие чего доля вмешательства во внутреннюю жизнь семьи строго ограничена;
  • во-вторых, педагоги также не обладают достаточным уровнем психологических, педагогических, медицинских, гигиенических  знаний  в области здоровьесбережения в семье и это проявляется в неспособности помогать семье формировать систему семейного здоровьесбережения, что заставляет родителей полагаться на собственные возможности.

Учитель являясь лицом, с которым ребенок и его семья сознательно или неосознанно соотносит себя, свое поведение, может оказывать существенную помощь семье в направлении здоровьесбережения, если сам владеет соответствующими знаниями и умениями и сам является сторонником здорового образа жизни[17].

 

[1] Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений . — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

[2] История педагогики в России: хрестоматия / под ред. С. Ф. Егорова. – М., 1999. – 111 с.

[3] Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

[4] Константинов Н. А. История педагогики: учеб. для студентов пед. ин-тов /Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. — М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

[5] Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. — Вып 1. — С.102 — 120.

[6] Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. / Н.И. Пирогов. – М.: Директ — Медиа, 2010. – 1074 с.

[7] Воспитание в свободе: пед. ст. и заметки, тексты для детей / Л. Н. Толстой; [сост. М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный; гл. ред. С. Н. Савушкин]. – М.: Карапуз: Сфера, 2005. – 239 с.

[8] К.Д.Ушинский о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педагогических вузов (сост. Матвеева Н.М.). – М.: Школьная пресса, 2003. – 192 с.

[9] Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. — М.: Педагогика, 1991.-174 с.

[10] Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью / И.В. Бестужев-Лада. М Мысль, 1988. — 301 с.

[11] Блонский П.П. Избр. пед. соч. в 2-х т. / П.П. Блонский. М.: Просвещение, 1979. — 400 с.

[12] Макаренко А.С. Книга для родителей  / А.С. Макаренко. – Саратов: Саратовское книжное издательство, 1953. – 336 с.

[13] Макаренко А.С. Книга для родителей [Электронный ресурс / А.С. Макаренко.– Режим доступа: http://royallib.ru/book/makarenko_

[14] Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения /А.С. Макаренко. – М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.

[15] Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский. — М.: Логос, 1999. – 400 с.

[16] Шитикова З.С. Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Шитикова Злата Сергеевна, Смоленск, 2008 — 216 c.

[17] Шишкина К.И. Подготовка будущего учителя к работе с семьей по сохранению и укреплению здоровья младшего школьника: дис. … канд. пед. нук: 13.00.08 / К.И. Шишкина, 2007. – Челябинск. – 193 с.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.