Институт развития ребенка

Разработка и реализация программ по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса «Образование и здоровье»

Практически все образовательные организации имеют опыт комплексной работы по сохранению здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающая работа может отличаться  методами и формами работы, наличием специалистов, особенностями материально-технического оснащения школы.

Основа здоровьесберегающей деятельности в ряде образовательных организаций базируется на медицинском направлении охраны здоровья детей.

К сожалению профилактический потенциал педагогической деятельности в области здоровьесбережения используется не в полной мере.

Программы охраны здоровья детей имеются во многих образовательных организациях.

Как правило в содержание таких программ включают следующие блоки:

  • рациональная организация образовательного процесса;
  • реализация дополнительного образования по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
  • физкультурно-спортивная работа в рамках деятельности школьных спортивных клубов;
  • занятия с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и детьми инвалидами;
  • лекции, беседы, диспуты.

Эффективность таких программ зачастую остается довольно низкой потому что мероприятия в рамках данных программ проводятся не регулярно и не систематически.

При разработке таких программ образовательные организации ориентируются не на комплексный подход к здоровьесбережению, а на проведении разовых информационных и профилактических акций.

При организации работы по здоровьесбережению не учитываются школьные факторы риска, которые влияют на здоровье детей.

На рисунке показаны школьные факторы риска, которые были выявлены в результате  многолетней работы в данном направлении Института возрастной физиологии Российской академии образования.

Рис. 1. Школьные факторы риска.

Сила этих факторов проявляется в их комплексном и системном, продолжительном и непрерывном воздействии в течение 11 лет. Таким образом, даже при незначительном влиянии каждого из них, их общее воздействие остается значимым.

Понятие «Программа» часто выступает как декларация, а не инструмент управления, которую фактически затруднительно реализовать.

Разработка подобных программ требует использования специальной технологии.

Требования к программе здоровьесберегающей деятельности образовательной организации отражены в таблице.

Стадии разработки программы охраны здоровья обучающихся включают в себя:  написание справки об учреждении; анализ работы по охране здоровья; формирование концепцептуальных основ оздоровительной работы; разработка плана действий в контексте здоровьесбережения; постановка цели; разработка плана действий и экспертная оценка документа.

Подготовка информационной справки об образовательной организации.

Программа оздоровительной работы в образовательной организации должна разрабатываться с учетом особенностей каждого образовательного учреждения. Важно учитывать состояние здоровья обучающихся, режим работы образовательной организации, наличие материально-технических ресурсов, контингент образовательной организации и ее историю.

Информационная справка об образовательной организации предоставляет все необходимые данные для разработки оздоровительной программы.

Рекомендуемые параметры, которые могут быть отражены в информационной справке: численность обучающихся; число смен; количество педагогов их квалификация, средний возраст; материально-техническое оснащение; описание воспитательной работы;  характеристика контингента обучающихся; описание социального окружения, в котором находится образовательная организация.

Представляя эти сведения в информационной справке об образовательной организации, можно выделить сильные и слабые стороны учебного заведения.

Анализ проблем здоровьесберегающей деятельности.

В некоторых программах данный раздел отсутствует  и документ  начинается  прямо с цели программы.

Без данного раздела сложно сформулировать деятельность образовательной организации по охране здоровья обучающихся.

По мнению Поташника М.М., Лазарева М.С.: «Цель – это не только образ желаемогорезультата, но и результата возможного. Поэтому раньше, чем будут определены актуальныепотребности и найдены возможности их удовлетворения, цель сформулированной быть не может. Могут быть желания, намерения, нужды и т. п., но не цели» [1].

Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательной организации является важным шагом в определении целей и путей их достижения. Он позволяет выявить проблемы, которые могут быть решены с целью улучшения здоровья учащихся.

Проведение анализа здоровьесберегающей деятельности образовательной организации поможет определить наиболее значимые проблемы и найти пути их решения, чтобы улучшить ее работу по охране здоровья обучающихся.

Схема анализа предполагает начало анализа с выявления негативных результатов работы образовательной организации в области здравоохранения. Затем анализ переходит к выявлению недостатков в образовательном процессе, которые могут быть причиной этих негативных результатов. Анализ заканчивается выявлением недостатков в условиях, в которых проводится оздоровительная работа, и которые, в свою очередь, могут повлиять на проблемы в образовательном процессе и результаты работы образовательной организации в сфере здоровбесбережения. (рис.2).

Подход, описанный в данном тексте, является обратным к традиционному подходу. Вместо того, чтобы начинать с выявления недостатков в условиях, этот подход предлагает сначала анализировать результаты и затем искать их возможные причины. Такой подход позволяет более точно определить, какие факторы влияют на достижение результатов.

Использование данного подхода позволяет более эффективно выявить факторы, влияющие на результаты, и разработать соответствующие рекомендации или стратегии для их улучшения.

Анализ результатов оздоровительной работы.

Работа по здоровьесбережению образовательной организации должна соответствовать определенным требованиям, которые установлены в социальном заказе.

Главным требованием социального заказа для образовательной организации является – обучающийся, закончивший обучение, который  должен обладать оптимальным уровнем здоровья, владеть современными компетенциями по сохранению и укреплению собственного здоровья, способный к активной и социально значимой работе.

В результате анализа необходимо сравнить реальные данные о состоянии здоровья конкретной образовательной организации с требованиями социального заказа.

В результате будут могут быть выявлены несоответствия, которые необходимо устранить при реализации программ здоровьесбережения.

Начиная анализ учебно-воспитательного процесса с позиций здоровьесбережения важно определить причины проблем со здоровьем учащихся и найти пути их улучшения.

Важно провести анализ каждой проблемы  и ответить на вопрос  «Какие условия учебно-воспитательного процесса могут приводить к ухудшению здоровья детей?»

Вот некоторые из возможных факторов, которые могут сыграть определенную роль:

  1. Гигиенические условия.
  2. Образовательные и организационные факторы.
  3. Психолого-педагогические факторы.
  4. Материально-технические факторы;
  5. Мотивационные факторы.

После выявления недостатков в учебно-воспитательном процессе важно  оценить их степень влияния и распределить  по значимости.

Формирование концепции здоровье сберегающей деятельности  образовательной организации.

После того как коллектив разработчиков программы выявили, что необходимо изменить в школе в плане охраны здоровья, им нужно ответить на вопрос: «Каким образом это можно сделать ?».

Необходимо разработать концептуальные основы будущей здоровьесберегающей работы то есть общую идею которая будет описывать основные принципы, цели и задачи данной деятельности.

Концепция должна помочь структурировать информацию и давать общее представление о том, как должна быть организована и функционировать образовательная организация в плане охраны здоровья обучающихся.

Концепция оздоровительной работы должна состоять из двух частей:

  • Описание и характеристика оздоровительной работы;
  • Описание и характеристика структуры, которая будет управлять  оздоровительной работой.

По мнению Э.М. Казина, В.В. Колбанова, организационными формами оздоровительной работы в образовательных организациях могут быть: центры здоровья и развития[2], школьные советы по укреплению здоровья[3], школьные медицинские службы[4].

Нормативно-правовой основой для создания в образовательной организации управляющей системы по здоровьесбережению может стать  приказ Минобразования РФ «Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников,2000»[5]

Такие управляющие и координирующие  структуры могут создаваться в образовательной организации в своей работе использовать собственные ресурсы с привлечением к работе социальных партнеров, родительскую общественность.

Модель службы здоровья можно представить следующим образом (рис. 3).

В состав службы охраны здоровья могут входит: руководитель структурного подразделения, медицинский работник; руководители методического отдела; педагог-психолог; социальный педагог, представители родительской общественности и т.д..

Необходимым условием эффективности работы службы здоровьесбережения является взаимодействие специалистов различного профиля.

Разработка стратегии реализации программы и задач  оздоровительной работыобразовательной организации.

Алгоритм разработки стратегии охраны здоровья детей в период их обучения в образовательной организации может иметь следующую последовательность:

  • временные рамки реализации концепции;
  • вычленение этапов реализации программы и основных направлений;
  • определение задач каждого этапа и направления.

Разработчикам программы важно помнить о  сроках обучения в школе, поэтому программа охраны здоровья должна быть рассчитана на этот период.

Важно учитывать, что на каждом этапе обучения необходимо решать специфические задачи.

Для примера, в начальной школе в оздоровительной работе важно обращать внимание на профилактику малоподвижного образа жизни, связанного с началом обучения, повышение адаптационных возможностей организма ребенка.

В основной и средней школе возрасте акцент нужно сделать на профилактику переутомления, связанного с интенсификацией учебного процесса, со стрессовыми ситуациями, обратить внимание на профилактику асоциального поведения, связанного с негативным влиянием социальной среды,  на формирование межличностных отношений, профилактику вредных привычек, формирование личностных установок здоровьесберегающего поведения и т.д.

Выделяются следующие этапы формирования и реализации концепции здоровьесбережения, которые представлены в таблицах:

Определение цели оздоровительной работы образовательной организации.

Считается, что планирование любой деятельности начинается с определения цели. Однако эксперты утверждают, что определение цели должно основываться на потребности и анализе текущего состояния. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной по времени (критерии SMART). Она должна отражать желаемое состояние, которого можно достичь с помощью программы развития образовательной организации.

Цель разработки программы здоровьесбережения призвана четко понять, какие задачи и мероприятия должны быть реализованы для достижения желаемого результата. Это помогает управляющим органам образования принять информированные решения и обеспечить эффективную реализацию программы развития образовательной организации.

По мнению В.С. Лазарева, М.М. Поташника: «Цель не просто образ желаемого результата, а образ результата, во-первых, с фиксированным временем его получения, во-вторых, соотнесенного с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичного), в-третьих, мотивирующего субъекта действовать в направлении его достижения (декларируя цель, субъект может стремиться получить совсем другой результат, в этом случае декларируемая цель – псевдоцель), в-четвертых – операционально определенного, т. е. заданного так, что всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым»[6].

По мнению М.М. Поташника и А.М. Моисеева: «Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который образовательная организация реально может достичь к четко определенному моменту времени»[7].

Эта цель должна обладать следующими свойствами:

  1. Полнота содержания.
  2. Операциональность.
  3. Временная определенность
  4. Реальность.
  5. Побудительность.

Если цель полно и точно определена, то это позволяет оценить достижение запланированных результатов в оздоровительной работе образовательной организации.

Разработка плана действий.

План действий   — это документ, в котором представлены следующие позиции:

  • направления и задачи;
  • мероприятия;
  • место проведения;
  • сроки проведения;
  • ответственные лица за проведение мероприятия;
  • объемы финансирования.  (табл. 1).

Таблица 1

После заполнения таблицы все включенные в нее действия переносятся в графу 2 таблицы 2. Далее необходимо согласовать их по срокам (графа 4).

Таблица 2

Как организовать работу по составлению программы.

Программа развития должна включать участие различных заинтересованных сторон, таких как учителя, родители, учащиеся и компетентное образовательное сообщество. Однако следует отметить, что сама программа не может быть списана или подготовлена кем-либо, кроме сотрудников образовательной организации. Принцип управления гласит, что программы должны разрабатываться теми, кто будет их реализовывать. Посторонний человек не обладает знаниями о конкретной образовательной организации, ресурсах, преподавателях и т.д.

Экспертиза программы.

После подготовки программы, ее обсуждения в профессиональном сообществе, с родительской общественностью, с социальными партнерами она должна быть утверждена коллегиальным органом управления образовательной организацией.

Экспертиза разработанной программы может состоять из шести позиций.

1) Полнота оценки программы: эта позиция включает в себя анализ наличия всех необходимых компонентов и функций в программе. Эксперт оценивает, насколько хорошо программа удовлетворяет всем требованиям и задачам, которые она должна решать.

2) Оценка целостности программы: эксперт анализирует, насколько хорошо все компоненты и функции программы взаимодействуют друг с другом и обеспечивают ее целостность и согласованность. Важно проверить, нет ли в программе каких-либо пробелов или несоответствий.

3) Оценка обоснованности выводов, допущений и прогнозов: эксперт анализирует, насколько тщательно авторы обосновали свои выводы, принятые допущения и сделанные прогнозы. Важно, чтобы все утверждения основывались на достоверных данных и логических рассуждениях.

4) Выявление недостатков, ошибок: на этой должности эксперт осуществляет поиск и анализ всех недостатков, опечаток и комментариев, которые были обнаружены в программе. Оценивается их важность и влияние на работу программы.

5) Наличие новых идей и предложений: эксперт оценивает, в какой степени разработчики программы предложили новые идеи и улучшения, которые могут сделать программу более эффективной или удобной для образовательной организации.

6) Заключение: эксперт делает общее заключение о разработанной программе, оценивая ее качество и соответствие поставленным задачам.

Итоговое заключение может содержать рекомендации или предложения по дальнейшему совершенствованию программы.

[1] Управление развитием школы: Пос. для рук. образовательных учреждений / Рос. академия образования; Авт.: В.С. Лазарев и др.; Под ред. М.М. Поташника и В. С. Лазарева. — М : Новая школа, 1995. — 464 с.

[2] Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст] : учебное пособие / [Э. М. Казин и др.] ; Российская акад. образования, Кемеровский гос. ун-т, Департамент образования и науки Кемеровской обл., Кузбасский региональный ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кемеровский областной психолого-валеологический центр. — 3-е изд., перераб. — Москва : Изд-во Омега-Л, 2013. — 443 с.

[3] Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации / [Сост.: Касаткин В.Н.]. — Москва : Подкова, 2000. — 145,

[4] Колбанов, В.В. Основы педагогики здоровья [Текст] / В. В. Колбанов. — Санкт-Петербург : РООУ БПА, 2015. — 155 с.

[5] Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 года N 1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». – URL: https://docs.cntd.ru/document/901763663?ysclid=lraotvhoxl359313616 (дата обращения 12.01.2024)

[6] Управление развитием школы: Пос. для рук. образовательных учреждений / Рос. академия образования; Авт.: В.С. Лазарев и др.; Под ред. М.М. Поташника и В. С. Лазарева. — М : Новая школа, 1995. — 464 с.

[7] Поташник, М.М. Управление современной школой ( в вопросах и ответах) /  М.М. Поташник, А.М. Моисеев. – М.: Новая шк., 1997. – 350 с.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.