Институт развития ребенка

Создание условий для занятий физической культурой и спортом

Создание условий для занятий физической культурой и спортом в образовательной организации является важной задачей, поскольку физическая активность способствует укреплению здоровья и разностороннему развитию обучающихся.

Среди условий для занятий физической культурой и спортом в образовательной организации можно выделить следующее:

  1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие занятия физической культурой и спортом.
  2. Материально-технические условия — наличие спортивных залов, площадок, оборудованных инвентарем и оборудованием.
  3. Санитарно-гигиенические условия проведения занятий.
  4. Наличие квалифицированных кадров.
  5. Учебно-методические условия — наличие программ урочных и внеурочных занятий физической культурой и спортом.
  6. Медицинское обеспечение и профилактика травматизма.
  7. Наличие системы внеурочной физкультурно-спортивной работы.
  8. Обеспечение доступности занятий для всех учащихся в том числе с ограниченными физическими возможностями или инвалидностью.
  9. Совершенствование системы физкультурно-спортивной работы образовательных организаций.

Отечественная теория физического физической культуры и спорта формировалась на протяжении многих десятилетий на основе ряда наук о человеке (педагогика, анатомия и физиология, медицина, гигиена, биология, психология и т.д.) и она несет в себе огромный научно-методический потенциал.

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития[1].

Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение физкультурными знаниями в органическом единстве с духовным совершенствованием личности человека.

Физическая культура и физическое воспитание — два понятия, тесно взаимосвязанные и влияющие друг на друга. Физическая культура шире и охватывает все аспекты физического развития и активности человека, включая спорт .

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие[2].

Школьный спорт — часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях[3].

Целенаправленное  взаимодействие  всех  этих  частей  и  создает  ту целостную социальную организацию, которую можно назвать системой школьного физкультурно-спортивного воспитания.

Создание условий для занятий физической культурой и спортом в школе должно выражаться в органичном соединении урочных и внеурочных форм деятельности  в рамках единой системы их организации.

Такое соединение обеспечивает комплексность и усиление  взаимовлияния  обучающих, развивающих и воспитывающих воздействий на формирование здоровой личности ребенка.

Формы организации физического воспитания в образовательной организации представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности обучающихся, основу которой составляет двигательная активность ребенка.

Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Основной формой занятий физическими упражнениями в образовательной организации является урок физической культуры.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: утренняя гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы на уроках; игры и физические упражнения на удлиненных переменах; ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.

Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: спортивные секции по видам спорта; секции общей физической подготовки; секции ритмической и атлетической гимнастики; школьные соревнования; туристические походы и слеты; праздники физической культуры;  дни здоровья и т.д.

С целью организации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организация необходимо создавать школьные спортивные клубы (ШСК), которые бы стали приоритетной формой внеклассной работы с обучающимися, педагогами, родителями, волонтёрами др. заинтересованными лицами.

Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений: систематические занятия избранным видом спорта в спортивных школах; занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие занятия физической культурой и спортом в общеобразовательной организации.

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ2.
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» .
  5. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  6. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  7. Приказ Минпросвещения России от 12.11.2021 № 819 «О федеральном перечне учебников. рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с  обучающимися во время пребывания в  организации, осуществляющей образовательную деятельность».
  9. Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. 

Федеральные государственные образовательные стандарты

  1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

Письма и методические рекомендации

  1. Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»).
  2. Письмо Минпросвещения России от 17.12.2021 № 03-2161 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Основными требованиями и рекомендациями к составлению расписания для обучающихся начального общего образования», «Основными требованиями и рекомендациями к составлению расписания для обучающихся основного общего и среднего общего образования»).
  3. Методические рекомендации по созданию сети кружков Национальной технологической инициативы в общеобразовательных организациях (утв. Минпросвещения России 28.08.2020).
  4. Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» (вместе с «Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»).
  5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 февраля 2022 г. № 08-347 «О профилактике несчастных случаев».
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № ВК-710/09 «О Рекомендациях по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися».
  7. Методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов общеобразовательных организаций (направлены письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 сентября 2021 г. № 06-1400).
  8. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2023 г. № ДГ-392/06 «О методических рекомендациях» (вместе с  Методическими рекомендациями по созданию школьных спортивных клубов в малокомплектных общеобразовательных организациях с  малым контингентом обучающихся, с  учётом развития индивидуальных видов спорта).
  9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 8 сентября 2021 г. № ДГ-1404/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по обеспечению доступности использования спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций для занятий физической культурой и спортом населением, утвержденными Министерством просвещения Российской Федерации 03.09.2021, Министерством спорта Российской Федерации 06.09.2021). 

Учебно-методические условия — наличие программ урочных и внеурочных занятий физической культурой и спортом 

Примерные основные образовательные программы.

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27 сентября 2021 г. № 3/21).
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 сентября 2016 г. № 3/16).
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 4 февраля 2020 г. № 1/20).
  5. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
  6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
  7. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).
  8. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).
  9. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).
  10. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования слепых обучающихся (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).
  11. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования слабовидящих обучающихся (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).
  12. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).
  13. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).

Материально-технические и санитарно-гигиенические условия 

Материально-техническая база образовательной организации должна обеспечивать:

  • возможность достижения обучающимися результатов освоения программы начального общего, основного общего, среднего общего образования по учебному предмету «Физическая культура»;
  • безопасность и комфортность организации учебного процесса;
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;
  • возможность для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к физкультурно-спортивным объектам организации.

В образовательной организации должны быть разработаны и  закреплены локальным актами перечни оснащения и оборудования, обеспечивающие учебный  и внеучебный процесс по физической культуре.

Критериальными источниками оценки материально-технических условий образовательной деятельности являются требования ФГОС, лицензионные требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации 28 октября 2013 г. № 966, а также соответствующие приказы и методические рекомендации, в том числе:

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 28 сентября 2020 г.;

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённые постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 28  января 2021  г.

перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в соответствии с действующим Приказом Министерства просвещения РФ); 

Наличие квалифицированных кадров

Для реализации учебной и внеучебной работы по физкультурно-спортивному воспитанию  образовательная организация должна быть укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, связанных с достижением целей и задач образовательной деятельности.

Обеспеченность кадровыми условиями включает в себя:

  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации, участвующих в реализации физкультурно-спортивного воспитания;
  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации, характеризуется наличием документов о присвоении квалификации, соответствующей должностным обязанностям работника;
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации, реализующих программы физкультурно-спортивного воспитания.

Медицинское обеспечение и профилактика травматизма на уроках физической культуры и в процессе внеурочной деятельности.

13 июня 2023 года принят Федеральный закон от 13.06.2023 № 256-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» согласно которому до занятий физической культурой допускаются обучающиеся на основании сведений, содержащихся в заключении медицинской организации, выданном по результатам проведенных профилактических медицинских осмотров обучающихся, осуществляемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Согласно пункту 22 Порядка приказа Минздрава России № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» на основании результатов профилактического осмотра врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, в том числе определяет медицинскую группу для занятий физической культурой в соответствии с Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, предусмотренными приложением № 3 к Порядку, и оформляет медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой по форме, предусмотренной приложением № 4 к Порядку и направляет информацию о результатах профилактического осмотра медицинским работникам медицинского блока образовательной организации, в которой обучается несовершеннолетний.

Также согласно пункту 23 Порядка копия карты выдается на руки несовершеннолетнему (его родителю или иному законному представителю), в том числе для последующего представления в образовательные организации[4].

Профилактика травматизма.

В настоящее время проблема детского травматизма при проведении физкультурно-оздоровительной и  спортивно-массовой работы в  образовательных организациях сохраняет свою актуальность на недопустимом уровне.

В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № ВК-710/09 «О Рекомендациях по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и  инвентаря при организации и  проведении физкультурно-оздоровительных и  спортивно-массовых мероприятий с  обучающимися говорится, что наиболее частыми причинами травматизма обучающихся являются нарушения при эксплуатации школьных спортивных сооружений (закрытых и  открытых), спортивного и игрового оборудования и  инвентаря[5].

Данные рекомендации подготовлены с целью оказания помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, а также общеобразовательным учреждениям и учреждениям отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период в деятельности по обеспечению условий безопасности для физкультурно-спортивной образовательной среды этих учреждений, в том числе:

  • при подготовке и приёму школ к новому учебному году в части усиления контроля за соответствием школьных спортивных сооружений, спортивного оборудования и инвентаря (в том числе вновь приобретаемого современного спортивного оборудования и инвентаря) необходимым требованиям к условиям безопасности их эксплуатации;
  • при подготовке учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период к проведению ежегодной детской оздоровительной кампании;
  • при организации и проведении различных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с детьми и подростками. Рекомендации одобрены экспертным советом по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации и согласованы с Ассоциацией предприятий спортивной индустрии и отраслевым объединением национальных производителей в сфере физической культуры и спорта «Промспорт».

К физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам относят:

  • проведение различных занятий по физической культуре и спорту;
  • проведение спортивно-массовых зрелищных мероприятий;
  • организацию и проведение учебно-тренировочного процесса;
  • предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению в целях оказания потребительских услуг;
  • информационно-консультативные и образовательные услуги данного направления;
  • прочие услуги спортивного профиля (организацию ремонта и подготовки (подгонки) спортивного оборудования, прокат спортивного инвентаря, организацию ремонта спортивной одежды и обуви, пр.).

Требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам должны учитывать интересы потребителей и обеспечивать:

  • укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни потребителей; — безопасность и экологичность;
  • систему подготовки спортсменов различной квалификации; — точность, квалифицированность и своевременность исполнения услуг;
  • эргономичность и комфортность услуг;
  • эстетичность и зрелищность услуг;
  • этичность обслуживающего персонала; — социальную и возрастную адресность услуг;
  • необходимое медицинское обеспечение и контроль при оказании услуг;
  • полную информативность.

Травмоопасность для потребителей физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг может возникнуть в результате следующих причин:

  • неудовлетворительное состояние физкультурно-спортивных сооружений (открытых и закрытых);
  • использование неисправного спортивного оборудования и инвентаря; — неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия;
  • несоответствие спортивного оборудования физическим (возрастным) показателям потребителей;
  • недостаточная физическая подготовка потребителя; — низкий уровень технико-тактической и морально-волевой подготовки потребителя;
  • отклонения в состоянии здоровья потребителя; — низкий уровень теоретической, методической и практической подготовленности тренера, преподавателя, инструктора, методиста; — проведение занятий и тренировок при отсутствии принципа индивидуального подхода к потребителю, а также постепенности и последовательности в овладении им соответствующими двигательными навыками;
  • отсутствие (недостаточность) разминки перед занятиями (тренировкой, соревнованием) или ее чрезмерная интенсивность;
  • технически неправильное исполнение приемов и упражнений при проведении занятий (тренировок, соревнований);
  • комплектование групп потребителей с различной физической и технической подготовленностью;
  • неблагоприятные метеорологические условия; — неблагоприятные эргономические характеристики используемого спортивного снаряжения и инвентаря (неудобная обувь, форма, пр.);
  • дисциплинарные нарушения. Для снижения уровня травмоопасности при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг необходимо выполнять следующие требования:
  • соблюдение правил эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений (открытых и закрытых), спортивного оборудования и инвентаря; — регулярное техническое освидетельствование спортивного оборудования и инвентаря; — соблюдение правил безопасности по конкретным видам спорта; — соблюдение эргономических требований к используемому спортивному оборудованию, снаряжению и инвентарю;
  • использование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, соответствующего конкретному виду спорта, включая средства индивидуальной защиты; — соблюдение режима занятий (тренировок);
  • соответствующая квалификация тренера, инструктора; — наличие врачебного и педагогического контроля за подготовкой и проведением занятий, тренировок, соревнований;
  • профилактика травматизма, в том числе:
    • обучение потребителей навыкам безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружении, спортивного оборудования и инвентаря; обучение потребителей навыкам самоконтроля за состоянием своего здоровья при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий (тренировок, соревнований); информирование потребителей физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг о факторах риска и мерах по предупреждению травм; обязательное проведение инструктажа по безопасности, учитывающего специфику физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, а также тренировок и соревнований по конкретным видам спорта; наличие у исполнителей физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг комплекта действующих нормативных документов по обеспечению безопасности потребителей[6].

Порядок расследования несчастных случаев.

Порядок расследования и учёта несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в  организации, осуществляющей образовательную деятельность  представлен в Приказе Министерства образования и  науки Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и  учета несчастных случаев с  обучающимися во время пребывания в  организации, осуществляющей образовательную деятельность»

Порядок устанавливает правила проведения расследования, оформления и  учёта несчастных случаев, происшедших с  обучающимися, во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в результате которых обучающимися были получены повреждение здоровья.

Контроль за своевременным расследованием и учетом несчастных случаев с обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также выполнением мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивают в зависимости от ведомственной принадлежности данной организации следующие органы и лица:

  • федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
  • федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие отдельные функции и полномочия Учредителя в отношении образовательных организаций, у которых функции и полномочия Учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации»;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
  • органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
  • юридические и физические лица.

При наступлении несчастного случая:

  • немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и, при необходимости, доставку его в медицинскую организацию;
  • принять неотложные меры по предотвращению чрезвычайной ситуации, в том числе аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
  • принять меры по фиксированию до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на  момент происшествия если это не угрожает жизни и  здоровью других лиц и не ведёт к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств;
  • принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай;
  • проинформировать о несчастном случае с обучающимся Учредителя, а  также родителей или законных представителей пострадавшего;
  • принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования[7].

Наличие системы внеурочной физкультурно-спортивной работы

Рекомендации по созданию школьных спортивных клубов.

Деятельность школьных спортивных клубов (ШСК) имеет важное общественно-социальное значение для формирования устойчивой мотивационной здоровой позиции обучающихся в  отношении физической культуры и  спорта, предотвращения возможности вовлечения их в  антисоциальную деятельность.

Школьный спортивный клуб — общественная организация обучающихся, родителей и учителей, способствующая развитию физической культуры, спорта в школе. Школьный спортивный клуб может создаваться образовательными учреждениями в качестве их структурных подразделений или в виде общественных объединений, не являющихся юридическими лицами. Деятельность школьного спортивного клуба в образовательных учреждениях среднего общего образования регламентируется Положением о школьном спортивном клубе, которое самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательное учреждение. Цель ШСК – создать условия для деятельности обучающегося, результат которой – самоопределение, самореализация, физическое самовоспитание; формирование интегративных ключевых компетенций ребенка.

Алгоритм создания школьного спортивного клуба.

  1. Основания для создания  ШСК. Создание ШСК является инициативой школьного сообщества (ученического, родительского, педагогического и административного), которая играет определяющую роль в создании механизмов самоуправления в  развитии физической культуры, спорта и формирования здорового образа жизни в общеобразовательной организации.
  2. Основные направления деятельности ШСК. По содержанию ШСК может представлять разнообразные направления, включающие различные формы организации обучающихся, способствующие формированию здорового образа жизни, развитию физической культуры, школьного и массового спорта.
  3. Управление деятельностью ШСК. Общая структура ШСК формируется с учётом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников общеобразовательной организации.
  4. Кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности ШСК. Обеспечение деятельности ШСК осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников: учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, инструкторы по физической культуре.
  5. Учёт и отчётность деятельности ШСК. Официальный учёт всей работы ШСК ведется в журнале установленной формы.
  6. Информационное обеспечение ШСК. Отчёт работы ШСК ведется через информационное пространство (сайт общеобразовательной организации, сайт ШСК, социальные сети, СМИ, стенд и иное), где отражаются символика ШСК (название, логотип, девиз), календарный план мероприятий, режим секционной работы, поздравления победителей и призёров соревнований и  иная информационно-агитационная информация.
  7. Государственная поддержка деятельности ШСК. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, целесообразно активизировать работу по созданию ШСК, направленную на значительное увеличение обучающихся — участников внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий, выработать Комплекс мер по реализации данной деятельности.

Обеспечение доступности занятий для всех учащихся в том числе с ограниченными физическими возможностями или инвалидностью.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

В связи с этим для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях разрабатываются соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) отражается в рабочих программах учебных предметов, курсов.

Рабочие программы учебных предметов, курсов содержат разделы:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля;
  • содержание учебного предмета, курса, модуля;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Соответственно, при определении структуры и содержания рабочих программ учебных предметов, курсов разработчиками используются положения:

1) ФГОС ОО (в соответствии с уровнем образования);

2) Примерной основной образовательной программы общего образования образовательной организации (в соответствии с уровнем образования);

3) примерных программ по учебным предметам, курсам, а также авторские программы учебных предметов, курсов;

4) локальных нормативных документов образовательной организации, регламентирующих порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, а также порядок внесения изменений и их корректировки.

В соответствии с ФГОС при обучении обучающихся с ОВЗ организация разрабатывает адаптированную программу основного общего образования (одну или несколько) с учетом соответствующих примерных адаптированных программ основного общего образования.

Необходимо обратить внимание, что при обучении и разработке соответствующих документов образовательная организация на уровне НОО руководствуется положениями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598), 43 на уровне ООО — ФГОС-2010 и ФГОС-2021 (для 5 классов 2022/23 учебного года).

Адаптированная программа основного общего образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся, реализацию их особых образовательных потребностей.

Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до шести лет.

Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения обучающимися с ОВЗ определяются в примерных адаптированных основных образовательных программах основного общего образования. Согласно п.33.1 ФГОС ОО при реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены следующие изменения:

  • для глухих и слабослышащих обучающихся – исключение из обязательных для изучения учебных предметов учебного предмета «Музыка»;
  • для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – включение в предметную область «Русский язык и литература» обязательного для изучения учебного предмета «Развитие речи», предметные результаты по которому определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования;
  • для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата — изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка; — для всех обучающихся с ОВЗ — исключение учебного предмета «Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования.

Рекомендации по организации занятий физической культурой с обучающимися специальных медицинских групп.

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных организаций в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую.

В свою очередь специальная медицинская группа разделяется на группу «А» – обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные 45 различными заболеваниями, и группу «Б» – обучающиеся, имеющие тяжёлые, необратимые изменения в деятельности органов и систем.

Занятия во всех группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Занятия с обучающимися специальной медицинской группы «А» проводятся в общеобразовательных организациях в соответствии с образовательными программами по предмету «Физическая культура» для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья, с обучающимися специальной медицинской группы «Б» проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.).

Комплектование медицинских групп проводится медицинским работником образовательной организации. Списки обучающихся, отнесенных к разным медицинским группам, утверждаются локальным актом общеобразовательной организации.

Медицинская группа каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала, второй экземпляр «Листка здоровья» с указанием характера заболевания передается учителю физической культуры.

Возможно формирование групп по типу отклонений в состоянии здоровья: нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата и пр.

При проведении занятий по физической культуре педагогу необходимо проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений, потенциально опасных и вредных для здоровья детей, и обращать на это особое внимание.

При наличии заболевания следует строго дозировать физическую нагрузку и исключить физические упражнения, противопоказанные к их выполнению по состоянию здоровья.

Важной стороной учебно-воспитательного процесса обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, является учет и оценка их успеваемости.

При оценивании и итоговой аттестации рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных программ по физической культуре для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», допущенных или рекомендованных федеральными, или региональными органам исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, устанавливается на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей.

При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые отмечаются учителем и сообщаются обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.

Совершенствование системы физкультурно-спортивной работы образовательных организаций.

Направления совершенствования физкультурно-спортивной работы в условиях образовательной организации представлены в Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы[8].

Учебный предмет физическая культура уже долгое время занимает важное место в российской системе общего образования, благодаря многолетним традициям преподавания и богатому педагогическому опыту. В рамках Концепции развития образования важным фактором является научный подход, межпредметная интеграция, единообразие образовательного пространства и преемственность на всех уровнях обучения, а также система индексации физического развития обучающихся и выявление талантливых студентов.

Основные направления совершенствования включают:

  1. Обновление содержания и методов преподавания физической культуры. На начальном этапе обучения необходимо сосредоточиться на формировании интереса к спорту и здоровому образу жизни. В это время должны развиваться основные двигательные навыки и гибкость средствами гимнастики и других видов спорта, не вредящих здоровью. Для старших классов обучающимся необходимо приобретать умения вести здоровый образ жизни, развивать физические качества, участвовать в спортивных мероприятиях и проходить тестирование, чтобы продемонстрировать свои достижения.

Для обновления содержания и методов преподавания физической культуры необходимо также совершенствовать контрольные измерительные материалы, учебно-методические комплексы и проводить всероссийские олимпиады по этому предмету. Важными факторами являются также проведение уроков с оздоровительным и практико-ориентированным подходом, регламентация деятельности школьных спортивных клубов и использование ресурсов социальной среды для обеспечения системного подхода в процессе обучения. Кроме того, необходимо применять современные методы и технологии преподавания, чтобы учесть особенности развития учащихся и формировать у них антидопинговое мировоззрение.

  1. Совершенствование учебно-методической и технической базы обучения.

Для совершенствования  учебно-методической базы следующее:

утверждение и совершенствование учебных комплексов по физической культуре, включая применение электронных и мультимедийных технологий, выделяя приоритет самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;

улучшение процессов разработки, апробации и внедрения новых методов обучения и воспитания, педагогических технологий, использования образовательных ресурсов, осуществления инновационных проектов и программ;

использование методических ресурсов из различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи, включая технологии, способствующие сохранению здоровья, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или временными ограничениями физической активности;

разработка средств для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и профессионального самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;

создание электронной научно-методической базы знаний по учебному предмету на основе современных подходов к оценке результатов обучения, определению уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

Для совершенствования педагогической деятельности учителя физической культуры рекомендуется:

  • создание и организация информационно-консультационных центров;
  • создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности, а также передовых отечественных и международных практик в области физического воспитания.

Для обновления технической обеспеченности и оснащения необходимо:

  • разработка требований безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательном процессе по учебному предмету, а также их сертификация, определение правил безопасности при эксплуатации физкультурно-спортивной инфраструктуры;
  • обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;
  • создание испытательных центров для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;
  • обновление примерного списка и характеристик современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций;
  • создание единой электронной базы данных о спортивных сооружениях, спортивных площадках и зонах отдыха в образовательных организациях.
  1. Развитие информационных ресурсов в сфере школьной физической культуры.

В современных условиях реализация основных общеобразовательных программ требует активного развития информационных ресурсов для учеников и педагогических работников. Данные ресурсы включают разнообразные форматы для организации индивидуальной или совместной деятельности учащихся, а также сетевые модули, обеспечивающие возможность независимого и более глубокого изучения спортивных программ по разным видам спорта, а также отдельных тем и разделов, связанных с физической культурой, спортом и физическим воспитанием.

Кроме того, эти информационные ресурсы включают банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, а также определения уровня здоровья и физической подготовленности. Они позволяют более точно оценивать достижения каждого ученика в процессе обучения и здоровья в целом.

Важным компонентом развития информационных ресурсов является функционирование информационного центра, который координирует процесс развития учебного предмета как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности и оценивает его результаты.

Используя данные информационные ресурсы, образовательные учреждения смогут обеспечить более эффективное обучение и развитие учащихся, а педагогические работники смогут успешно осуществлять свою педагогическую деятельность.

  1. Развитие кадрового потенциала.

Для совершенствования кадрового потенциала предлагаются следующие меры:

  • совершенствование программ подготовки по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Физическая культура».
  • создание связи между различными образовательными программами, начиная с общего образования и заканчивая высшим и дополнительным профессиональным образованием;
  • совершенствование механизмов предоставления дополнительного профессионального образования для педагогов, работающих в области физической культуры и спортивных направлений, с использованием модульной системы и электронного обучения, учитывая индивидуальные потребности и запросы каждого педагога и привлекая ресурсы профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;
  • развитие системы подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогов, работающих в школьных спортивных клубах;
  • создание механизмов профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности и отдаленных территориях, которые внедряют программы по адаптивной физической культуре, а также молодых специалистов.
  • совершенствование системы оценки качества работы учителей физической культуры, включая аттестацию, с помощью внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников.
  • уточнение требований к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовых функций педагога в области физической культуры, включая адаптивную физическую культуру, в профессиональном стандарте педагога.
  1. Воспитание мотивации у обучающихся для регулярных занятий физической культурой и привития навыков здорового образа жизни.

Для формирования у обучающихся мотивации для регулярных занятий физической культурой и использования навыков здорового образа жизни мы предлагаем следующие меры:

  • создание условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;
  • обеспечение возможностей для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;
  • содействие сетевому взаимодействию с использованием ресурсов других организаций, таких как научные, медицинские, культурные и физкультурно-спортивные организации, а также организации дополнительного образования, в ходе реализации образовательных программ, включая внеклассную и соревновательную деятельность;
  • разработка механизмов формирования навыков здорового образа жизни, включая пропаганду антидопинговых ценностей и привычек, через взаимодействие с семьей и родительскими сообществами, а также разработку и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

[1] Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ.- URL:https://docs.cntd.ru/document/902075039?ysclid=lravdexsbk449336328 (дата обращения 12.01.2024)

[2] Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.

[3] Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ.- URL: https://docs.cntd.ru/document/902075039?ysclid=lravdexsbk449336328 (дата обращения 12.01.2024)

[4] Письмо Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2023 года N 15-2/2460 «По вопросу порядка допуска несовершеннолетних обучающихся к занятиям физической культурой».-URL: https://docs.cntd.ru/document/1302073643?ysclid=losedwiehw253455962 (дата обращения 12.01.2024)

[5] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № ВК-710/09 «О Рекомендациях по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и  проведении физкультурно-оздоровительных и  спортивно-массовых мероприятий с  обучающимися».- URL: https://docs.cntd.ru/document/420256184?ysclid=lravj0pikr681688755 (дата обращения 12.01.2024)

[6] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № ВК-710/09 «О Рекомендациях по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и  инвентаря при организации и  проведении физкультурно-оздоровительных и  спортивно-массовых мероприятий с  обучающимися».- URL: https://docs.cntd.ru/document/420256184?ysclid=lravj0pikr681688755 (дата обращения 12.01.2024)

[7] Приказ Министерства образования и  науки Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и  учета несчастных случаев с  обучающимися во время пребывания в  организации, осуществляющей образовательную деятельность».-URL: https://docs.cntd.ru/document/456078151

[8] Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.-URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/?ysclid=lotmos8so2953197748 (дата обращения 12.01.2024)

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.