Институт развития ребенка

Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

В 2023 году лабораторией выполняются исследования по проектам:

«Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития» Тема исследований лаборатории в этом проекте – «Влияние способа представления значимой информации при использовании цифровых технологий на мозговую организацию избирательного внимания и рабочей памяти у детей и подростков». В соответствии с этой темой проводятся экспериментальные междисциплинарные (психометрические и нейрофизиологические) исследования в трех направлениях:
  • выявление зависимости функциональной организации рабочей памяти от способа предъявления значимой зрительной информации у обучающихся 7, 9 классов общеобразовательной школы;
  • анализ связи эффективности зрительной РП, успешности обучения и использования компьютерных технологий у обучающихся 7, 9 классов;
  • исследование эффективности различных аспектов произвольного внимания и их связи с успешностью обучения и использованием компьютерных технологий у обучающихся 7, 9 классов.

Мачинская Регина Ильинична

Заведующий лабораторией,
доктор биологических наук,член-корреспондент РАО

Контакты:

Подробнее

Образование

  • Психолог, преподаватель психологии (МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии). Специализация — психофизиология

Профессиональные интересы

  • Когнитивная нейронаука, мозговые механизмы когнитивного развития, нейрофизиологические факторы когнитивных дефицитов у детей с трудностями обучения, мозговые механизмы регуляции когнитивной деятельности и поведения. ЭЭГ оценка индивидуальных особенностей функционального состояния головного мозга
  • Направления исследований:
    Основные фундаментальные исследования последних 5-ти лет посвящены изучению закономерностей формирования управляющих функций мозга (внимание, рабочая память, планирование) в восходящем онтогенезе от предшкольного до взрослого возраста.Прикладные исследования направлены на выявление нейрофизиологических факторов, лежащих в основе когнитивных дефицитов у детей и подростков с трудностями обучения и проблемами регуляции поведения, в том числе на оценку индивидуальных особенностей функционирования коры головного мозга и глубинных регуляторных структур.Во всех научных и прикладных исследованиях используется междисциплинарный подход, включающий анализ психометрических и/или нейропсихологических параметров когнитивной деятельности и электроэнцефалографических (ЭЭГ) показателей функционирования мозга в покое и во время решения когнитивных задачАвторским направлением в области нейрокогнитивных исследований является анализ роли модулирующих систем мозга разного уровня в формировании механизмов когнитивной деятельности. В рамках созданного направления выявлены мозговые механизмы и определены критические периоды в развитии произвольной регуляции деятельности у детей, показана роль индивидуальных особенностей функционального созревания модулирующих систем мозга в формировании избирательного внимания, рабочей памяти, зрительно-пространственных функций. Обнаружено специфическое влияние функциональной незрелости модулирующих систем мозга разного уровня на успешность обучения и особенности поведения детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Исследования в рамках этого направления способствуют выявлению мозговых основ школьной дезадаптации у детей без выраженной неврологической или психической патологии. Результаты многолетних электроэнцефалографических исследований послужили основанием для создания оригинальной экспертной системы нейрофизиологической оценки индивидуальных особенностей морфо-функционального созревания мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста, на которую получено авторское свидетельство

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль имени Л.С. Выготского
  • Российской академии образования,
    Нагрудный знак «За верность профессии» Министерства Просвещения РФ

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Мачинская Р. И., Курганский А. В. Корнеев А.А., Ломакин Д.И. МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ В ЗАДАЧАХ НА УДЕРЖАНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ: АНАЛИЗ ССП НА ИМПЕРАТИВНЫЙ СИГНАЛ// XXIV съезд физиологического общества им. И.П. Павлова. 11–15 сентября 2023 года. Сборник тезисов съезда. Санкт-Петербург
  • Мачинская Р.И. Риски школьной неуспешности в подростковом возрасте. Нейрофизиологический анализ//Проблемы школьной неуспешности детей и пути ее преодоления. Книга для учителя / Автор.-сост. В.С. Басюк. – Москва: Просвещение, 2024. С. 82-95.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Фарбер Д.А., Горев А.С., Захарова М.Н., Ломакин Д.И., Корнеев А.А. Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / Под ред. Р.И. Мачинской и Д.А. Фарбер — М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с.
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I. Application of principles of cultural-historical neuropsychology to the study of typical development in preschoolers // Cuadernos de Neuropsicología / Panamerican Journal of Neuropsychology — 2023, Vol. 17 Nº 2 Special Issue 116 – 124. DOI: 10.7714/CNPS/17.2.208. WOS
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I.//Voluntary control of cognitive activity in preschool children: age-dependent changes from ages 3-4 to 4-5 //Psychology in Russia: State of the Art. 2023. Т. 16. № 3. С. 122-131.WOS
  • Захарова, М. Н., Мачинская Р.И., Агрис А.Р. Управляющие функции мозга и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т. 18. – № 3. – С. 81-91. – DOI 10.17759/chp.202218031 WOS
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В, Мачинская Р. И. Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 19. – № 2. – С. 303-322. – DOI 10.17323/1813-8918-2022-2-303-322.WOS
  • Курганский А. В., Ломакин Д. И., Корнеев А. А., Мачинская Р. И. Мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2022. – Т. 72. – № 3. – С. 387-404. – DOI 10.31857/S0044467722030066. – EDN DDRYOS. WOS
  • Soto H.H., Solovieva Yu., Pelayo G.H., Rivas Z.X., Machinskaya R., Quintanar R.L., Hazin I. NEUROPSYCHOLOGICAL AND ELECTROPHYSIOLOGICAL PROFILES IN ADOLESCENTS WITH ADHD: A QUALITATIVE APPROACH//Cultural-Historical Psychology. 2022. Т. 18. № 2. С. 32-44.WOS

Ссылка на аккаунт в elibrary

Рецензирование

  • Психологические исследования
    Член редакционного совета
  • Neuroscience and Behavioral Physiology
    Член редакционной коллегии
  • Российский журнал когнитивной науки
    Член редакционного совета
  • Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова
    Заместитель главного редактора, член редколлегии
    2003-02-01
  • Новые исследования
    Член редакционного совета

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1993 года

Cотрудники лаборатории:

Верба
Алла Степановна,

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук
Подробнее

Образование

  • Университет Российской академии образования, 2000г., по специальности психолог-педагог.
  • МГПУ им.В.И.Ленина, 2003г., по специальности педагог-дефектолог, логопед.

Повышение квалификации

  • Цифровая трансформация. Быстрый старт. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, https://stepik.org/cert/1251843.
  • «Методы нейропсихологической диагностики и коррекции» (144 час.) с 24 июня 2023г. по 24 сентября 2023г.ЧОУ ДПО «Институт возрастной нейропсихологии», Удостоверение 772411791919, дата выдачи 02 октября 2023г., г. Москва, рег.номер 3335/У

Профессиональные интересы

  • Изучение закономерности развития детей дошкольного и школьного возраста в процессе обучения, психофизиологию развития познавательной деятельности детей на разных этапах возрастного развития, психофизиологические механизмы формирования базовых учебных навыков – письма и чтения, а также психофизиологические механизмы трудностей обучения;
  • Консультативно-методическую помощь педагогам и родителям;
  • Диагностика детей дошкольного возраста по определению готовности к школе и школьного возраста по проблемам школьных трудностей.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Соавтор «Энциклопедия родителей будущего первоклассника». Изд-во Росмэн-Пресс, 2008 г.
  • Соавтор Диагностического пособия для родителей и педагогов «Ориентиры развития ребенка» (4 части). Изд-во Просвещение-Союз, Москва, 2023 г.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Комплексная методика диагностики развития дошкольников 3-4 лет (36 – 51 мес.) // Перспективы науки и образования. – 2022.- № 4. – с. 337-354
  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Орлов К.В., Сергеева В.Е. Современные дошкольники 3-4 лет. – М. – 2022. – 40 с.
  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Иванов В.В. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал, 2022. – 18(4). C. 5–17.
  • Филиппова Т.А., Верба А.С, Соколова Л.В. Особенности формирования компонентов речевого развития у дошкольников 4-7 лет // Сборник материалов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции им. проф. Н.Н. Трауготт «ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ», Санкт-Петербург, 24–26 октября 2022 года /Под общей редакцией Е.И. Гальпериной. Санкт-Петербург, 2022. — С. 148.
  • Верба А.С., Филиппова Т.А. Система педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников: ориентиры развития ребенка // Воспитатель ДОУ. – 2023. — № 8. – С. 6-13.
  • Филиппова Т.А., Верба А.С., Соколова Л.В. Возрастная динамика зрительного восприятия и зрительной памяти у дошкольников // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П.Павлова, Санкт-Петербург, 11-15 сентября 2023 / под общей редакцией член-корр. РАН, д.б.н. М.Л. Фирсова. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2023.-612 (286) с.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2000 года

  •  

Захарова
Марина Николаевна,

старший научный сотрудник

ПодробнееОбразование
  • Высшее психологическое образование (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005) Специальность «Клиническая психология»
  • Квалификация «Психолог, клинический психолог, преподаватель психологии»
Профессиональные интересы
  • Нейропсихология детского возраста
Публикации за 2022-2023 гг.
  • Захарова М.Н., Агрис А.Р. Возрастная динамика различных компонентов речевой системы и их связь с состоянием произвольной регуляции деятельности у старших дошкольников // Центральные механизмы речи. Сборник материалов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции им.проф.Н.Н, Трауготт/ под общ ред. Е.И. Гальпериной, СПб, 2022, с.53 РИНЦ
  • Захарова М.Н., Мачинская Р.И. «Возрастные изменения управляющих функций у детей 6-7 лет» / Журнал «Психологические исследования», т.15, №81, 2022. Ядро РИНЦ
  • Захарова М.Н., Мачинская Р.И., Агрис А.Р. Управляющие функции мозга и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 81–91. DOI: 10.17759/chp.2022180311/ Wos, Scopus
  • Курганский А.В., Захарова М.Н., Каюмов Д.Д., Антонова С.Ю., Софьина Е.П. Экспериментальная оценка некоторых особенностей, лежащих в основе когнитивного планирования у дошкольников 3-6 лет // Новые исследования, 2022. №2 (70), с.7-19. РИНЦ
  • Главы 4, 11 12 в книге «Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы» // МПСУ, Москва, 2023
  • Захарова М.Н., Агрис А.Р. Возрастная динамика различных компонентов речевой системы и их связь с состоянием управляющих функций мозга у старших дошкольников // Физиология человека. 2023. Том 49, №3? c/42-51. Scopus
  • Захарова М.Н., Агрис А.Р., Мачинская Р.И., Обухов Е.В., Хоштария Н.А. Возрастные изменения управляющих функций у детей 3–5 лет // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции, Москва, 21–22 июня 2023 года / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман, А.Я. Койфман. — Москва: ООО «Буки Веди», Московский институт психоанализа, 2023. — С. 153-158.
  • Курганский А.В., Захарова М.Н., Каюмов Д.Д., Антонова С.Ю. Эффективность обнаружения тематических связей предметов детьми 3-6 лет // Физиология человека, 2023. Том 49, №3, с.1-11. Scopus
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I. Application of principles of cultural-historical neuropsychology to the study of typical development in preschoolers // Cuadernos de Neuropsicología / Panamerican Journal of Neuropsychology, 2023, Vol. 17, № 2 Special Issue 116 — 124 .DOI: 10.7714/CNPS/17.2.208
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I. Voluntary Control of Cognitive Activity in Preschool Children: Age-dependent Changes from Ages 3–4 to 4–5 // Psychology in Russia: State of the Art, 16(3), 122–131. DoI: 10.11621/pir.2023.0309 Wos, Scopus
Ссылка на аккаунт в elibrary Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года

Корнеев
Алексей Андреевич, 

старший научный сотрудник, кандидат психологических наук

Подробнее

Образование

  • Психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Специальность – психолог, преподаватель психологии

Профессиональные интересы

  • Когнитивная психология, экспериментальная психология, нейропсихология, статистические методы обработки данных психологических исследований

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Битюцкая Е. В., Корнеев А. А. Диагностика субъективного оценивания трудных жизненных задач // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2023. — № 1. — С. 152–172.
  • Бочавер А. А., Корнеев А. А., Хломов К. Д. Опросник поведенческих норм и школьного климата // Вопросы образования. — 2023. — № 4. — С. 55-86.
  • Величковский Б.Б., Марченко О.П., Корнеев А.А., Чистяков И.М., Прутько Г.В. Зрительная и вербальная рабочая память при обработке эмоционально окрашенных стимулов // Вопросы психологии. — 2023. — № 3. — С. 116-126
  • Корнеев А. А. Прогностическое значение различных показателей состояния регуляторных функций мозга для оценки вероятности проявлений девиантного поведения у подростков // Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. — Изд-во Московского психолого-социального университета Москва: 2023. — С. 501–524.
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В. Сравнительное исследование зрительной рабочей памяти при решении задач на воспроизведение серийно организованной информации у детей младшего школьного возраста, подростков и взрослых // Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. — Изд-во Московского психолого-социального университета Москва: 2023. — С. 247–373.
  • Корнеев А. А., Матвеева Е. Ю., Ахутина Т. В. Роль функций программирования и контроля и переработки зрительно-пространственной информации в выполнении компьютерных нейропсихологических методик у детей 6-9 лет // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 21–22 июня 2023 г / Под ред. А. Я. Койфман, Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. — Москва: ООО Буки-Веди, 2023. — С. 202–207.
  • Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И. Запоминание вербальной и невербальной серийной информации детьми и взрослыми // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 21–22 июня 2023 г. — Москва: ООО Буки-Веди, 2023. — С. 196–201.
  • Ломакин И., Корнеев А. А. Склонность к принятию рискованных решений у подростков с признаками девиантного поведения. Экспериментально-психологическое исследование на модели решения задач с подкреплением // Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. — Изд-во Московского психолого-социального университета Москва: 2023. — С. 393–408.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Корнеев А.А., Ломакин Д.И. Мозговая организация рабочей памяти в задачах на удержание вербальных и зрительно-пространственных последовательностей: анализ ССП на императивный сигнал // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова : Сборник тезисов съезда, Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 года. — Санкт-Петербург: ООО Издательство ВВМ, 2023. — С. 522–522.
  • Нуркова В. В., Корнеев А. А., Ш У. Гедонистический потенциал негативных воспоминаний: сюжет и когнитивные стратегии саморегуляции эмоций // Вопросы психологии. — 2023. — Т. 69, № 1. — С. 92–109.
  • Букинич А.М., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Ахутина Т.В., Гусев А.Н., Кремлев А.Е. Структурный анализ результатов нейропсихологического обследования детей 6—9 лет // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. С. 21–31.
  • Корнеев А. А., Ахутина Т. В., Матвеева Е. Ю. Кластеризация нейропсихологических данных: оценка соотношения состояния когнитивных функций у детей 6–9 лет // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. — 2022. — № 3. — С. 117–126.
  • Корнеев А. А., Ахутина Т. В., Матвеева Е. Ю. Нейропсихологическое исследование слухоречевой памяти у детей 6–9 лет // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция Центральные механизмы речи им. проф. Н.Н. Трауготт, Санкт-Петербург, 24–26 октября 2022 г.: Сборник материалов конференции. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербург, 2022. — С. 72–72.
  • Корнеев А. А., Букинич А. М., Матвеева Е. Ю. , Ахутина Т. В. Оценка управляющих функций и функций регуляции активности у детей 6-9 лет: конфирматорный факторный анализ данных нейропсихологического обследования / // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2022. — № 1. — С. 53–92.
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В., Мачинская Р. И. Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. — 2022. — Т. 19, № 2. — С. 303–322.
  • Курганский А. В., Ломакин Д. И., Корнеев А. А., Мачинская Р. И. Мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 2022. — Т. 72, № 3. — С. 387–404.
  • Нартова-Бочавер С. К., Корнеев А. А., Резниченко С. И. Краткая версия опросника аутентичности Керниса-Голдмана: адаптация в России // Консультативная психология и психотерапия. — 2022. — Т. 30, № 3. — С. 150–171.
  • Bochaver A. A., Korneev A. A., Khlomov K. D. School climate questionnaire: A new tool for assessing the school environment // Frontiers in psychology. — 2022. — Vol. 13. — P. 871466.
  • Bochaver A., Denisse N.-R. C., Korneev A., Ángel L., Khlomov K., Vera N., Sheri B.. A comparative study of youth victimization during covid-19 lockdowns in Mexico and Russia // Psychology society & education. — 2022. — Vol. 14, no. 3. — P. 38–47.
  • Nartova-Bochaver S. K., Donat M., Ucar G. K., Korneev A. A., Heidmets M. E., Kamble S., Khachatryan N., Kryazh I. V., Larionow P., Rodríguez-González D., Serobyan A., Zhou C., Clayton S.The role of environmental identity and individualism/collectivism in predicting climate change denial: Evidence from nine countries // Journal of Environmental Psychology. — 2022. — Vol. 84. — P. 101899.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2011 года

  •  

Талалай
Илья Витальевич,

старший научный сотрудник, кандидат психологических наук

Подробнее

Образование

  • Психолог, преподаватель психологии (со знанием английского и немецкого языков)

Профессиональные интересы

  • Когнитивная психология;
  • Психофизиология;
  • Разработка экспериментальных моделей с использованием метода электроэнцефалографии;
  • Управляющие функции;
  • Имплицитное научение;
  • Исследование мозговой организации предвосхищающего внимания на разных этапах онтогенеза.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарственное письмо за поддержку и деятельное участие в работе II Конгресса молодых ученых (Сириус)

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Talalay, I. V. The development of sustained, selective, and divided attention in school-age children / I. V. Talalay // Psychology in the Schools. – 2024. – Vol. Х, No. Х. – P. ХХ-ХХ (принято в печать)
  • Талалай, И. В. Оценка эффективности различных компонентов внимания у детей 13-14 лет с помощью компьютеризированной батареи тестов / И. В. Талалай // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции, Москва, 21–22 июня 2023 года / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман, А.Я. Койфман. — Москва: ООО «Буки Веди», Московский институт психоанализа, 2023. — С. 454-458.
  • Талалай, И. В. Исследование связи между эффективностью различных компонентов внимания, использованием цифровых устройств и успеваемостью у детей 10-12 лет / И. В. Талалай // Новые исследования. – 2022. – № 1(69). – С. 56-75. – DOI 10.46742/2072-8840-2022-69-1-56-75.
  • Talalay, I. V. The Assessment of Different Types of Attention in Children Using a Computerized Test Battery / I. V. Talalay // Lurian Journal. – 2022. – Vol. 3, No. 1. – P. 29-35. – DOI 10.15826/Lurian.2022.3.1.2.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года

  •  
Адамовская Оксана Николаевна

Адамовская
Оксана Николаевна,

ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

 

Образование

  • Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского, специальность биология-химия, 1991-1996
  • Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», аспирантура, 2004-2007

Повышение кваллификации

  • Цифровая трансформация. Быстрый старт.Сертификат https://stepik.org/cert/1253028, Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС
  • Пожарная безопасность для руководителей и ответственных лиц.
    Удостоверение о повышении квалификации № У2023341066 от 01.11.2023, Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион»

Профессиональные интересы

  • Исследование адаптации детей и подростков к учебным нагрузкам, в том числе при использовании информационно-компьютерных технологий; нейрогуморальная регуляция когнитивной деятельности; вегетативное обеспечение рабочей памяти при запоминании эмоционально окрашенной информации; возрастная физиология сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Нейровегетативная и гуморальная регуляция когнитивной деятельности у подростков при использовании электронных устройств// Acta biomedica scientifica (Scopus) – в печати
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Компьютерные технологии в начальной школе// Методические материалы. В 5-ти частях
    Часть 2. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе. — Сер. Компьютерные технологии в образовании. 2023
  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативное обеспечение рабочей памяти (РП) при запоминании эмоционально окрашенной информации у подростков 13-14 лет// Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. — С. 279.
  • Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности при использовании электронных устройств и бумажного носителя информации//Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. — С. 286-287.
  • Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В. Функциональное состояние организма школьников при использовании электронных средств обучения//Современные здоровьесберегающие технологии. 2022. — № 4. — С. 11-22.
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем младших школьников к когнитивной нагрузке при выполнении теста на ноутбуке// Журнал медико-биологических исследований. 2022.- Т. 10. № 1. — С. 24-33.
  • Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Вариабельность сердечного ритма и уровень кортизола у детей школьного возраста при разной когнитивной нагрузке//Acta Biomedica Scientifica. 2022. — Т. 7. № 3. — С. 169-179.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с марта 2006 г. (2004-2007 – аспирантура)

  •  

Филиппова
Татьяна Андреевна,

ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

 

Ломакин
Дмитрий Игоревич,

научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Философ. Преподаватель философии., МГУ им. Ломоносова, философский факультет

Повышение кваллификации

  • 2019-н.в. – аспирантура ФГБНУ «ИРЗАР»

Профессиональные интересы

  • Возрастная психофизиология

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Ломакин Д.И. Функциональное состояние мозговых систем эмоционально-мотивационной регуляции и склонность к риску у подростков // Физиология человека. 2023. Т. 49. № 5. С. 25-35.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Корнеев А.А., Ломакин Д.И. Мозговая организация рабочей памяти в задачах на удержание вербальных и зрительно-пространственных последовательностей: анализ ССП на императивный сигнал // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. ИП Павлова. 2023. С. 522-522.
  • Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / под ред. Р. И. Мачинской, Д. А. Фарбер. — М. : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с.
    • Мачинская Р. И., Захарова М. Н., Ломакин Д. И. Глава 4. Состояние регуляторных систем мозга и эффективность произвольной регуляции деятельности у детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. Нейрофизиологический и нейропсихологический анализ
    • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В. Глава 8. Сравнительное исследование зрительной рабочей памяти при решении задач на воспроизведение серийно организованной информации у детей младшего школьного возраста, подростков и взрослых
    • Ломакин Д. И. Глава 9. Подростковый возраст и склонность к девиантному поведению
    • Ломакин Д. И., Корнеев А. А. Глава 10. Склонность к принятию рискованных решений у подростков с признаками девиантного поведения. Экспериментально-психологическое исследование на модели решения задач с подкреплением
    • Мачинская Р. И., Захарова М. Н., Ломакин Д. И. Глава 12. Влияние функционального состояния глубинных регуляторных систем мозга на произвольную регуляцию когнитивной деятельности и поведение у подростков
  • Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И. удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 2. С. 303-322.
  • Курганский А.В., Ломакин Д.И., Корнеев А.А., Мачинская Р.И. мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2022. Т. 72. № 3. С. 387-404.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2015 года

  •  

Рябкова
Татьяна Сергеевна,

младший научный сотрудник

Лаборатория проводит комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования, занимаясь изучением самых актуальных проблем:

  1. Выявление основных закономерностей формирования мозгового обеспечения когнитивной деятельности и регуляции поведения у детей и подростков от 3 до 16 лет. В последние 5 лет исследования лаборатории сосредоточены на изучении формирования мозговых механизмов произвольной организации ментальной деятельности и поведения (управляющих функций мозга);
  2. Выявление нейрофизиологических факторов риска учебной и социальной дезадаптации в предшкольном, младшем школьном и подростковом возрасте;
  3. Разработка методологии междисциплинарной (нейропсихологической и нейрофизиологической) оценки индивидуальных особенностей познавательного развития детей и подростков в возрасте от 3 до 16 лет. В основе методологии – сопоставление ЭЭГ показателей индивидуальных особенностей функционального состояния коры и глубинных регуляторных структур мозга с нейропсихологическими показателями эффективности различных компонентов когнитивной деятельности. Теоретическая основа разрабатываемого подхода – принцип динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия;
  4. Разработка системы (батареи) компьютеризированных тестов для количественной оценки управляющих функций (внимания, рабочей памяти, когнитивного планирования, когнитивного торможения и переключения между когнитивными задачами) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель этих исследований – создание базы данных и системы стандартизированных оценок индивидуальных особенностей УФ для использования школьными психологами и специалистами центров диагностики и развития детей.

История создания

Лаборатория создана в 1964 году Деборой Ароновной Фарбер, доктором биологических наук, профессором, академиком Российской академии образования – основателем научной школы и отдельного направления возрастной физиологии – нейрофизиологии развития познавательной деятельности ребенка.

Деятельность лаборатории в области фундаментальных научных исследований направлена на изучение закономерностей формирования мозговых механизмов когнитивных функций у детей разного возраста и подростков. Когнитивные функции включают в себя обширный спектр операций преобразования информации: ее получение по сенсорным каналам, избирательную обработку и анализ различной степени сложности, занесение в память и извлечение из памяти, а также процессы регуляции обработки информации – различные виды внимания, планирования деятельности, принятие решений.

Знания основных закономерностей формирования мозговых механизмов когнитивной деятельности ребенка в процессе его индивидуального развития востребованы для решения актуальных вопросов воспитания, обучения и охраны здоровья детей, начиная с раннего периода развития и до достижения зрелости. Их значимость определяется необходимостью соответствия программ обучения, а также требований, предъявляемых к ребенку для их освоения, уровню развития базовых когнитивных процессов и функциональным возможностям ребенка.

Прикладные исследования лаборатории посвящены выявлению нейрофизиологических факторов трудностей обучения и проблем регуляции поведения у детей разного возраста и подростков.

Методологической основой фундаментальных и прикладных исследований лаборатории является представление о мозговых механизмах познавательных процессов как многокомпонентных функциональных системах (распределенных нейронных сетях), формирующихся в процессе активной деятельности для реализации ее целей и задач. В соответствии с функциональной классификацией структур мозга, предложенной А.Р. Лурия, и на основе данных современных нейрофизиологических исследований когнитивных процессов в структуре функциональных мозговых систем выделяются информационные составляющие, обеспечивающие обработку значимой модально-специфической информации и регуляторные составляющие, обеспечивающие изменения общего уровня активности, избирательную регуляцию, организацию и контроль деятельности. Регуляторные системы мозга осуществляют настройку нейронных сетей коры на обработку значимой для субъекта информации и подготовку к реализации программы действий. В состав регуляторных систем входят глубинные модулирующие структуры мозга, ассоциативные зоны коры и связи между ними. Информационные составляющие – это нейронные сети, основная функция которых состоит в обработке и интеграции качественно-специфичной информации. Основными свойствами функциональных систем мозга является их пластичность, зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей морфофункционального созревания отдельных корковых и подкорковых структур (динамическая локализация высших психических функций в онтогенезе), а также постепенность и разная скорость созревания нейронных сетей, реализующих различные аспекты когнитивной деятельности (гетерохрония развития).

Во всех научных и прикладных проектах лаборатории используется многоуровневый подход к исследованию когнитивных функций, т.е. сочетание анализа структуры и эффективности познавательных процессов на уровне деятельности и анализа параметров суммарной электрической активности мозга – электроэнцефалограммы (ЭЭГ), как в состоянии покоя, так и в процессе выполнения когнитивных заданий. Соотнесение показателей эффективности решения когнитивных задач в разных экспериментальных условиях с временными и топографическими особенностями электрической активности коры головного мозга дает возможность выделять функциональные мозговые системы, активность которых специфическим образом связана с реализацией регуляторных и информационных составляющих познавательной деятельности.

Основные публикации сотрудников лаборатории за 2020 – 2023 гг.

  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Фарбер Д.А., Горев А.С., Захарова М.Н., Ломакин Д.И., Корнеев А.А. Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / Под ред. Р.И. Мачинской и Д.А. Фарбер — М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с. — DOI: 10.51944/9785977010122

Основные публикации сотрудников лаборатории за 2020 – 2023 гг.

Статьи в рецензируемых журналах

Избранные публикации предыдущих лет

Монографии:

  • Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. (Ред) Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте. М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014.  440 с.
    Книгу можно скачать в электронной библиотеке по ссылке
  • Фарбер Д.А., Безруких М.М (Ред.) Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка. Изд-во Московского психолого- социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2009. 430 с.
  • Farber D. and Njiokiktjien C. (Eds.) Pediatric Behavioural Neurology vol. 4 Developing Brain and Cognition, 1993 

Статьи в рецензируемых журналах

Публикации для педагогов и родителей

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных