В Институте развития ребенка прошел методологический вебинар научной школы «Нейрофизиология когнитивного развития», который провела Регина Ильинична Мачинская, заведующий лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО, профессор.
Участники вебинара познакомились с ключевыми аспектами уникального направления российской физиологической науки — «Нейрофизиология когнитивного развития», возникшего во второй половине XX века в лаборатории нейрофизиологии Института возрастной физиологии РАО (в настоящее время — Институт развития ребенка).
В рамках вебинара были рассмотрены:
- Исторические истоки и теоретические основы направления: концепции А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия.
- Системный подход к изучению мозговых механизмов поведения и когнитивной деятельности.
- Возрастные закономерности формирования функциональных систем мозга.
- Особенности развития когнитивных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Роль лобных долей и их взаимодействия с другими структурами мозга в развитии произвольной регуляции и внимания.
- Нейрофизиологические корреляты учебной и социальной адаптации детей и подростков.
- Междисциплинарная оценка познавательных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Особое внимание было уделено результатам многолетних исследований лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития, проведенных с использованием современных нейрофизиологических методов (включая ЭЭГ и нейропсихологическое тестирование), которые позволили выявить нейрофизиологические основы индивидуальных различий в развитии внимания, рабочей памяти, произвольной регуляции и других базовых когнитивных функций.