Институт развития ребенка

Научные исследования 2024

2024

Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития

Сроки реализации: 2019-2025 гг.

Цель на 2024 год:

  • изучить особенности использования компьютерных технологий в учебном процессе и во внеурочное время у обучающихся среднего общего образования (10 класс);
  • изучить влияние компьютерных технологий (КТ) обучения в учебном процессе на функциональное состояние организма обучающихся среднего общего образования (10 класс).
  •  

Задачи на 2024 год:

  1. На основе популяционного физиолого-гигиенического исследования провести анализ особенностей использования КТ в учебном процессе и во внеурочное время у учащихся среднего общего образования в 10 субъектах РФ.
  2. На основе экспериментального комплексного психометрического и электроэнцефалографического исследования изучить влияние способа представления значимой информации на мозговую организацию избирательного внимания и рабочей памяти у обучающихся среднего общего образования (10 класс).
  3. На основе экспериментального исследования изучить функциональное состояние организма обучающихся среднего общего образования (10 класс) при разной продолжительности использования различных цифровых устройств (ноутбук, планшет) и бумажного носителя информации.
  4. На основе экспериментального исследования изучить эффективность чтения (по параметрам окуломоторной активности) у обучающихся среднего общего образования (10 класс) в зависимости от степени сформированности навыка и сложности текста.
  5. На основе экспериментального исследования изучить интеллектуальное и речевое развитие обучающихся среднего общего образования (10 класс) в зависимости от интенсивности использования цифровых технологий в урочное и внеурочное время.
  6. На основе экспериментального исследования изучить влияние двигательной подготовленности и физической активности на функциональное состояние обучающихся среднего общего образования (10 класс) при разной интенсивности использования цифровых технологий.
Физиолого-гигиенические особенности адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам в современных условиях обучения

Сроки реализации: 2023-2026 гг.

Цель на 2024 год:
  • выявить особенности адаптации организма обучающихся начального общего образования (1, 2 класс) к современным учебным нагрузкам
Задачи на 2024 год:
  1. Исследование адаптации организма обучающихся начального общего образования (1класс (конец учебного года), 2 класс (начало и середина учебного года) к учебным нагрузкам.

    • изучение динамики умственной работоспособности как критерия адаптации к учебной нагрузке и сопротивляемости утомлению;
    • исследование адаптации по показателям сердечно- сосудистой системы, вегетативной нервной систем и гормональной регуляции;
    • анкетирование педагогов и родителей.

  2. Анализ полученных данных, сравнение результатов с имеющимися данными прошлых лет, подготовка публикаций и отчета.

Нейрофизиологические факторы школьной неуспешности и трудностей социальной адаптации у подростков

Сроки реализации: 2024-2025 гг.

Цель:

  • изучение мозговых механизмов трудностей обучения и регуляции поведения у подростков. Проект предполагает определение нейрофизиологической основы снижения эффективности важных для обучения познавательных процессов с помощью сопоставления индивидуальных особенностей функциональной организации мозга в состоянии покоя и эффективности различных компонентов познавательной деятельности и регуляции поведения.

Задачи на 2024 год:

  1. Формирование массива данных, включающей имеющиеся в лаборатории результаты индивидуальных междисциплинарных (нейропсихологических и ЭЭГ) обследований детей с проблемами в обучении и поведении (более 1000 случаев).
  2. Комплексный (нейрофизиологический и нейропсихологический) анализ накопленных в лаборатории данных индивидуальных междисциплинарных обследований детей с проблемами в обучении и поведении с целью выявления наиболее значимых корреляций познавательного развития и функционального состояния мозга и определения конкретных нейропсихологических и электрофизиологических переменных будущих экспериментальных исследований по проекту.
  3. Учитывая результаты исследований по п. 1., подготовка методического инструментария для оценки эффективности когнитивной деятельности и регуляции поведения у подростков, включая качественные и количественные нейропсихологические методики оценки школьно-значимых когнитивных функций и социального интеллекта.
Эмоционально-мотивационная регуляция когнитивной деятельности и поведения в критические периоды онтогенеза. Физиологические механизмы

Сроки реализации: 2024-2025 гг.

Цель:

  • на основе междисциплинарных исследований (физиологических, психофизиологических, нейропсихологических, нейрофизиологических) изучить физиологические механизмы эмоционально-мотивационной регуляции когнитивной деятельности и поведения в критические периоды онтогенеза у детей 6-8 лет и подростков.

Задачи на 2024 год:

  1. Междисциплинарные (нейропсихологические, экспериментально-психологические и электроэнцефалографические) исследования когнитивных и эмоционально-мотивационных составляющих обработки социально-значимой информации (социального интеллекта) у детей предшкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет).
  2. Междисциплинарные (экспериментально-психологические и электроэнцефалографические) исследования когнитивных и эмоционально-мотивационных компонентов регуляции деятельности у подростков 12 -15 лет.
  3. Исследование функционального состояния организма подростков при напряженных когнитивных нагрузках.
  4. Исследование вегетативного, гормонального и гемодинамического обеспечения эмоционально-мотивационных и когнитивных компонентов деятельности у детей 6-8 лет подростков.
Исследование возрастной динамики развития систем организма детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом двигательной активности

Сроки реализации: 2024-2029 гг.

Цель:

  • научно обосновать минимально допустимый возраст для начала приема детей дошкольного и младшего школьного возраста на обучение по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки (по группам видов спорта) на основе результатов исследования возрастной динамики развития соматических и физиологических систем организма, психомоторной и когнитивной сферы здоровых детей с учетом режима их двигательной активности.

Задачи на 2024 год:

  1. Разработка программы исследований влияния раннего начала занятий различными видами спорта на организм детей по следующим направлениям:

    • возрастная динамика физического и моторного развития, мышечной работоспособности и созревания вегетативных функций детей дошкольного и младшего школьного возраста;
    • возрастная динамика развития когнитивной сферы и сенсомоторики детей дошкольного и младшего школьного возраста;
    • физиологическая характеристика применяемых в детском спорте тренировочных нагрузок (с учетом специфики групп видов спорта) и оценка их допустимости с точки зрения возрастно-половых возможностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
  1. Разработка батареи тестов для изучения и оценки:
    • физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
    • моторного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
    • мышечной работоспособности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
    • уровня развития вегетативных функций детей дошкольного и младшего школьного возраста;
    • когнитивной сферы и сенсомоторики детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  1. Изучение стартовых позиций физического, моторного, когнитивного развития, функционального состояния и работоспособности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на начальной стадии тренировочного процесса и детей такого же возраста, но не занимающихся спортом.
Разработка современных районированных нормативов физического и моторного развития обучающихся общеобразовательных организаций

Сроки реализации: 2024-2025 гг.

Цель:

  • разработка современных районированных нормативов физического и моторного развития обучающихся общеобразовательных организаций.

Задачи на 2024 год:

  1. Провести мониторинговые исследования физического развития и двигательной подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций не менее 10 регионов РФ.
  2. Разработать алгоритмы персонализированной оценки структуры энергообеспечения мышечной деятельности учащихся старших классов.
  3. Провести комплексное исследование физического развития, двигательной подготовленности и мышечной работоспособности детей и подростков экспериментальных площадок, организованных на базе не менее 3 общеобразовательных организаций.
  4. Подготовить нормативы физического и моторного развития обучающихся общеобразовательных организаций не менее 5 регионов РФ.
Разработка модели госпитальных школ для детей, нуждающихся в длительном лечении

Сроки реализации: 2023-2024 гг.

Цель:

  • разработка, апробация и внедрение инструментов научно-методического обеспечения реализации российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования, с учетом их текущего здоровья, психофизиологических способностей и возможностей.

Задачи на 2024 год:

  1. Организация научной апробации и экспертизы российской модели госпитальной школы, на основе проекта данной модели, разработанной в 2023 году.
  2. Изучение актуального состояния и региональных потребностей в кадровом обеспечении реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ образования длительно тяжело болеющих детей.
  3. Разработка и апробация программы и учебно-методического комплекта курсов повышения квалификации педагогических работников, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы обучения длительно тяжело болеющих детей.
Феноменология современной детской субкультуры (междисциплинарное исследование, включающее социологические, культурологические, психологические и педагогические аспекты)

Сроки реализации: 2024-2025 гг.

Цель:

  • выявление и типологизация феноменов детской субкультуры поколения постмиллениалов, а также факторов (в том числе медиа контента), влияющих на появление субкультурных феноменов, трансформацию структуры и содержания детской субкультуры. Разработка и популяризация научно-методического обеспечения реализации образовательных задач, организации и развития детских деятельностей для педагогов ДО и родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста с опорой на специфические для дошкольного возраста содержание (детская субкультура) и виды деятельности.

Задачи на 2024 год:

  1. Анализ дисциплинарных подходов к пониманию и изучению феноменов детской субкультуры, их содержания в социологии, культурологии, психологии и педагогике.
  2. Разработка и методологическое обоснование междисциплинарного инструмента изучения современной детской субкультуры, ее структуры, компонентов, актуальных проявлений в жизни детского сообщества.
  3. Выявление, описание и типологизация феноменов детской субкультуры.
  4. Выявление факторов, влияющих на содержание и структуру детской субкультуры как общности современных детей дошкольного возраста поколения постмиллениалов.
  5. Обозначение роли медиа контента в трансформации структуры и содержания детской субкультуры.
Модели и механизмы формирования осознанного и ответственного родительства у современной популяции родителей детей дошкольного возраста в контексте просветительской деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования

Сроки реализации: 2024-2025 гг.

Цель на 2024 г.:

  • разработка и апробация диагностического инструментария оценки готовности к осознанному и ответственному родительству у современных родителей детей дошкольного возраста на разных этапах ее временной локализации (стадии подготовки к родительству, актуальное родительство).

Задачи на 2024 год:

  1. Определение содержания понятия «осознанное и ответственное родительство», показателей сформированности позиции ответственного родителя.
  2. Разработка и методологическое обоснование диагностического инструмента выявления готовности к осознанному и ответственному родительствусовременной популяции родителей детей дошкольного возраста.
  3. Выявление представлений об осознанном и ответственном родительстве, степени готовности к осознанному и ответственному родительству на разных этапах ее временной локализации.
  4. Количественный и качественный анализ результатов мониторинга по выявлению представлений об осознанном и ответственном родительстве, степени готовности к осознанному и ответственному родительству на разных этапах ее временной локализации.
  5. Выявление факторов становления позиции ответственного родителя на разных этапах ее временной локализации.
  6.  
Факторы и модели обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи и образовательной организации

Сроки реализации: 2024-2025 гг.

Цель:

  • разработка и апробация психолого-педагогических инструментов определения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи и образовательной организации. Разработка, апробация и тиражирование моделей обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи и образовательной организации.

Задачи на 2024 год:

  1. Определение дисциплинарных полей понятия «эмоциональное благополучие».
  2. Определение критериев и показателей эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.
  3. Разработка и апробация психолого-педагогических инструментов определения степени эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи и образовательной организации.
  4. Выявление группы значимых факторов, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка в семье и образовательной организации.
Объективизация целевых ориентиров разностороннего развития современного ребенка в условиях единого образовательного пространства (популяционное исследование психического и физического развития детей дошкольного возраста посредством стандартизированного междисциплинарного диагностического комплекса)

Сроки реализации: 2024-2025 гг.

Цель:

  • объективизация целевых ориентиров разностороннего развития современного ребенка в условиях единого образовательного пространства.

Задачи на 2024 год:

  1. Разработка и методологическое обоснование дизайна и географии исследования психического и физического развития детей раннего и дошкольного возрастов.
  2. Спецификация возрастных характеристик психического и физического развития нормотипичных детей раннего и дошкольного возрастов по исследуемым группам.
  3. Организация условий, подготовка и проведение срезового мониторинга психического и физического развития детей раннего и дошкольного возрастов в условиях организаций, реализующих программы дошкольного образования посредством междисциплинарного комплекса психолого-педагогических и нейропсихологических методов диагностики рисков и потенциала развитии детей раннего и дошкольного возрастов.
  4. Количественный и качественный анализ результатов срезового мониторинга, определение и обоснование стандартных значений результатов (стен и шкал) методами математического анализа, а также обозначение содержательных характеристик развития для всех групп выборки.
  5. Сравнительный анализ стандартных значений, характеризующих психическое и физическое развитие современных детей раннего и дошкольного возрастов с закрепленными условно-возрастными нормами развития детей ранних поколений, их рестандартизация.
  6. Количественный и качественный анализ результатов срезового мониторинга первого этапа исследования с целью обозначения содержательных характеристик рисков развития детей раннего и дошкольного возраста, математическое прогнозирование.
  7. Выявление рисков и потенциала развития детей дошкольного возраста, определение направлений индивидуализации детского развития и образовательных маршрутов для нормотипичных обучающихся в условиях организаций, реализующих программы дошкольного образования.
  8. Систематизация рисков детского развития в период дошкольного детства, составление карты рисков.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных