Секция, посвященная междисциплинарным исследованиям мозговых механизмов когнитивного развития детей и подростков, прошедшая в рамках II Международной научно-практической конференции «Междисциплинарные исследования проблем развития и здоровья ребенка», объединила ведущих специалистов в области нейрофизиологии, психофизиологии, когнитивной нейронауки и педагогики.
Под руководством заведующего лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития Института развития ребенка Регины Ильиничны Мачинской участники представили актуальные исследования, охватывающие широкий спектр тем — от функциональной организации регуляторных систем мозга у детей и подростков до нейрофизиологических основ речи, чтения, билингвизма и учебной деятельности.
Особое внимание было уделено возрастным критическим периодам, индивидуальным различиям в когнитивном развитии, а также роли сенсорной обработки (зрительной и слуховой) в обучении. Были представлены данные ЭЭГ-исследований, включая анализ альфа-ритма и фазовой синхронизации, что позволило выявить нейродинамические маркеры когнитивных процессов. Обсуждались также механизмы переключения внимания, рабочей памяти и чтения у младших школьников, в том числе с трудностями обучения.
Секция подчеркнула важность междисциплинарного подхода, объединяющего методы нейронаук, психологии и педагогики, для понимания закономерностей и трудностей когнитивного развития детей и подростков, а также для разработки эффективных диагностических и коррекционных стратегий в образовательной и клинической практике.
Конференция организована Институтом развития ребенка при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.