Институт развития ребенка

Общественно-профессиональное обсуждение Проекта Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации

Ознакомление и предложения для проекта Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации

Уважаемые педагоги и специалисты дошкольных образовательных организаций, а также родители (законные представители)!

Мы предлагаем рассмотреть Проект Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации (далее – Программа), представляет из себя документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей. Программа состоит из пояснительной записки и восьми разделов. В пояснительной записке обоснована актуальность программы, обозначены цели, задачи просветительской работы, ее принципы. 

Разработка Программы осуществлялась как мера государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 мая 2022 г.).

Просветительская деятельность выступает значимой частью профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, одной из мер государственной поддержки семей, инструментом формирования единого образовательного пространства страны и позиции осознанного ответственного  родительства. С начала становления системы дошкольного образования просвещению родителей (законных представителей) уделялось большое внимание. Современные родители, имея доступ к фактически неограниченному количеству психолого-педагогической, методической информации, продолжают испытывать затруднения в развитии, воспитании, обучении детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Они нуждаются в адресной компетентной помощи. Оказывать такую помощь родителям призваны педагоги дошкольных образовательных организаций.

Просветительская деятельность осуществляется вне реализации образовательных программ, поэтому Программа просвещения не является образовательной программой. Она выступает инструментом, используя который педагоги дошкольных образовательных организаций могут оперативно находить содержание для подготовки коллективных и индивидуальных просветительских мероприятий, ответов на вопросы родителей о воспитании и развитии детей, выбирать оптимальные формы просвещения, творчески перерабатывать материал с учетом специфики решаемых просветительских задач, особенностей контингента родителей, возникающих образовательных ситуаций и запросов.

Разработка Программы просвещения выполнялась широким кругом авторов и организаций. Авторами-составителями Программы просвещения выступил коллектив Лаборатории дошкольного образования ФГБНУ Институт развития, здоровья и адаптации ребенка (Т.П.Авдулова, И.А.Бурлакова, Е.И.Изотова, Т.В.Кротова, О.В.Никифорова, В.А.Новицкая, Г.Р.Хузеева, Р.И.Яфизова), преподаватели ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет (М.А.Бахотская, Ю.Ю.Березина, Т.В.Калинина, М.В.Лещенко, Т.А.Семенова). В наполнении разделов Программы также принимали участие педагогические коллективы 39 пилотных образовательных организаций из 5 регионов (Алтайский край, Вологодская область, Красноярский край, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ Югра). Материалы для разделов Программы были предоставлены Департаментом демографической и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФГБНУ Институт коррекционной педагогики,  ФГБНУ Институт изучения семьи, детства и воспитания.

Наполнение Программы просвещения осуществлялось с учетом выявления наиболее актуальной тематики для родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также значимых для освещения педагогами тем, касающихся различных аспектов развития, воспитания, обучения детей. Выявление актуальной тематики проходило в начале 2023 года в пяти пилотных регионах. Структура Программы была разработана и утверждена в соответствии с определившейся тематикой. В конце 2023 года программа прошла апробацию в дошкольных образовательных организациях пяти регионов: Алтайский край, Вологодская область, Красноярский край, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ Югра, и получила высокую оценку со стороны практиков, отметивших ее своевременность, доступность, актуальность, удобство использования.

Программа состоит из пояснительной записки и восьми разделов.

В пояснительной записке обоснована актуальность программы, обозначены цели, задачи просветительской работы, ее принципы.

Первый и второй разделы включают материалы, направленные на оказание методической помощи педагогам.

Первый раздел содержит описание сущности феномена родительства и родительских функций. Обозначается ценность семьи и семейных отношений в современном обществе. Данный материал важен для организации грамотного взаимодействия с родителями, понимания особенностей современного родительства. В разделе раскрываются понятия «родительская компетентность», «осознанное и ответственное родительство», систематизируются содержание и приемы родительского контроля, регуляторов поведения детей, описываются эффективные методы воспитания  и задачи родительства. Также обозначены понятия семейные ценности, семейные традиции, представлено их содержание и показано значение приобщения детей к семейным ценностям и традициям.

Второй раздел посвящен характеристике процесса просветительской работы с родителями, ее содержания, форм и методов. В нем предлагается описание способов изучения особенностей семейного воспитания, уровня педагогической культуры родителей, выявления и анализа запросов родителей. В разделе содержится также классификация и описание основных форм просвещения родителей, рассматриваются вопросы применения цифровых инструментов для повышения эффективности просвещения родителей.

Третий раздел включает основные содержательные вопросы, связанные со здоровьем, развитием и воспитанием в семье детей разных возрастов (от рождения до окончания дошкольного периода детства). Даются ответы на вопрос о том, что такое образовательная среда, каковы ее основные компоненты и каким образом можно организовать образовательную среду в домашних условиях. Дается характеристика основных компонентов физического и психологического здоровья детей. Представлена информация о рациональном питании детей различных возрастов, необходимом для здоровья балансе питательных веществ, значимости и специфике режима дня в разные возрастные периоды, обозначены способы здоровьесбережения в условиях семьи, поддержания в семье здорового образа жизни, формирования у детей в семье полезных привычек. Раскрываются вопросы безопасности детей (в быту, природе, социуме, информационном/цифровом пространстве). Обозначаются возрастные особенности детей младенческого и раннего возрастов, основные линии и задачи развития ребенка. Дается информация о теории привязанности и комплексе оживления, о явлениях госпитализма и эмоциональной депривации. Представлены вопросы грудного вскармливания и отлучения от груди, приучения детей к туалету, формирования навыков самообслуживания и гигиены, неразрывности физического и психического развития в раннем возрасте, раскрываются вопросы подготовки детей к переходу в дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО).

В третьем разделе также рассматриваются особенности развития детей дошкольного возраста, кризисы детского развития, освещаются вопросы личностного развития детей. Описываются основные подходы к воспитанию и направления воспитательной работы с детьми в семье. Раскрываются вопросы влияния семьи на познавательное развитие детей, формы и методы духовно-нравственного, патриотического, трудового, художественно-  эстетического воспитания в семье. Показана специфика гендерного воспитания в семье. Освещены темы развития речи и формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста в семье, коммуникативного развития и социализации ребенка, роли и специфики игровой деятельности в дошкольном детстве. Раскрываются пути подготовки ребенка и семьи к обучению в школе. Представлена тема игры, ключевые вопросы детского сообщества, особенности взаимодействия детей со сверстниками, детская субкультура. Вся информация в разделах ориентирована на просвещение родителей нормотипичных детей.

Четвертый раздел содержит информацию об особенностях просвещения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе детей-инвалидов.

Пятый раздел рассматривает вопросы правовой и государственной поддержки семей.

Шестой раздел содержит информацию для ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы родителей.

В седьмом разделе дается описание форм и способов, инициирующих родительскую активность, таких как: родительские клубы, движения, родительские объединения по интересам, родительские форумы, волонтерские движения и фестивали, совместные проекты родителей с детьми.

Внутри разделов с третьего по седьмой представлены ключевые понятия по теме, примерная тематика и формы взаимодействия с родителями.

Восьмой раздел включает в себя списки рекомендованной литературы для родителей и педагогов.

Вышеперечисленная структура текста в Программе позволяет отбирать содержание, формы и тематику общения с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возрастов. ДОО имеют право выбора содержания, тематики, форм просвещения родителей с учетом образовательных запросов родителей, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, решаемых организацией образовательных задач, возможностей педагогического коллектива. Предлагаемая тематика и формы взаимодействия и педагогического просвещения родителей являются примерными и могут быть творчески преобразованы педагогами.

К Программе будут разработаны методические рекомендации, которые помогут педагогу определиться с местом и временем просветительской деятельности в структуре работы, планированием просвещения родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных образовательных организаций, алгоритмом выбора содержания и форм просвещения.

IPA – Международная игровая ассоциация.

АОП ДО – адаптированная образовательная программа дошкольного образования.

ДОО – организации (всех форм собственности), осуществляющие образовательную деятельность: образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, или индивидуальные предприниматели, реализующие образовательные программы дошкольного образования и осуществляющие присмотр и уход за детьми.

ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут.

ИПРА – индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида.

МСЭ – медико-социальная экспертиза.

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия.

ППК – психолого-педагогический консилиум.

Родители – обобщенное понятие, включает в себя кровных родителей, опекунов и приемных родителей.

РФ – Российская Федерация.

ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ФЗ – Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Семья – социальный институт воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, развитие личности и социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения. Сегодня семья и семейное воспитание становятся приоритетами государственной политики России, что находит отражение в современных законодательных актах.

В своем приветствии к участникам съезда Национальной родительской ассоциации президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул, что «семья в России – это основа основ. Именно в домашней, семейной атмосфере закладывается мировоззрение человека, его личные качества,общественная и жизненная позиция. И потому ответственное родительство, крепкая, дружная семья – главный залог благополучного будущего детей, уверенного развития нашего общества».

На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ» 2013 г. Часть 2 статьи 44 Закона гласит: «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Федеральным законом от 05.04.2021 № 85-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закреплено понятие просветительской деятельности. Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Произошедшие за последние десятилетия трансформация жизни общества, изменения ценностей неизбежно привели к трансформации института родительства.

Современные родители имеют доступ к различным информационным источникам, что создает иллюзию их информированности и компетентности. На практике многие родители, с одной стороны, не знают, не понимают и не умеют грамотно воспитывать своих детей. С другой – не видят и не ценят значимость дошкольного детства в процессе становления личности человека, считают, что основные этапы развития ребенка в будущем – в школьном возрасте.

Сегодня назрела необходимость в создании или развитии воспитательного пространства, в котором происходит распространение психолого-педагогических, медицинских, правовых, социальных знаний, помогающих родителям воспитывать своих детей, которое стимулирует родительскую активность и ответственность, понимание ценности каждого периода в жизни ребенка.

Педагогический потенциал семьи используется образовательной системой не в полной мере. Оказать помощь родителям призваны профессионалы – педагоги дошкольных образовательных организаций. Повышение психолого-педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его реализацией.

Просвещение семей является механизмом развития педагогической культуры родителей, потому что расширяет их представления о законах, способах и методах воспитания и обучения детей; помогает включаться в образовательный процесс; ориентирует в теоретических знаниях, факторах и условиях воспитания; способствует формированию родительской компетентности.

Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей – это целенаправленный процесс активизации воспитательного потенциала семьи, передачи родителям структурированной, тщательно подобранной информации по вопросам здоровья, развития, воспитания и взаимоотношений с ребенком в семье.

Просвещение родителей (законных представителей) детей имеет самую широкую направленность и связано не только с педагогическими знаниями и умениями, но и с правовым, социальным, информационным просвещением и т.д.

Целью просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста является обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребенка; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Достижение этих целей возможно через решение определенных задач:

  1. Психолого-педагогическое просвещение и информирование родителей о значимых изменениях в физическом и психическом развитии детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, о необходимых условиях для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
  2. Приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного родительства как основы благополучия семьи и развития личности ребенка.
  3. Раскрытие родителям важности и особенностей образовательной работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста, понимания включенности родителей в общее дело воспитания и обучения, развития их детей.
  4. Психолого-педагогическая помощь родителям в понимании возможных причин возникновения трудностей в развитии ребенка и путей их преодоления и профилактики, в выборе оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком.
  5. Информирование родителей о возможностях получения индивидуальной помощи в вопросах укрепления здоровья, обучения и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
  6. Выбор оптимальных средств и методов взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, основанный на выделенных проблемах семейного воспитания и взаимоотношений родителей с детьми.

Просвещение родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста следует строить на следующих принципах:

  • приоритет семьи в вопросах воспитания, обучения и развития;

Поскольку именно родители ребенка обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности.

  • доверительность отношений;

Поскольку без доверия родителей к профессионализму педагогов и уважения педагогов к личному опыту родительства в семье воспитанников сложно выстроить оптимальное взаимодействие между участниками образовательного процесса.

  • индивидуально-дифференцированный подход.

Поскольку он позволит освещать общие актуальные проблемы воспитания детей в современных семьях и выделенные трудности конкретных семей воспитанников, вызванные особенностями семейного воспитания в семье, потребностями родителей в отношении развития ребенка, что даст возможность родителям с интересом воспринимать информацию и сопоставлять ее с собственными воспитательными позициями.

Ваши предложения будут учтены при организации апробации, доработке и внедрении Программы

Текст документа представлен по восьми (8) его разделам:

Раздел 1. Родительство как особый период в жизни человека

Раздел 2. Особенности, формы и методы просвещения родителей (законных представителей) в дошкольной образовательной организации

Раздел 3. Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам здоровья, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов

Раздел 4. Поддержка и просвещение родителей (законных представителей), воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов

Раздел 5. Права родителей (законных представителей) и государственная поддержка семей с детьми дошкольного возраста

Раздел 6. Часто встречающиеся вопросы родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста и типичные проблемные ситуации («вы спрашивали – мы отвечаем!»)

Раздел 7. Пространство родительских инициатив

Раздел 8. Рекомендованный контент («специалисты рекомендуют!»)

0

Сколько респондентов заполнили форму — Проголосовало

0

Респонденты из скольких регионов приняли участие в Голосовании

Голосование закрыто 02.09.2024 г.

Благодарим за взаимодействие!

Итоги голосования в инфографике

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных