На основании Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР
от 22.11.1944 № 805 на базе лаборатории школьной гигиены Научно-исследовательского института теории и истории педагогики АПН РСФСР был организован Научно-исследовательский институт школьной гигиены АПН РСФСР.
Становление Института проходило под руководством первого наркома здравоохранения Н.А. Семашко с целью научного обеспечения охраны здоровья детей, гигиенических исследований в общеобразовательных школах, детских домах, детских садах, специализированных и внешкольных учреждениях в послевоенное время.
1-й ряд: А.Г. Цейтлин, А.Н. Рубакин, Ю.П. Фролов, Н.А. Семашко, С.Е. Советов, Л.А. Сыркин, Г.П. Сальникова, А.Н. Кабанов
2-й ряд: С.Д. Израилович, Л.Б. Нимен, П.М.Ивановский, Э.Г. Кайлун, В.В. Ефимов, Н.В. Иванов, Сухоребский, В.И. Пузик
3-й ряд: О.В. Флеров, В.К. Вермишев, В.Г. Крайнев, А.А. Харьков, А.Г. Иванов-Смоленский
4-й ряд: 1-я — Г.К. Торопова, 6-й — И.Л. Фрейдин, 7-я — М.В. Антропова, 8-й — А.Е. Заец и др.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 31.12.1948 № 3177-Р Институт был переименован в Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР.
Распоряжением Совета министров РСФСР от 10.09.1963 № 3920-Р Институт был переименован в Научно-исследовательский институт возрастной физиологии и физического воспитания АПН РСФСР.
Постановлением Совета Министров СССР от 29.08.1969 № 698 на базе Научно-исследовательского института возрастной физиологии и физического воспитания АПН РСФСР был создан Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР.
Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1990 № 229 Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР переименован в Научно-исследовательский институт физиологии и гигиены Академии педагогических наук СССР, который приказом Российской академии образования от 2 июля 1992 г. № 66л переименован в Институт возрастной физиологии Российской академии образования.
Постановлением Бюро Президиума Российской академии образования от 07.12.2011 № 8 Учреждение Российской академии образования «Институт возрастной физиологии» переименовано в Федеральное государственное
научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, которое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2014 № 1125 переименовано в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования».
В 2023 году Приказом Минпросвещения России от 18.08.2023 № 613 федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» переименован в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».
Первый нарком здравоохранения, академик АМН СССР и АПН РСФСР, возглавлял Институт школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, Институт организации здравоохранения и истории медицины Академии медицинских наук СССР. Был инициатором создания Центральной медицинской библиотеки и Дома ученых в Москве. В 1927–1936 годах был главным редактором Большой медицинской энциклопедии.
Физиолог и педагог, действительный член АПН СССР (1968), доктор биологических наук (1961), профессор (1962).
За 23 года под руководством А.А. Маркосяна в Институте были заложены основы систематического изучения морфофизиологического развития детей и подростков, изучались актуальные проблемы физиологии, морфологии и биохимии. С 1949 года в Институте на первый план, наряду с проблемами школьной гигиены, были выдвинуты проблемы физического воспитания детей и подростков. Тогда же в Институте широко развернулись исследования в области возрастной физиологии с целью создания естественнонаучных основ педагогической науки.
Авторству А. А. Маркосян принадлежит около 200 научных работ, в том числе нескольких монографий и учебников по физиологии, а также учебно-методических пособий для учителей средней школы.
За выдающиеся заслуги и самоотверженную работу А. А. Маркосян был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.
Советский педагог, доктор биологических наук, профессор. Действительный член Академии педагогических наук СССР. Член КПСС с 1943 года.
Депутат Верховного Совета СССР 7-го созыва. С 1970 года — член Комитета советских женщин. Автор более 100 научных публикаций.
В 70-е годы впервые была осуществлена телеметрическая регистрация параметров сердечного ритма и дыхания в процессе учебных занятий. Впервые проведенное лонгитюдное исследование позволило получить данные о возрастных особенностях развития сердечно-сосудистой, нейроэндокринной, мышечной и других систем у детей и подростков от 7 до 17 лет.
Академик РАО (действительный член АПН СССР с 1978), доктор медицинских наук (1971), профессор (1978).
Д.В. Колесов был специалистом в области педиатрии, возрастной физиологии, общей, возрастной и социальной психологии. Много лет занимался различными вопросами: возрастной физиологии и эндокринологии; наркотизма; сексуального развития ребенка; гигиены и охраны здоровья детей и подростков. В круг научных интересов Д.В. Колесова в последние десятилетия его жизни вошли такие проблемы как: развитие психики от ее начальных форм; физиология, психология и этика поведения; психология желания и гедонизм; психология власти; психология и прагматика оценки; психология связей и отношений; природа толерантности; сущность миграции; проблема традиции и преемственности в жизни общества; факторы и механизмы выживания и многие другие. Автор более 500 печатных трудов.
Начиная с 1971 года, Дмитрий Васильевич работал в Институте, руководил Лабораторией развития эндокринной системы, где занимался изучением механизмов возрастного развития нейроэндокринной системы человека.
Доктор биологических наук, профессор, академик РАО.
Более 50 лет занималась исследованиями в области возрастной физиологии и психофизиологии. Изучала когнитивное развитие детей на разных этапах онтогенеза, когнитивные основы обучения, проблемы развития и школьные трудности.
Автор более 500 научных трудов, в том числе монографий, учебников и методических пособий для студентов педагогических ВУЗов — «Возрастная физиология», «Физиология развития ребенка», «Психофизиология ребенка», «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» и другие.
Автор более 20 книг и пособий для педагогов и родителей, таких как «Знаете ли вы своего ученика», «Почему учиться трудно», «Обучение письму», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Особенные дети», «Трудности обучения в начальной школе», «Ступеньки к школе», «Учитель и родитель», «Ваш особенный ребенок идет в школу» и другие.
Разработанные образовательные программы для дошкольников и школьников — «Ступеньки к школе», «Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного», «365 шагов к школе» реализуются в образовательных организациях всех регионов России.
Доктор биологических наук, профессор.
Лауреат (2021) и финалист (2019, 2020) национальной спортивной премии в номинации «За служение спорту» (за вклад в развитие физической культуры и спорта). Победитель (2018), лауреат первой премии (2016, 2019) и призер (2014) открытого конкурса «Ученый года ГЦОЛИФК».
Награжден медалью Петра Лесгафта Министерства спорта РФ (2018). Обладатель знака Министерства спорта РФ «За развитие физической культуры и спорта (2013). Отличник физической культуры (2007).
Российский физиолог, специалист в области сравнительной и возрастной физиологии, психофизиологии. Доктор биологический наук
Научная деятельность В.Б.Войнова связана с изучением нейро- и психофизиологических феноменов человека, работающего в субэкстремальных и экстремальных условиях, включая регионы Крайнего Севера и высокогорья. Не теряют своей актуальности результаты, позволяющие оценивать уровень оптимальности функционального состояния человека в динамике всего цикла «сон-бодрствование», описывать индивидуальные феномены предела физической и умственной работоспособности.
Доктор педагогических наук, профессор, магистр социальной работы и социального администрирования Манчестерского университета
Победитель во Всероссийском конкурсе «Золотые Имена Высшей Школы» (МОО «Лига Преподавателей Высшей Школы») при поддержке Министерства науки и высшего образования и Фонда президентских грантов в номинации «За развитие практико-ориентированного высшего образования» (2021)
Эксперт деятельности федеральных инновационных площадок (ФИП) в сфере общего образования, среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых Министерства просвещения РФ
Эксперт-аналитик в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ
Федеральный эксперт Общероссийской общественной организации “Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей”
Член Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам Министерства просвещение РФ
Лектор Российского общества «Знание»
Эксперт РАН
В разные годы в Институте работали такие выдающиеся ученые, как А.А. Бирюкович, Г.П. Богданов, А.А. Гуминский, В.В. Зайцева, Ю.Ф. Змановский, П.М. Ивановский, А.Н. Кабанов, Р.А. Калюжная, Д.В. Колесов, И.А. Корниенко, А.И. Клиорин, В.И. Козлов, М.М. Кольцова, С.А. Косилов, З.И. Кузнецова, Т.Д. Кузнецова, Б.С. Кулаев, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, Б.А. Никитюк, Г.П. Сальникова, Л.К. Семенова, С.Е. Советов, Л.А. Сыркин, В.С. Фарфель, В.И. Филиппович, А.Г. Хрипкова, А.Г. Цейтлин, В.И. Чемоданов и многие другие.
Научная деятельность Института имела большое значение для совершенствования школьных учебных планов и программ, разработки рациональных и адекватных функциональным возможностям учащихся содержания и методов обучения и воспитания, для научного обоснования мер по укреплению здоровья, построения гигиенически целесообразного режима для детей школьного возраста, определения уровня допустимых умственных и физических нагрузок.