Институт развития ребенка

Исторические вехи

История института

22 ноября
1944г.

На основании Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР
от 22.11.1944 № 805 на базе лаборатории школьной гигиены Научно-исследовательского института теории и истории педагогики АПН РСФСР  был организован Научно-исследовательский институт школьной гигиены АПН РСФСР

Становление Института проходило под руководством первого наркома здравоохранения Н.А. Семашко с целью научного обеспечения охраны здоровья детей, гигиенических исследований в общеобразовательных школах, детских домах, детских садах, специализированных и внешкольных учреждениях в послевоенное время.

1-й ряд: А.Г. Цейтлин, А.Н. Рубакин, Ю.П. Фролов, Н.А. Семашко, С.Е. Советов, Л.А. Сыркин, Г.П. Сальникова, А.Н. Кабанов

2-й ряд: С.Д. Израилович, Л.Б. Нимен, П.М.Ивановский, Э.Г. Кайлун, В.В. Ефимов, Н.В. Иванов,  Сухоребский, В.И. Пузик

3-й ряд: О.В. Флеров, В.К. Вермишев, В.Г. Крайнев, А.А. Харьков, А.Г. Иванов-Смоленский

4-й ряд: 1-я — Г.К. Торопова, 6-й — И.Л. Фрейдин, 7-я — М.В. Антропова, 8-й — А.Е. Заец и др.

История института

1948

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 31.12.1948 № 3177-Р Институт был переименован в Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР.

История института

1963

Распоряжением Совета министров РСФСР от 10.09.1963 № 3920-Р Институт был переименован в Научно-исследовательский институт возрастной физиологии и физического воспитания АПН РСФСР.

История института

1969

Постановлением Совета Министров СССР от 29.08.1969 № 698 на базе Научно-исследовательского института возрастной физиологии и физического воспитания АПН РСФСР был создан Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР.

История института

1990

Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1990 № 229 Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР переименован в Научно-исследовательский институт физиологии и гигиены Академии педагогических наук СССР, который приказом Российской академии образования от 2 июля 1992 г. № 66л переименован в Институт возрастной физиологии Российской академии образования.

История института

2002

Постановлением Президиума Российской академии образования от 11.09.2002 № 7 Институт возрастной физиологии Российской академии образования переименован в Государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, которое приказом Российской академии образования от 09.06.2008 № 23 переименовано в Учреждение Российской академии образования «Институт возрастной физиологии».
История института

2011

Постановлением Бюро Президиума Российской академии образования от 07.12.2011 № 8 Учреждение Российской академии образования «Институт возрастной физиологии» переименовано в Федеральное государственное
научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, которое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2014 № 1125 переименовано в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования».

История института

2023

В 2023 году Приказом Минпросвещения России от 18.08.2023 № 613 федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» переименован  в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

Руководство в истории

1944-1949
Семашко Николай Александрович
Семашко Николай Александрович

Первый нарком здравоохранения, академик АМН СССР и АПН РСФСР, возглавлял Институт школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, Институт организации здравоохранения и истории медицины Академии медицинских наук СССР. Был инициатором создания Центральной медицинской библиотеки и Дома ученых в Москве. В 1927–1936 годах был главным редактором Большой медицинской энциклопедии.

  • Школьная гигиена
  • Возрастная морфология
  • Возрастная физиология
1949-1972
Маркосян Акоп Арташесович 

Физиолог и педагог, действительный член АПН СССР (1968), доктор биологических наук (1961), профессор (1962).

За 23 года под руководством А.А. Маркосяна в Институте были заложены основы систематического изучения морфофизиологического развития детей и подростков, изучались актуальные проблемы физиологии, морфологии и биохимии. С 1949 года в Институте на первый план, наряду с проблемами школьной гигиены, были выдвинуты проблемы физического воспитания детей и подростков. Тогда же в Институте широко развернулись исследования в области возрастной физиологии с целью создания естественнонаучных основ педагогической науки.

Авторству А. А. Маркосян принадлежит около 200 научных работ, в том числе нескольких монографий и учебников по физиологии, а также учебно-методических пособий для учителей средней школы.

За выдающиеся заслуги и самоотверженную работу А. А. Маркосян был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.

  • Изучение санитарных последствий войны
  • Морфофункциональное развитие ребенка
  • Гигиенические аспекты охраны и укрепления здоровья детей и подростков
  • Гигиенические аспекты охраны и укрепления здоровья детей и подростков
  • Гигиена физического воспитания
  • Созревание регуляторных систем организма ребенка
  • Морфункциональные проявления акцелерации развития детского организм
  • Возрастные особенности вегетативного обеспечения функций, система гемостаза
  • Научные основы физического воспитания школьников
1973
Филлипович Владимир Иосифович
НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР 1969-1989
  • Изучение санитарных последствий войны
  • Морфофункциональное развитие ребенка
  • Гигиенические аспекты охраны и укрепления здоровья детей и подростков
  • Гигиенические аспекты охраны и укрепления здоровья детей и подростков
  • Гигиена физического воспитания
  • Созревание регуляторных систем организма ребенка
  • Морфункциональные проявления акцелерации развития детского организм
  • Возрастные особенности вегетативного обеспечения функций, система гемостаза
  • Научные основы физического воспитания школьников
1974-1982
Хрипкова Антонина Георгиевна
Хрипкова Антонина Георгиевна

Советский педагог, доктор биологических наук, профессор. Действительный член Академии педагогических наук СССР. Член КПСС с 1943 года.

Депутат Верховного Совета СССР 7-го созыва. С 1970 года — член Комитета советских женщин. Автор более 100 научных публикаций.

В 70-е годы впервые была осуществлена телеметрическая регистрация параметров сердечного ритма и дыхания в процессе учебных занятий. Впервые проведенное лонгитюдное исследование позволило получить данные о возрастных особенностях развития сердечно-сосудистой, нейроэндокринной, мышечной и других систем у детей и подростков от 7 до 17 лет.

  • Здоровье и физическое развитие школьников
  • Морфологическое и функциональное развитие органов и систем организма, возрастная периодизация
  • Адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам
  • Нейро- и психофизиологические особенности функционирования мозга ребенка
  • Метаболическое обеспечение роста, развития, адаптации и деятельности
  • Гигиена обучения и воспитания в школе
  • Физиолого-гигиенические основы физического воспитания и трудового обучения
  • Содержание и методика физического воспитания детей школьного возраста
  • Вредные привычки и их профилактика у детей
  • Половое созревание и половое воспитание
  • Нейрофизиологические механизмы формирования познавательной деятельности ребенка
  • Возрастное преобразование физиологических систем, сенситивные и критические периоды в развитии
  • Физиолого-педагогические основы антиникотинового и антинаркогенного воспитания
1982-1996
Колесов Дмитрий Васильевич

Академик РАО (действительный член АПН СССР с 1978), доктор медицинских наук (1971), профессор (1978).

Д.В. Колесов был специалистом в области педиатрии, возрастной физиологии, общей, возрастной и социальной психологии. Много лет занимался различными вопросами: возрастной физиологии и эндокринологии; наркотизма; сексуального развития ребенка; гигиены и охраны здоровья детей и подростков. В круг научных интересов Д.В. Колесова в последние десятилетия его жизни вошли такие проблемы как: развитие психики от ее начальных форм; физиология, психология и этика поведения; психология желания и гедонизм; психология власти; психология и прагматика оценки; психология связей и отношений; природа толерантности; сущность миграции; проблема традиции и преемственности в жизни общества; факторы и механизмы выживания и многие другие. Автор более 500 печатных трудов.

Начиная с 1971 года, Дмитрий Васильевич работал в Институте, руководил Лабораторией развития эндокринной системы, где занимался изучением механизмов возрастного развития нейроэндокринной системы человека. 

  • Здоровье и физическое развитие школьников
  • Морфологическое и функциональное развитие органов и систем организма, возрастная периодизация
  • Адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам
  • Нейро- и психофизиологические особенности функционирования мозга ребенка
  • Метаболическое обеспечение роста, развития, адаптации и деятельности
  • Гигиена обучения и воспитания в школе
  • Физиолого-гигиенические основы физического воспитания и трудового обучения
  • Содержание и методика физического воспитания детей школьного возраста
  • Вредные привычки и их профилактика у детей
  • Половое созревание и половое воспитание
  • Нейрофизиологические механизмы формирования познавательной деятельности ребенка
  • Возрастное преобразование физиологических систем, сенситивные и критические периоды в развитии
  • Физиолого-педагогические основы антиникотинового и антинаркогенного воспитания
1996-2020
Безруких Марьям Моисеевна
Безруких Марьям Моисеевна

Доктор биологических наук, профессор, академик РАО.

Более 50 лет занималась исследованиями в области возрастной физиологии и психофизиологии. Изучала когнитивное развитие детей на разных этапах онтогенеза, когнитивные основы обучения, проблемы развития и школьные трудности.

Автор более 500 научных трудов, в том числе монографий, учебников и методических пособий для студентов педагогических ВУЗов — «Возрастная физиология», «Физиология развития ребенка», «Психофизиология ребенка», «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» и другие.

Автор более 20 книг и пособий для педагогов и родителей, таких как «Знаете ли вы своего ученика», «Почему учиться трудно», «Обучение письму», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Особенные дети», «Трудности обучения в начальной школе», «Ступеньки к школе», «Учитель и родитель», «Ваш особенный ребенок идет в школу» и другие.

Разработанные образовательные программы для дошкольников и школьников — «Ступеньки к школе», «Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного», «365 шагов к школе» реализуются в образовательных организациях всех регионов России.

  • Нейрофизиология когнитивной деятельности
  • Возрастная психофизиология и диагностика развития
  • Физиология мышечной деятельности
  • Возрастная эндокринология
  • Физиология дыхания
  • Функциональная морфология
  • Антропологическая физиология
  • Школьная гигиена
  • Физическое воспитание
2020-2021
Левушкин Сергей Петрович
Левушкин Сергей Петрович

Доктор биологических наук, профессор.

Лауреат (2021) и финалист (2019, 2020) национальной спортивной премии в номинации «За служение спорту» (за вклад в развитие физической культуры и спорта). Победитель (2018), лауреат первой премии (2016, 2019) и призер (2014) открытого конкурса «Ученый года ГЦОЛИФК».

Награжден медалью Петра Лесгафта Министерства спорта РФ (2018). Обладатель знака Министерства спорта РФ «За развитие физической культуры и спорта (2013). Отличник физической культуры (2007).

  • Нейрофизиология когнитивной деятельности
  • Возрастная психофизиология и диагностика развития
  • Физиология мышечной деятельности
  • Антропологическая физиология
  • Школьная гигиена
  • Физическое воспитание
2021-2023
Войнов Виктор Борисович
Войнов Виктор Борисович

Российский физиолог, специалист в области сравнительной и возрастной физиологии, психофизиологии. Доктор биологический наук

Научная деятельность В.Б.Войнова связана с изучением нейро- и психофизиологических феноменов человека, работающего в субэкстремальных и экстремальных условиях, включая регионы Крайнего Севера и высокогорья. Не теряют своей актуальности результаты, позволяющие оценивать уровень оптимальности функционального состояния человека в динамике всего цикла «сон-бодрствование», описывать индивидуальные феномены предела физической и умственной работоспособности.

  • Нейрофизиология когнитивной деятельности 
  • Возрастная психофизиология и диагностика развития
  • Физиология мышечной деятельности 
  • Школьная гигиена
  • Физическое воспитание
  • Дошкольное образование
  • Госпитальная педагогика
  • Педагогическая физиология
С 2023 года
Приступа Елена Николаевна
Приступа Елена Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор, магистр социальной работы и социального администрирования Манчестерского университета

Победитель во Всероссийском конкурсе «Золотые Имена Высшей Школы» (МОО «Лига Преподавателей Высшей Школы») при поддержке Министерства науки и высшего образования и Фонда президентских грантов в номинации «За развитие практико-ориентированного высшего образования» (2021)

Эксперт деятельности федеральных инновационных площадок (ФИП) в сфере общего образования, среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых Министерства просвещения РФ

Эксперт-аналитик в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ

Федеральный эксперт Общероссийской общественной организации “Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей”

Член Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам Министерства просвещение РФ

Лектор Российского общества «Знание»

Эксперт РАН

  • Нейрофизиология когнитивного развития
  • Возрастная психофизиология и диагностика развития
  • Физиология мышечной деятельности
  • Школьная гигиена
  • Физическое воспитание и физическое развитие
  • Дошкольное образование
  • Госпитальная педагогика
  • Здоровьесбережение с детства

Архивные материалы

Первый научный коллектив
Первый научный коллектив
Научная сессия
Научная сессия
Список сотрудников Института школьной гигиены Академии Педагогических наук РСФСР на 1 марта 1945 г.
Список сотрудников Института школьной гигиены Академии Педагогических наук РСФСР на 1 марта 1945 г.
Справка
Справка
Профессора М.В. Антропова и Г.П. Сальникова обсуждают планы работ.

Москва, 1968 г.
Профессора М.В. Антропова и Г.П. Сальникова обсуждают планы работ.
Москва, 1968 г.
Заседание ученого совета. Слева направо: В.И.Козлов, Д.В.Колесов, А.А.Бодалев, А.Г.Хрипкова, М.В. Антропова.
Заседание ученого совета. Слева направо: В.И.Козлов, Д.В.Колесов, А.А.Бодалев, А.Г.Хрипкова, М.В. Антропова.
В 1977 г. Институт получил переходящее Красное Знамя.

В президиуме: А.В. Петровский, М.В. Антропова.
Знамя получают: директор А.Г. Хрипкова, Л.А. Леонова, В.И. Чемоданов
В 1977 г. Институт получил переходящее Красное Знамя.
В президиуме: А.В. Петровский, М.В. Антропова. Знамя получают: директор А.Г. Хрипкова, Л.А. Леонова, В.И. Чемоданов
Открытие Всесоюзной конференции по физиологии детей и подростков. Москва, 1977 г.

На трибуне – директор Института А.Г. Хрипкова. Председательствующий – Г.А. Илизаров.
Открытие Всесоюзной конференции по физиологии детей и подростков. Москва, 1977 г.
На трибуне – директор Института А.Г. Хрипкова.
Председательствующий – Г.А. Илизаров.

В разные годы в Институте работали такие выдающиеся ученые, как А.А. Бирюкович, Г.П. Богданов, А.А. Гуминский, В.В. Зайцева, Ю.Ф. Змановский, П.М. Ивановский, А.Н. Кабанов, Р.А. Калюжная, Д.В. Колесов, И.А. Корниенко, А.И. Клиорин, В.И. Козлов, М.М. Кольцова, С.А. Косилов, З.И. Кузнецова, Т.Д. Кузнецова, Б.С. Кулаев, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, Б.А. Никитюк, Г.П. Сальникова, Л.К. Семенова, С.Е. Советов, Л.А. Сыркин, В.С. Фарфель, В.И. Филиппович, А.Г. Хрипкова, А.Г. Цейтлин, В.И. Чемоданов и многие другие.

Научная деятельность Института имела большое значение для совершенствования школьных учебных планов и программ, разработки рациональных и адекватных функциональным возможностям учащихся содержания и методов обучения и воспитания, для научного обоснования мер по укреплению здоровья, построения гигиенически целесообразного режима для детей школьного возраста, определения уровня допустимых умственных и физических нагрузок.

#Исторические вехи

История создания и развития Института (1944-1978 гг.)

#Руководство

#Архивные документы и фотографии

#К 150-летию Николая Александровича Семашко. Личное дело

#К 150-летию Николая Александровича Семашко. Публикации

#Директор Акоп Арташесович Маркосян. Личное дело

#Директор Акоп Арташесович Маркосян. Научные и учебные труды

# Директор Антонина Георгиевна Хрипкова. Личное дело

#Директор Дмитрий Васильевич Колесов. Личное дело

#Ученые Института. Фарбер Дебора Ароновна

#Ученые Института. Антропова Мета Васильевна

#Ученые Института. Советов Сергей Евгеньевич

#Ученые Института. Бирюкович Алла Александровна

#Ученые Института. Косилов Сергей Александрович

#Ученые Института. Пузик Валентина Ильинична

#Ученые Института. Иванов-Смоленский Анатолий Георгиевич

#Ученые Института. Кабанов Александр Николаевич

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.