Институт развития ребенка

Исследование возрастных изменений управляющих функций у детей дошкольного возраста

В выпуске № 1 (77) 2024 журнала «Новые исследования» опубликована статья под названием «Возрастные преобразования управляющих функций в дошкольном возрасте (от 3-х до 7-ми лет). Нейропсихологический анализ».

Авторы статьи сотрудники лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» Мачинская Регина Ильинична, заведующий лабораторией, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО и Захарова Марина Николаевна, старший научный сотрудник лаборатории.

Статья представляет результаты качественного и количественного нейропсихологического тестирования 472 детей дошкольного возраста в четырех возрастных группах: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет. Исследование показало неравномерность развития различных компонентов управляющих функций (УФ) у детей.

Согласно исследованию, дети продемонстрировали значительные прогрессивные изменения в способности усваивать инструкции, следовать программам деятельности, переключаться между действиями и планировать последовательность действий. В то же время, все возрастные группы, включая детей дошкольного возраста, также показали возрастную незрелость в создании стратегий деятельности, переключении между алгоритмами выполнения заданий, самоконтроле и рабочей памяти.

Полученные данные подчеркивают важность развивающих занятий на основе совместной деятельности ребенка и взрослого в младшем дошкольном возрасте. Также исследование указывает на нецелесообразность начала целенаправленного обучения овладению навыками письма и чтения до 5 лет.

Эта статья призвана расширить понимание развития управляющих функций у детей дошкольного возраста и может стать основой для разработки эффективных методик обучения и воспитания в этой возрастной группе.

Прочитать статью 

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.