Институт развития ребенка

Лаборатория физиолого-гигиенических исследований в образовании

В 2023 году произошло объединение Лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании и Лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания.

Лабораторией выполняются исследования по проектам:

  1. Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития.
  2. Физиолого-гигиенические особенности адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам в современных условиях обучения.
  3. Школьная медицина: разработка модели первичной профилактики факторов риска современной образовательной среды.
  4. Определение нарушений функций опорно-двигательного аппарата и разработка методик профилактики, оценки и коррекции нарушений у обучающихся в условиях современной образовательной среды.
  5. Физическая активность и двигательная подготовленность школьников в условиях применения современных компьютерных технологий.
  6. Влияние физических нагрузок различной направленности на функциональное состояние организма и эффективность напряженной когнитивной деятельности подростков.
  7. Изучение теоретических основ адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам.
  8. Популяционные мониторинговые исследования физического развития, двигательной подготовленности и заболеваемости учащихся общеобразовательных организаций.

Криволапчук
Игорь Альлерович

Заведующий лабораторией, доктор биологических наук, доцент

Контакты:

Подробнее

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-116186, дата выдачи 08.07.2024, г. Москва

Cотрудники лаборатории:

Сонькин
Валентин Дмитриевич,

главный научный сотрудник, доктор биологических наук, профессор

Подробнее

Образование

  • Высшее (МГУ им. М.В.Ломоносова), биолог

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин (144 часа с 01 апреля по 25 июня 2022г., АНО ВО «Университет Иннополис», Удостоверение 160300047759, дата выдачи 04.07.2022г., г. Иннополис, регистрационный номер 22У150-12965

Профессиональные интересы

  • Физиология развития человека
  • Спортивная физиология
  • Экологическая физиология
  • Антропофизиология физического воспитания
  • Научные основы здоровьесберегающей деятельности в образовании

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Почетный работник общего образования Российской Федерации (2003)
  • Медаль им. П.Ф.Лесгафта (Минспорт РФ, 2017)
  • Медаль им. В.В.Давыдова РАО (2017)
  • Эксперт РАН (ИН эксперта РАН 2016-01-3014-2633)
  • Ветеран труда (2007г., Серия В № 116874)
  • Заместитель Главного редактора журнала РАН «Физиология человека»
  • Член диссертационного совета Д 24.1.023.01 в ФГБУН ГНЦ РФ ИМБП РАН
    г.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Козлов, А. В. Неинвазивные методы определения физиологических параметров тренировочной нагрузки для спортсменов циклических видов / А. В. Козлов, Н. И. Аньшаков, В. Д. Сонькин // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова, Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 года. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2023. – С. 540. – EDN QCVJXC.
  • Методика диагностики физического развития школьников: Методические материалы. В 5-ти частях / Е. М. Лапицкая, С. П. Левушкин, В. И. Лях, В. Д. Сонькин. – Москва: Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», 2023. – 30 с. – (Физическая культура и развитие; Часть 2). – ISBN 978-5-6047570-5-5. – EDN TKISUK.
  • Методика определения уровня физического развития обучающихся: Методические материалы. В 5-ти частях / Е. М. Лапицкая, С. П. Левушкин, В. И. Лях, В. Д. Сонькин. – Москва: Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», 2023. – 68 с. – (Физическая культура и развитие; Часть 3). – ISBN 978-5-6047570-5-5. – EDN AEDSNM.
  • Парфентьева, О. И. Нелинейная зависимость показателей моторного развития от ИМТ у мальчиков-школьников 7-12 лет / О. И. Парфентьева, В. Д. Сонькин // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2023. – № 1. – С. 49-61. – DOI 10.55959/MSU2074-8132-23-15-1-5. – EDN DAQXGM.
  • Скелетные мышцы и физическая работоспособность человека / А. А. Мельников, В. Д. Сонькин, Е. В. Фомина, А. В. Козлов. – Москва: РУС «ГЦОЛИФК», 2023. – 260 с. – ISBN 978-5-00166-963-0. – EDN WMLNIB.
  • Физическая работоспособность детей младшего школьного возраста / С. П. Левушкин, А. И. Лаптев, О. Ф. Жуков, В. Д. Сонькин // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 4. – С. 64-66. – EDN XOUBQU.
  • Энерговегетативные реакции организма детей 4-7 лет на стандартную физическую нагрузку / В. Д. Сонькин, Р. М. Васильева, Н. И. Орлова, О. В. Кузнецова // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова, Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 года. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2023. – С. 291. – EDN XIJKKI.
  • Nikolaidis P. T., Son’kin V. D. Sports physiology in adolescent track-and-field athletes: a narrative review / Nikolaidis P. T., Son’kin V. D. // Open Access Journal of Sports Medicine. – 2023 v.14 P. 59–68 DOI https://doi.org/10.2147/OAJSM.S417612
  • Nikolaidis, P.T. Children’s sports physiology— the early studies. / Nikolaidis, P.T., Marinho, D.A.; Clemente-Suárez, V.J.; Son’kin, V.D. // Physiologia 2023. – v.3. — P. 113–118. https://doi.org/10.3390/ physiologia3010009
  • Васильева, Р. М. Особенности физического развития детей 3-4 лет Г. Реутов Московской области / Р. М. Васильева, В. Д. Сонькин // Новые исследования. – 2022. – № 3-4(71-72). – С. 5-13. – DOI 10.46742/2072-8840-2022-71-72-3-4-5-13. – EDN FPGNKU.
  • Взаимосвязь интенсивности накопления пульсового долга со скоростью образования кислородного запроса и накопления лактата в крови при выполнении предельных циклических упражнений различной продолжительности / А. В. Козлов, А. Н. Блеер, С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин // Спортивная медицина: наука и практика. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 43-50. – DOI 10.47529/2223-2524.2022.3.2. – EDN WLJRZN.
  • Двигательная активность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования / С. П. Левушкин, Л. В. Макарова, К. В. Орлов [и др.] // Спортивно-педагогическое образование. – 2022. – № 4. – С. 21-42. – DOI 10.52563/2618-7604_2022_4_21. – EDN NTZLJM.
  • Козлов, А. В. Взаимосвязь интенсивности накопления пульсового долга со скоростью накопления лактата в крови при выполнении предельных циклических упражнений различной продолжительности / А. В. Козлов, М. Г. Розенталь, В. Д. Сонькин // 02–04 июня 2022 года, 2022. – С. 135. – EDN WPTQSF.
  • Метод индексов в анализе физической подготовленности / В. Д. Сонькин, С. П. Левушкин, О. И. Парфентьева, Е. В. Соловьева // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 4. – С. 82-83. – EDN WBDISA.
  • Организация и проведение мониторинга физического здоровья обучающихся общеобразовательных организаций: Методические рекомендации / С. П. Левушкин, О. Ф. Жуков, В. Д. Сонькин, Н. А. Скоблина. – Москва: ИВФ РАО, 2022. – 97 с. – EDN JSVRBZ.
  • Оценка физического развития детей и подростков Российской Федерации: региональные шкалы регрессии массы тела по длине тела / О. Ю. Милушкина, Н. А. Скоблина, В. И. Попов [и др.]. – Самара: ООО «Полиграфическое объединение «Стандарт», 2022. – 286 с. – EDN AOBHOK.
  • Персентильные стандарты физического развития и двигательной подготовленности детей школьного возраста / С. П. Левушкин, О. И. Парфентьева, Е. В. Соловьева, В. Д. Сонькин // Новые исследования. – 2022. – № 1(69). – С. 5-20. – DOI 10.46742/2072-8840-2022-69-1-5-20. – EDN SGZWSV.
  • Популяционный мониторинг физического здоровья школьников / С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин, О. Ф. Жуков [и др.] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2022. – № 1. – С. 34-35. – EDN FWVKUX.
  • Распространенность различных форм неполноценного питания среди школьников. Результаты популяционного мониторинга физического здоровья обучающихся из регионов РФ / О. И. Парфентьева, Е. В. Соловьева, С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин // Основы здорового питания и пути профилактики алиментарно-зависимых заболеваний : Материалы V Школы молодых ученых с международным участием, Москва, 09–11 ноября 2022 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, 2022. – С. 77-78. – EDN ZHODFT.
  • Реакции пульса на дозированную физическую нагрузку у детей дошкольного возраста / Р. М. Васильева, О. И. Парфентьева, Н. И. Орлова [и др.] // Физиология человека. – 2022. – Т. 48, № 6. – С. 89-99. – DOI 10.31857/S0131164622600513. – EDN TZCANU.
  • Спортивная медицина: Национальное руководство / Т. В. Абрамова, М. Г. Авдеева, Д. А. Андреев [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2022. – 880 с. – (Национальные руководства). – ISBN 978-5-9704-6657-5. – DOI 10.33029/9704-6657-5-SPM-2022-1-880. – EDN KONJAQ.
  • Удельная интенсивность физиологических затрат при циклической работе различной мощности / А. В. Козлов, А. В. Ваваев, А. В. Якушкин [и др.] // Физиология человека. – 2022. – Т. 48, № 1. – С. 18-25. – DOI 10.31857/S0131164622010076. – EDN PBJFHH.
  • Факторы, влияющие на моторное развитие современных детей 5 — 10 лет / О. И. Парфентьева, Э. А. Бондарева, Л. В. Макарова [и др.] // Российский журнал физической антропологии. – 2022. – № 1. – С. 7-34. – DOI 10.33876/2782-5000/2022-1-1/7-34. – EDN NGVDEH.
  • Specific Intensity of Physiological Costs during Cyclic Operation of Different Power / A. V. Kozlov, A. V. Vavaev, A. V. Yakushkin [et al.] // Human Physiology. – 2022. – Vol. 48, No. 1. – P. 13-19. – DOI 10.1134/S0362119722010078. – EDN BPCKXE.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» 1970-1988,  1998 — н.в.

  •  

Баранцев
Сергей Анатольевич,

главный научный сотрудник

Подробнее

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-119687, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Догадкина
Светлана Борисовна,

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Биологический факультет Московского государственного университета им. М.Ю. Ломоносова. Специальность: биолог — физиолог животных и человека

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • Пройден курс Цифровая трансформация. Быстрый старт/
    Получен сертификат https://stepic.org/course/89635
    https://stepic org./cert/1249598 от 20.11.2021

Профессиональные интересы

  • Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы, вегетативное обеспечение адаптации к учебной и физическим нагрузкам у школьников, особенности вегетативной нервной регуляции сердечного ритма, вегетативное обеспечение эмоционально-мотивационных и когнитивных компонентов деятельности у школьников разного возраста

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль «В память 850-летия Москвы» Указ президента Российской Федерации от 26 февраля 1997. Б № 0195399
  • Медаль К.Д. Ушинского Министерство образования Российской Федерации. Приказ Министра от 15.11.2000 №06-36
  • Ведомственная награда Министерства просвещения Российской Федерации нагрудный знак «За верность профессии». Приказ Минпросвещения России от 25.01.2024 № 24/н 

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Нейровегетативная и гуморальная регуляция когнитивной деятельности у подростков при использовании электронных устройств// Acta biomedica scientifica (Scopus) –в печати
  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативное обеспечение рабочей памяти (рп) при запоминании эмоционально окрашенной информации у подростков 13-14 лет// Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. С. 279.
  • Догадкина С.Б. Адаптационные возможности автономной нервной регуляции у школьников 8 лет при использовании цифровых устройств// Новые исследования. 2023. № 1 (73). С. 16-25.
  • Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности при использовании электронных устройств и бумажного носителя информации//Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. С. 286-287.
  • Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативная регуляция сердечного ритма, электродермальная активность и концентрация кортизола у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта. Сб. Современные проблемы нейробиологии. Материалы IV международной научной конференции. Ярославль, 2023. С. 24-25
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Компьютерные технологии в начальной школе// Методические материалы. В 5-ти частях
    Часть 2. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе. — Сер. Компьютерные технологии в образовании. 2023
  • Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В. Функциональное состояние организма школьников при использовании электронных средств обучения//Современные здоровьесберегающие технологии. 2022. № 4. С. 11-22.
  • Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Вариабельность сердечного ритма и уровень кортизола у детей школьного возраста при разной когнитивной нагрузке//Acta Biomedica Scientifica. 2022. Т. 7. № 3. С. 169-179.
  • Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Безобразова В.Н., Шарапов А.Н. Электронные устройства в учебном процессе: влияние на организм обучающихся (аналитический обзор)//Новые исследования. 2022. № 2 (70). С. 76-83
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем младших школьников к когнитивной нагрузке при выполнении теста на ноутбуке.// Журнал медико-биологических исследований. 2022. Т. 10. № 1. С. 24-33.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1973 года

  •  

Ермакова
Ирина Владимировна,

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Кустанайский педагогический институт им. 50-летия СССР (1984 г.), высшее, биология с дополнительной специальностью химия

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-119650, дата выдачи 23.07.2024, г. Москва
  • «Ошибки, которых можно избежать при написании статьи» АО «Антиплагиат», сертификат № 20200410/114 от 10.04.2020 г.
  • «Проблема самоцитирования в научных работах. Новые возможности системы «Антиплагиат» АО «Антиплагиат», сертификат № 20200423/426 от 23.04.2020 г.
  • «Этика научных публикаций и инструменты повышения их качества: Web of Science и Антиплагиат» АО «Антиплагиат», от 24.04.2020 г.
  • «Цифровая трансформация. Быстрый старт» Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, сертификат № 1250017 от 20.11.2021 г.
  • «Заимствования в научных публикациях. Культура цитирования» АО «Антиплагиат» от 11.04.2023 г.
  • «ИИ или не ИИ? Круглый стол онлайн» АО «Антиплагиат», сертификат № 20230602/314 от 02.06.2023 г.
  • Управление персональными информационными потоками в условиях цифровой образовательной среды. В 2-х частях. от 15.06.2023 г.
  • «Антиплагиат частным пользователям: инструкция по применению» АО «Антиплагиат» от 29.11.2023 г.

Профессиональные интересы

  • Возрастная эндокринология, нейроэндокринология, адаптация, стресс, психофизиология, эмоциональный интеллект

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (удостоверение Б №0484561 от 20.02.1997 г.);
    Ветеран труда (удостоверение T-IV № 544020 от 10.02.2015 г.)

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативное обеспечение рабочей памяти (РП) при запоминании эмоционально окрашенной информации у подростков 13-14 лет // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, 2023. – С. 279. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54358224
  • Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности при использовании электронных устройств и бумажного носителя информации // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, 2023. – С. 286-287. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54359842
  • Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативная регуляция сердечного ритма, электродермальная активность и концентрация кортизола у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта // Сборник тезисов «Современные проблемы нейробиологии». – Ярославль. – 2023. – С. 24-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=55366258
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Компьютерные технологии в начальной школе (Методические материалы. В 5-ти частях. Ч. 2. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе. — Сер. Компьютерные технологии в образовании). – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. – 26 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54286401
  • Догадкина С.В., Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Вариабельность сердечного ритма и уровень кортизола у детей школьного возраста при разной когнитивной нагрузке // Acta biomedica scientifica (East siberian biomedical journal). – 2022. – Т. 7, № 2. – С. 169-179. DOI: https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.3.18
  • Догадкина С.В., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Безобразова В.Н., Шарапов А.Н. Электронные устройства в учебном процессе: влияние на организм обучающихся (аналитический обзор) // Новые исследования. – 2022. – Т.70, № 2. – С. 76-83. DOI: https://doi.org/10.46742/2072-8840-2022-70-2-76-83
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем младших школьников к когнитивной нагрузке при выполнении теста на ноутбуке // Журнал медико-биологических исследований. – 2022. – Т. 10, № 1. – С. 24-33. DOI: https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z087

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1996 года

  •  

Комкова
Юлия Николаевна, 

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Высшее, биология. ПГПУ им. В.Г. Белинского

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Python для автоматизации и анализа данных» (102 час.) с 16 апреля по 02 июля 2024 г., Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Удостоверение ПКВШЭ2024 № 009795, рег. номер № 2.3.14-65/24-00029, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Профессиональные интересы

  • Изучение особенностей функциональной организации головного мозга и
    нейровегетативного статуса у детей на разных этапах онтогенеза

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Безруких М.М., Сугробова Г.А., Комкова Ю.Н., Кондратов Д.В., Усцова А.Г. Развитие ребенка дошкольного возраста М., 2023 (в печати).
  • Комкова Ю.Н., Безруких М.М., Бабанова К.Ю., Рябкова Т.С., Усцова А.Г. Глазодвигательная активность и вегетативное обеспечение когнитивной деятельности при чтении текста с экрана электронного устройства у подростков. Сообщение I. Функциональная «цена» когнитивной деятельности при чтении текста с экрана электронного устройства у подростков / Комкова Ю.Н., Безруких М.М., Бабанова К.Ю., Рябкова Т.С., Усцова А.Г. // Физиология человека. (в печати).
  • Комкова Ю.Н., Сугробова Г.А., Безруких М.М. Биоэлектрическая активность коры больших полушарий как показатель функционального состояния головного мозга у детей 5-7 лет // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П. Павлова. Санкт-Петербург,2023. С.287-288
  • Комкова Ю.Н., Сугробова Г.А., Безруких М.М. ЭЭГ-анализ функционального состояния головного мозга у детей 5-7 лет / Комкова Ю.Н., Сугробова Г.А., Безруких М.М. // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. – 2023. — т.109. — №7. — С. 954-974 (Komkova, Y.N., Sugrobova, G.A. & Bezrukikh, M.M. EEG Analysis of the Functional State of the Brain in 5- to 7-Years-Old Children// J Evol Biochem Phys.2023. Vol. 59. P. 1303–1319 https://doi.org/10.1134/S0022093023040233)
  • Сугробова Г.А. Комкова Ю.Н. Оценка функционального состояния организма и когнитивной деятельности у детей 7-8 лет с нарушениями внимания и гиперактивным поведением: нейрофизиологический и нейропсихологический подход// Физиология – актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения академика П. К. Анохина ; Волгоград, 16–17 мая 2023 г. / под ред. М. Е. Стаценко, С. В. Клаучека, Е. П. Горбаневой. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2023. – C.49-55.
  • Tychkov A. Y, Nazarychev A. P., Komkova Y. N.,. Sugrobova G. A, Alimuradov A. K., Adaptive Processing and Analysis of Electrocardiosignals in Children: an Interdisciplinary Approach. 2022 4th International Youth Conference on Radio Electronics, Electrical and Power Engineering (REEPE), Moscow, Russian Federation, 2022, pp. 1-6, doi: 10.1109/REEPE53907.2022.9731487.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2011 года

  •  

Чернова
Мария Борисовна,

старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент

Подробнее

Образование

  • Новосибирский государственный педуниверситет НГПУ,г. Новосибирск, ФРЯиЛ квалификация – русский язык и литература, учитель русского языка и литературы, 1982г.
  • Государственный университет им. Я. Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь, квалификация -педагог-психолог, 2009г.
  • Институт гуманистической и экзистенциальной психологии,1999г. квалификация — гештальт-терапевт, г.Вильнюс
  • Европейский центр исследований в области экспрессивной психологии, институт арт-терапии, 2016 г., Флоренция, Италия,
    квалификация — арт-терапевт

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-111975, дата выдачи 07.07.2024, г. Москва
  • Летняя нейрошкола , сертификат №28423 (7 семинаров, 14 часов)29.08.2023г.
  •  Сертификат №139981. Москва, декабрь 2023, «Нейрошкола», 10 семинаров, 20 часов.
  • Цифровая трансформация. Быстрый старт. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации института ВШГУ РАНХиГС (20 часов), сертификат №1250430, Москва, 2021г.

Дополнительная информация:

  • Руководитель и исполнитель научных проектов, поддержанных грантами РФФИ, РГНФ (РЦНИ) с 2010 по 2022 год включительно.
    В 2022 году выполняла исследования в рамках гранта РФФИ «Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности и физическое воспитание мальчиков препубертатного возраста».
  • Член «Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения РАО».
  • Член Белорусского общества физиологов.
  • Член национальной ассоциации профессиональных арт-терапевтов Италии (APIART).
  • С 2018 года включена в состав редакционной коллегии журнала «Сибирский педагогический журнал». (ВАК, К-1)
  • В течение 2022-2023 гг. выполнение поручений Дирекции института по подготовке материалов для Министерства просвещения РФ (о Концепции психологической службы в системе образования; о современном состоянии проблемы раздельного обучения мальчиков и девочек; экспертиза учебных материалов по Практической психологии для общеобразовательных организаций; отзыв на доработанный проект дидактической игры по отечественной истории.
  • Организация работы секции 9 «Проблемы морфофункционального развития и физического воспитания детей в различные возрастные периоды в рамках Международной научно-практической конференции «Междисциплинарные исследования проблем развития и здоровья ребенка» и доклад (совместно с зав.лабораторией Криволапчуком И.А.)
  • В 2022 выступала с докладами на 2-х международных конференциях, а в 2023 – на 5-ти международных и всероссийских конференциях.
  • Лекция для магистрантов МПГУ декабрь 2023г.
  • Мастер-класс для родителей декабрь 2023г.
  • Организация и сопровождение заключение договоров о сотрудничестве с ГБОУ Школа № 69 им. Булата Окуджавы (Москва), ГБПОУ Тверской колледж культуры им. Н.А. Львова (Тверь), общеобразовательной организацией «Учебный центр Наука–Сервис» (Москва) (продлен договор), ГОУ «Средняя школа №40 им. В.И. Кремко» (Гродно)

Профессиональный опыт педагогической деятельности:

  • 37 лет преподавательского стажа: учитель в средней и старшей школе, преподаватель психолого-педагогических кафедр Новосибирского государственного педуниверситета, Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, Московского государственного городского педуниверситета (курсы «Социальная психология», «Возрастная психология», «Социальная педагогика», « Этнопсихология», «Психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков», « Психолого-педагогическое консультирование»), преподаватель русского языка и литературы в русской зарубежной школе для билингвовов г. Флоренции, доцент международной программы Мастер «Культурные ценности, способы оценки и управления» в Университете Флоренции (курс «Психология искусства Выготского. Методология и процесс арт-терапии», «Русский модернизм и психология символизма»), Институт арт-терапии г. Модены, школа арт-терапии C.R.Е.T.E., Флоренция.

Профессиональные интересы

  • Психофизиология, физиология развития, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, психотерапия, психология искусства, арт-терапия.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарственное письмо Директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России, г.Москва, 2023 год.
  • Благодарственный аттестат образовательно -культурной ассоциации «Parnaso”, под патронатом Министерства культуры Италии за многолетнее содействие в организации международных проектов «Монтекатини- Санкт-Петербург опера фестиваль», Международной оперной академии молодых вокалистов, Монтекатини, Италия, 2023 год.
  • Благодарственный аттестат за значительный вклад в организацию и работу 5-ой международной конференции «Социальной партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования» 19-21 апреля, МГПУ, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», Благотворительный фонд содействия образования детей-сирот, Москва, 2018 год.
  • Благодарственное письмо директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии» за содействие в проведении Курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагогические практики применения арт-терапии в общем и дополнительном образовании», Москва, 2018год.
  • Благодарственное письмо Института педагогики и психологии образования МГПУ за проведение мастер-класса для преподавателей, студентов, магистрантов по теме «Арт-терапия в работе с лицами, пережившими насилие», Москва, 18 апреля 2013 года.
  • Благодарственное письмо начальника Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу за проведение и мастер-класса со специалистами психологической службы, Москва, 2014 год.
  • Почетная грамота Гродненского государственного университета им. Я. Купалы за высокие профессиональные достижения и вклад в научно-методическую работу университета. Гродно, Республика Беларусь, 1999г.
    г.

Публикации за 2022-2023 гг.

Список публикаций (аффилированных с ИРЗАР) в мировых научных журналах, индексируемых в базах данных WEB OF SCIENCE и SCOPUS.

  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А. Функциональное, физическое и моторное развитие мальчиков 6-7 и 11-12 лет с разной двигательной подготовленностью в условиях интенсивного использования цифровых технологий // Человек. Спорт. Медицина. 2023. Т. 23. № 1. С. 28-36. DOI: 10.14529/hsm230104 https://elibrary.ru/item.asp?id=50435265 (WOS, Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1).
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Мышьяков В.В. Функциональное состояние подростков 15-16 лет при когнитивных нагрузках разной интенсивности // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2022. Т. 72. № 2. С. 201-216. DOI: 10.31857/S0044467722020071 (WOS, Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1)
  • Криволапчук И. А., Раевский Д. А., Зайцева Г. А., Чернова М. Б., Баранцев С. А., Орлова Н. И. Особенности физической работоспособности подростков в различных зонах мощности и их учет в процессе физического воспитания в школе // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 329-344. doi: 10.32744/pse.2022.1.21 (Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1).
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Функциональное состояние мальчиков с разной двигательной подготовленностью в условиях интенсивного использования цифровых технологий // Теория и практика физической культуры, 2022. – № 7. – С.20-22. (Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1)
  • Криволапчук И. А., Мельников Д. В., Чернова М. Б. Обоснование физической подготовки девочек препубертатного возраста с разными типами мышечной энергетики // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 386-401. doi: 10.32744/pse.2022.3.22 (Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1)
  • Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Кесель С. А., Чичерин В. П., Савушкина Е. В. Морфофункциональное и моторное развитие детей 4-5 лет с разной физической активностью в условиях дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 304-319. doi: 10.32744/pse.2022.5.18 (Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1)

Список публикаций (аффилированных с ИРЗАР) в российском индексе научного цитирования (РИНЦ)

  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Баранцев С.А., Криволапчук И.И. Информатизация условий жизнедеятельности, морфофункциональное и моторное развитие школьников 11-12 лет с высокой и низкой выносливостью // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 4. С. 83-93. DOI: 10.15293/1813-4718.2304.09 https://elibrary.ru/item.asp?id=54493216 (ВАК К1)
  • Герасимова А. А., Чернова М. Б., Кесель С. А., Криволапчук И. И. Влияние интенсивности применения цифровых технологий в режиме дня на функциональное состояние детей старшего дошкольного возраста // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 52-57. – EDN UNRPJM.
  • Криволапчук, И. А., Баранцев С. А., Чернова М. Б. Оценка эффективности различных по метаболической направленности программ оздоровительной тренировки школьников 15-16 лет // Современные исследования как драйвер роста экономики и социальной сферы. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2022. – С. 16-23. – EDN BNTFGC.
  • Криволапчук И. А., Баранцев С. А., Чернова М. Б., Криволапчук И. И. Экспериментальная оценка воздействия физических упражнений на функциональное состояние школьников 15-16 лет при напряженных информационных нагрузках // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 58-61. – EDN TDMGAN.
  • Раевский, Д. А., Чернова М. Б., Зайцева Г. А. Взаимосвязь показателей двигательных способностей подростков на разных стадиях полового созревания / Д. А. Раевский // Современные исследования как драйвер роста экономики и социальной сферы. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2022. – С. 29-35. – EDN KTQKMN.
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Психофизиологические изменения функционального состояния подростков 15-16 лет при напряженных когнитивных нагрузках. В книге: Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. С. 288. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=789092
  • Криволапчук И.А., Сухецкий В.К., Чернова М.Б., Чичерин В.П. Физическая работоспособность мальчиков–подростков 13-14 лет в широком диапазоне доступных нагрузок. В сборнике: Подготовка олимпийского резерва: спортивно-педагогические, медико-биологические и управленческие аспекты. сборник материалов I-й Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2023. С. 198-201. https://elibrary.ru/item.asp?id=54477753
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Баранцев С.А, Криволапчук И.И. Выносливость как фактор, способствующий нормализации функционального, физического и моторного развития подростков 14-15 лет в условиях современной цифровой среды // Материалы Международной научно-методической конференции «Физическая культура и спорт: актуальные проблемы и пути оптимизации» 16 июня 2023 года, Иркутск, 2023 (в печати)
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Функциональная «цена» адаптации к напряжённым когнитивным нагрузкам у дошкольников 5-6 лет с высоким уровнем аэробной работоспособности // Материалы XVII Международной научно-методической конференции «Современные тенденции, проблемы и пути развития физической культуры и спорта, туризма и гостеприимства». Москва, МГУСиТ, 2023 (в печати)
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Диагностика выносливости у дошкольников. Методические материалы. В 5-ти частях / Сер. Физическая культура и развитие Том Часть 1. Москва, 2023. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54258867
  • Чернова М. Б., Васильева Р. М., Мышьяков В. В., Савушкина Е. В. Изменения физической работоспособности мальчиков 9-10 лет в процессе применения технологии дифференцированной физической подготовки // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 47-51. – EDN UMXJXW.
  • Чернова М. Б., Васильева Р. М., Мышьяков В. В., Савушкина Е. В. Изменения вегетативных показателей функционального состояния и двигательной подготовленности мальчиков 9-10 лет в процессе применения технологии дифференцированной физической подготовки // Современные исследования как драйвер роста экономики и социальной сферы. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2022. – С. 36-45. – EDN NMHJRF.
  • Раевский Д. А., Чернова М. Б., Зайцева Г. А., Савушкина Е. В. Изменения физической работоспособности и двигательной подготовленности подростков в процессе оздоровительной тренировки // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 62-66. – EDN TCMABS.
  • Чернова М.Б. Психофизиологические изменения функционального состояния организма тревожных дошкольников под влиянием арт-терапии. В книге: Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. https://elibrary.ru/item.asp?id=54359852

Другие издания

  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Физическая активность детей в цифровую эпоху. Методическое пособие. Москва, 2023 – 22 с. (подготовлена рукопись)

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2011 года

  •  

Параничева 
Татьяна Михайловна,

ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Высшее, 1 Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова. Врач – гигиенист. Гигиена, санитария, эпидемиология

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-119161, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Профессиональные интересы

  • Возрастная физиология;
  • Психофизиология детей;
  • Школьная гигиена;
  • Познавательное развитие детей дошкольного и школьного возраста, влияние на функциональное состояние физического и психического организма ребенка различных видов деятельности, физическое развитие детей, адаптация к образовательной нагрузке, здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций;
  • Комплексная оценка состояния здоровья учащихся.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль «850-летия Москвы»
  • Ветеран труда
  • Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
  • Благодарность Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Шибалова М.С. Влияние занятий с использованием интерактивной доски на функциональное состояние организма обучающихся основной школы // Журнал «Перспективы науки и образования» — 2024. — №2
  • Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М. Компьютерные технологии во внеучебном времени школьника. Методические материалы. В 5-ти частях Часть 1. — Сер. Компьютерные технологии в образовании. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 33.
  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Направления здоровьесберегающей деятельности в школе. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 2. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 16. Научно-методическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся в условиях образовательной организации (обзор литературы). Сонькин В. Д., Макарова Л. В., Параничева Т.М. Альманах «Новые исследования» — М.: Институт развития, здоровья и адаптации ребенка. — 2023. — №4 (76). –С.7-21.
  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Предупреждение рисков нарушения здоровья школьников. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 1. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 17.
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С. Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы. //Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» (ОиЗП 2022. № 5 (87) Т.1. – С.46-62
  • Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Лукьянец Г.Н., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования. Журнал Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С.82–98
  • Левушкин С.П., Макарова Л.В., Орлов К., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Двигательная деятельность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования. //Журнал Спортивно-педагогическое образование. – 2022 №4.-С.21-42
  • Парфентьева О.И., Бондарева Э.А., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Факторы, влияющие на моторное развитие современных детей 5 – 10 лет. //Российский журнал физической антропологии №1. – 2022 – С. 7-34
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лезжова Г.Н., Орлов К.В., Новолодская Г.В. Использование интерактивной доски в учебной деятельности пятиклассников. Гигиеническая оценка. //Альманах «Новые исследования» — М.: Институт возрастной физиологии. — 2022.-N 1. –С.37-55.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1980 года

  •  

Орлов 
Кирилл Викторович, 

научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Медицинское: санитарный врач, эпидемиолог, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

Страница SPSS макросов Кирилла Орлова: https://www.spsstools.net/ru/KO-spssmacros

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • Цифровая трансформация. Быстрый старт. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, https://stepik.org/cert/1251843.
  • «Методы нейропсихологической диагностики и коррекции» (144 час.) с 24 июня 2023г. по 24 сентября 2023г.ЧОУ ДПО «Институт возрастной нейропсихологии», Удостоверение 772411791919, дата выдачи 02 октября 2023г., г. Москва, рег.номер 3335/У

Профессиональные интересы

  • Статистика, количественный анализ данных, психометрика, теория опросов, программирование аналитических алгоритмов, возрастная и школьная физиология и гигиена

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарность за выполненный аналитико-программистский заказ от Будапештского университета технологии и экономики (2021);
  • Благодарность за выполненный аналитико-программистский заказ от Агентства социальной информации (АСИ), С-Петербург (2023).

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Орлов К.В., Сергеева В.Е. Современные дошкольники 3-4 лет. Методические материалы. В 7-ми частях / Часть 3. Москва, 2023.
  • Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Шибалова М.С., Орлов К.В. Цифровые технологии в режиме дня учащихся пятых классов школ с разной степенью информатизации// Новые исследования — 2023.-N 2. – С.14-21.DOI: 46742/2072-8840-2023-74-2-14-21
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В, Шибалова М.С., Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы// Отечественная и зарубежная педагогика. – Т. 1, 2022. – № 5 (87). – С.46-63. DOI:24412/2224-0772-2022-87-46-62
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н.. Макарова Л.В., Параничева Т.М., Орлов К.В., Тюрина Е.В Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования // Ценности и смыслы. – 2022. – № 4 (80). – С. 82-98. DOI: 24412/2071-6427-2022-4-82-98
  • Левушкин С.П., Макарова Л.В., Орлов К., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Двигательная деятельность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования// Спортивно-педагогическое образование. – 2022. — №4. – С.21-42. DOI: 10.52563/2618-7604_2022_4_21
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лезжова Г.Н., Орлов К.В., Новолодская Г.В. Использование интерактивной доски в учебной деятельности пятиклассников. Гигиеническая оценка // Новые исследования. – 2022. – №1. – С.37-55. DOI: 10.46742/2072-8840-2022-69-1-37-55

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1988 года

  •  

Тюрина
Елена Владимировна,

научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Высшее образование. Московский педагогический государственный университет. Бакалавр образования по направлению Педагогика.
  • Российский университет дружбы народов Институт иностранных языков
    «Теория коммуникации и международные связи с общественностью» (PR) 45.04.02. – «Лингвистика» (Магистратура 2022-2024гг.)

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-1118888, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Профессиональные интересы

  • Возрастная физиология и психофизиология детей; здоровье детей и подростков; детская тревожность; адаптация; здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций; инновационные методики и новейшие информационно-коммуникационные технологии.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Направления здоровьесберегающей деятельности в школе. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 2. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 16.
  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Предупреждение рисков нарушения здоровья школьников. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 1. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 17.
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Шибалова М.С. Влияние занятий с использованием интерактивной доски на функциональное состояние организма обучающихся основной школы // Журнал «Перспективы науки и образования» — 2024. — №2
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С. Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы. //Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» (ОиЗП 2022. № 5 (87) Т.1. – С.46-62
  • Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Лукьянец Г.Н., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования. //Журнал Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С.82–98
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В. и др. Использование интерактивной доски в учебной деятельности пятиклассников. Гигиеническая оценка. //Альманах «Новые исследования» — М.: Институт возрастной физиологии. — 2022.-N 1. –С.37-55.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1999 года

  •  

Баторова 
Елена Будаевна, 

ведущий аналитик

Подробнее

Образование

  • Бурятский государственный университет, преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель бурятского языка в дошкольных учреждениях

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-112730, дата выдачи 15.07.2024, г. Москва
  • Графический дизайн (144 часа) с 16 октября по 27 ноября 2023 г., ООО «Г.К. Консультант», Удостоверение, 772421024702, дата выдачи 27 ноября 2023 г., г. Москва, рег. номер 165

Профессиональные интересы

  • Психолого-педагогическое сопровождение в системе образования
  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Обеспечение психологической безопасности образовательной среды
  • Управление реализацией проектами
  • Проектирование содержания образования

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Социальный педагог в образовательной организации: информационно-методические материалы для социальных педагогов общеобразовательных организаций / Авторы-составители: Е.Н. Скорина,
    Е.Б. Баторова / Под ред. О.В. Заевой. — М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2022. — 67 с.

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2023 года

  •  

Манаенкова 
Виктория Викторовна,

лаборант-исследователь

Подробнее

Образование

  • ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова», Клиническая психология, клинико-психологическая помощь семье и ребенку.

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • Курс ДПП ПП «Педагог-психолог» (1080 ч.), 2023 г. ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова», номер — 10657

Профессиональные интересы

  • Коррекционно-психологическое сопровождение семьи и ребенка, нейропсихологическая диагностика и коррекция

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Моторина И. В., Манаенкова В. В. Коммуникативная компетентность старших дошкольников с нарушениями речи // Психолого-педагогический поиск. 2023. № 4 (68). С. 181–193. DOI: 10.37724/RSU.2023.68.4.021.

История лабораторий

Лаборатория продолжает традиции сектора школьной гигиены, с организации которого и началась история Института в 1944 г., в то время – НИИ школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР. Эти традиции были заложены известными отечественными гигиенистами – профессорами Н.А. Семашко, С.Е. Советовым, А.Г. Цейтлиным, П.М. Ивановским, Л.А. Сыркиным и др. В лаборатории трудились виднейшие специалисты в области школьной гигиены: доктор мед. наук, профессор, член-корреспондент РАО М.В. Антропова и член-корреспондент РАО, доктор мед. наук, профессор, заслуженный деятель науки Л.А. Леонова.

М.В. Антропова одной из первых стала проводить широкие научные исследования в условиях естественного эксперимента. Результаты выполненных под ее руководством работ позволили установить закономерности динамики умственной работоспособности школьников в зависимости от разных факторов. Большой заслугой Меты Васильевны является гигиеническое обоснование условий обучения «шестилеток». Цикл работ М.В. Антроповой посвящен вопросам учебных перегрузок старшеклассников, оценке инновационных методов обучения школьников разных возрастных групп. Широкую известность получили ее работы по определению и стандартизации физического развития детей и подростков. Динамические наблюдения за физическим развитием детей и подростков на протяжении нескольких десятков лет проводились ею в разных городах и республиках СССР, в Москве и Московской области, а исследования в пос. Глухово Московской области, являлись продолжением наблюдений, начатых в 1879-1885 гг. Ф.Ф. Эрисманом.

Л.А. Леонова являлась основателем новых научных направлений по изучению здоровьесберегающих условий использования ПЭВМ в учебном процессе и формированию профпригодности подростков. 

Лаборатория на протяжении всех лет занималась изучением самых актуальных проблем образования – исследованием физиолого-гигиенических основ формирования профессиональной пригодности подростков, гигиенической оценкой внешнего оформления учебников, гигиеническим обоснованием условий обучения школьников малокомплектных сельских школ, сравнительной оценкой различных педагогических систем – развивающего, индивидуально-дифференцированного и традиционного обучения. Лаборатория стояла у самых истоков изучения особенностей использования компьютеров в учебно-воспитательном процессе школьников и детей дошкольного возраста и их влияния на организм детей. Сотрудники лаборатории принимали участие в разработке гигиенических требований к организации работы с использованием компьютеров для детей разного возраста. Большинство этих направлений остаются в центре внимания лаборатории и в настоящее время.

Становление и развитие лаборатории

Лаборатория физиологии мышечной деятельности и физического воспитания была создана в 2008 г. на основе объединения  нескольких лабораторий. Начиная с 1949 г. в Институте разрабатываются проблемы физиологии мышечной деятельности, и все эти годы поддерживаются традиции изучения физиологических закономерностей возрастных преобразований мышечной функции, ее вегетативного и энергетического обеспечения, заложенные такими известными отечественными учеными, работавшими в Институте, как д.мед.н., проф. А.Н. Кабанов, д.мед.н., проф. В.С. Фарфель, д.биол.н., проф. С.А. Косилов и др. В 1998 г. была создана лаборатория физиологии мышечной деятельности (зав. – доктор биологических наук, профессор Валентин Дмитриевич Сонькин), в которой были объединены наиболее перспективные направления, разрабатывавшиеся в течение последних 30 лет в лабораториях физиологических основ физического воспитания (зав. – д.мед.н., проф. Л.Е. Любомирский) и обмена веществ и энергии (зав. – д.биол.н., проф. И.А. Корниенко). Сотрудниками и аспирантами лаборатории за время ее существования защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций, выпущено 20 монографий, учебников и учебных пособий. 

В том же 1949 году по решению Совета Министров СССР в институте был сформирован сектор физического воспитания, определявший программно-нормативные основы школьной физической культуры в Советском Союзе, и были заложены начала широкой научной кооперации с НИИ и ВУЗами по всей стране. За это время подготовлено свыше 120 кандидатов и докторов наук, которые определяют развитие исследований и преподавание теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры в научных и учебных центрах России и стран СНГ. Учебные программы по физической культуре, разработанные коллективами  авторов лаборатории физического воспитания института  (Богдановым Г.П., Шлеминым А.М., Г.Б.Мейксоном, Л.Б. Кофманом, А.П.Матвеевым, В.И.Ляхом, С.А.Баранцевым, Н.В. Полянской, Ю.П.Копыловым  и др.) долгие годы определяли теоретические обоснования базовых положений государственного стандарта содержания образования по физической культуре и  получили  широкое признание среди отечественных и зарубежных специалистов.  Долгие годы сектором руководила к.п.н. З.И. Кузнецова, внесшая огромный вклад в развитие теории и методики физического воспитания школьников. В последующие годы лабораторией заведовали к.п.н. Г.Б. Мейксон; д.п.н., проф. В.И. Лях; д.п.н., проф. А.П. Матвеев; д.п.н. проф. В.В. Зайцева, д.п.н., проф. С.А. Баранцев,  с 2008 года по 2023 год  лабораторией руководил доктор биологическихз наук Криволапчук И.А.  По материалам исследований сотрудников лаборатории физического воспитания были опубликованы монографии,  учебные  пособия, методические рекомендации и учебные программы, многочисленные учебники, которые  входят в состав  золотого  фонда  нашего отечественного педагогического наследия. 

Направления исследований

За годы существования лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания был разработан широкий спектр научных проблем: 

  • изучение влияния физической активности на здоровье детей и подростков; анализ индивидуальных особенностей возрастного развития двигательных способностей;
  • выявление закономерностей возрастного развития энергетики скелетных мышц и физических возможностей человека;
  • обоснование теоретических, технологических и методических основ модернизации физкультурного образования на основе современных представлений физиологии и психофизиологии развития, педагогических и информационных технологий;
  • выявление возрастных закономерностей биомеханики циклических и ациклических локомоций.

В своей работе сотрудники использовали современные методы исследования и обработки данных, базирующиеся на широком использовании компьютерных технологий. Экспериментальные исследования проводились на базе детских садов, общеобразовательных школ и ВУЗов. В лаборатории разработаны методология комплексной оценки функционального состояния детей и подростков в процессе различных видов деятельности в образовательных учреждениях. Результаты научных исследований не только пополняли научную копилку актуальных проблем физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, но и служили основой подготовки федеральных нормативно-методических документов по оптимизации условий обучения, воспитания и оздоровления детей и подростков. 

Важнейшими достижениями лаборатории являются:

  • Разработка теории сенситивных периодов развития двигательных способностей в онтогенезе.
  • Теоретические представления о влиянии различных режимов физического воспитания на функциональное состояние, мышечную работоспособность и двигательную подготовленность детей в процессе возрастного развития. 
  • Выяснение основных закономерностей энергетического обеспечения мышечной деятельности детей и подростков.
  • Современная концепция структуры и содержания общего среднего образования в области физической культуры. 
  • Современная методология оценки мышечной работоспособности и двигательной подготовленности школьников.
  • Выяснение влияния типа конституции на возрастную динамику работоспособности и организацию энергетического обеспечения мышечной деятельности. 
  • Государственные стандарты по физической культуре учащихся общеобразовательных учреждений. 
  • Государственный комплект учебников по физической культуре для учащихся начальной, основной и средней школы. 
  • Участие в разработке современной «Концепции модернизации и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура». 
  • • Экспертная оценка Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

В числе практических разработок – программы и методики физического воспитания детей, направленные на сохранение и укрепление здоровья, обучение двигательным умениям и навыкам, развитие двигательных способностей, приобретение знаний в области физической культуры, повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями. Здесь были созданы программы и учебники физической культуры, по которым сегодня работает большинство учителей в школах страны.

Лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании проводит комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования с целью научного обеспечения охраны здоровья детей и подростков, занимаясь изучением самых актуальных проблем:

  1. Адаптация детей к образовательным нагрузкам на разных этапах возрастного развития;
  2. Исследования физиолого-гигиенических основ рациональной организации образовательного процесса;
  3. Комплексная оценка функционального состояния организма детей в процессе образовательной деятельности;
  4. Исследование физического развития и здоровья детей в процессе образовательной деятельности;
  5. Исследование особенностей школьного и внешкольного режима дня и образа жизни современных школьников.

В 2019-2022 гг. исследования лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания были поддержаны 4 грантами РФФИ:

  • «Эффективность когнитивной деятельности учащихся начальной школы в условиях разных режимов физического воспитания» (руководитель: зав. лабораторией, д-р биол. наук, доцент Криволапчук И.А.);
  • «Оптимизация функционального состояния детей 5-6 лет при информационных нагрузках средствами физической подготовки: анализ зависимости «доза-эффект» (руководитель: старший научный сотрудник, канд. пед. наук, доцент Чернова М.Б.);
  • «Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности и физическое воспитание мальчиков препубертатного возраста» (руководитель: старший научный сотрудник, канд. биол. наук, Васильева Р.М.)
  • «Влияние средств физического воспитания аэробной и анаэробной направленности на функциональное состояние учащихся при напряженных когнитивных нагрузках» (руководитель: ведущий научный сотрудник, д-р пед. наук, профессор Баранцев С.А.).

За годы существования лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания был разработан широкий спектр научных проблем:

  1. Изучение влияния физической активности на здоровье детей и подростков;
  2. Анализ индивидуальных особенностей возрастного развития двигательных способностей;
  3. Выявление закономерностей возрастного развития энергетики скелетных мышц и физических возможностей человека;
  4. Обоснование теоретических, технологических и методических основ модернизации физкультурного образования на основе современных представлений физиологии и психофизиологии развития, педагогических и информационных технологий;
  5. Выявление возрастных закономерностей биомеханики циклических и ациклических локомоций.

Научные публикации

2023 год

2022 год

 

2021 год

2020 год

2019 год

Учебно-методические пособия и методические рекомендации:

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.