Институт развития ребенка

Статья о перфекционистских родительских ожиданиях и их влиянии на спортивное развитие детей

Статьи выпуска № 2 (78) 2024 журнала «Новые исследования», издаваемого ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

Статья «Перфекционистские родительские ожидания и их роль в спортивном будущем ребенка дошкольного-младшего школьного возраста».

В своей статье Молчанова Анастасия Андреевна, студентка факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова представляет обзор современных исследований, посвященных перфекционистским ожиданиям родителей и их влиянию на развитие личности детей, а также на эффективность их спортивной деятельности. В рамках эмпирического исследования автор анализирует типы родительских ожиданий на примере родителей девочек, активно занимающихся художественной гимнастикой.

Исследование показывает, что существует несколько типов родительских ожиданий, которые оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка и его спортивные достижения. Спортсмены, как отмечают многие исследователи, обладают высоким уровнем организованности и перфекционизма, стремясь оправдать как свои собственные стандарты, так и ожидания родителей.

Автор статьи подчеркивает, что в спортивной сфере преобладает стратегия перфекционистских установок, характерная как для родителей, так и для тренеров. Постоянное предъявление высоких требований к ребенку может привести к тому, что он начинает перенимать эти установки, все больше контролируя свои действия и стремясь к идеальному выполнению заданий. Однако существует закономерность: чем выше уровень родительских ожиданий, тем ниже у ребенка стремление достигать результатов в любой деятельности, включая спорт.

Статья также акцентирует внимание на том, что постоянная критика со стороны родителей может привести к снижению уверенности детей в себе и их способности видеть себя с разных сторон. Это создает риск дисгармонии в личностном развитии и может усугубить несоответствие между реальными достижениями ребенка и родительскими ожиданиями.

Полный текст статьи

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.