Институт развития ребенка

Методологический семинар «Психофизиологические предпосылки развития личности»

24 октября в Институте развития ребенка прошёл методологический семинар на тему: «Психофизиологические предпосылки развития личности». Семинар провела Потанина Лейла Тахировна, доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, доцент и профессор кафедры Психологии семьи и детства Института Психологии им. Л.С. Выготского (Российский государственный гуманитарный университет).

В начале своего выступления Лейла Тахировна отметила, что для всех представилась замечательная возможность находиться в одном смысловом пространстве, очертить методологические предпосылки, связывающие ученых, так как все служат одному общему делу – познанию научной истины и её практической реализации во имя развития личности.

Для Лейлы Тахировны важно было на основе анализа психофизиологических факторов показать, как они могут способствовать личностному развитию и, каким образом они могут быть учтены в деятельности современного педагога.

Именно поэтому участники методологического семинара совершили экскурс в экспериментальную деятельность замечательных отечественных психологов и соотнесли полученные ими результаты с основными теоретическими положениями выдающихся физиологов, а именно Н.А. Бернштейна и И.М. Сеченова.

Лейла Тахировна провела анализ, опираясь на труды Николая Александровича Бернштейна, представив иерархию уровней двигательной активности человека, показывая, как движение возникает в результате сложного взаимодействия различных уровней нервной системы. Главная идея заключается в том, как двигательная задача в зависимости от содержания и смысловой структуры осуществляется на том или ином ведущем уровне.

Автор методологического семинара вызвала конструктивную дискуссию по вопросу: «Чем же определяется факт построения движения на том или ином уровне?» И однозначно было отмечено, что ведущий уровень построения движения определяется смыслом или задачей движения. А данное положение проиллюстрировано в исследовании А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца.

Прошло обсуждение и научных исследований Ивана Михайловича Сеченова в области взаимодействия физиологических основ поведения и психологии. И однозначно присутствующие подчеркнули, как предметная действительность порождает явление ощущения и без участия движения наши ощущения и восприятия не обладали бы качеством предметности. Именно И.М. Сеченов считал, что: «Человеческая природа устроена так, что только мысли и чувства являются непосредственным двигателем человеческих поступков. Нравственный мир есть результат развития психической природы, в основе которой лежат элементарные рефлекторные материальные закономерности».

Любовь к правде, великодушие, сострадательность, бескорыстие, равно, как и ненависть ко всему противоположному, развиваются путем частого повторения в сознании страстных представлений, в которых яркая сторона изображает все перечисленные свойства.

Методологический семинар стал отличной возможностью для приобретения новых знаний и обмена опытом с коллегами и специалистами из различных областей науки.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.