Специалисты Лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «ИРЗАР» подвели итоги научно-исследовательской деятельности за 2022-2024 годы, а также обсудили стратегию научного развития Лаборатории на 2025-2030 гг.
Эксперты активно реализовали задачи обновления содержания и обеспечения методической поддержки современного качества дошкольного образования. В рамках реализации проектов была проведена значительная работа, результаты которой служат основой для дальнейшего развития дошкольного образования.
Среди основных достижений стоит отметить:
2022 год:
- Разработана Федеральная образовательная программа дошкольного образования, проведено ее общественно-профессиональное обсуждение
- Подготовлен перечень предложений по изменению нормативно-правовых и методических документов, регулирующих дошкольное образование в РФ
- Подготовлен комплект типовых методических документов обеспечения образовательной деятельности центров раннего физического развития на основе лучшего опыта действующих образовательных организаций
- Создана нормативная база для функционирования центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста
- Разработан Проект концепции дошкольного образования до 2030 года.
2023 год:
- Разработан и апробирован междисциплинарный комплекс диагностики детского развития на этапе дошкольного детства (младенческий, ранний, дошкольный возраста), направленный на выявление потенциала и рисков развития ребенка, его индивидуальные особенности, прогноз/ актуализацию возможных трудностей в освоении образовательной программы
- Разработан и успешно апробирован цифровой конструктор проектирования образовательных программ организаций, реализующих программы дошкольного образования: https://конструктордо.рф/
- Разработан и широко внедрен в практику информационный материал о структуре, содержании и условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
- Разработаны и внедрены в практику «Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования» и «Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования»
- Разработана и реализована модульная программа повышения квалификации «Направления и условия реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования» для педагогических и административных работников дошкольного уровня образования
- Подготовлены региональные кураторы по внедрению и реализации ФОП ДО в образовательную практику
- Проведены Всероссийские информационно-методические вебинары и Всероссийская конференция для административных и педагогических работников дошкольного образования с целью обмена опытом внедрения Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику всех субъектов РФ
- Брендирован проект «Детский сад — маршруты развития», создана активно функционирующая система организаций (стажировочных площадок), выполняющих организационно-методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования
- Проведен анализ правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации организации услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста как в ДОО, в том числе в семейных дошкольных группах, так и вне образовательных организаций (индивидуальными предпринимателями, самозанятыми, организациями) с выявлением общих требований к услуге по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста в системе ДОО, составлены методические рекомендации по оказанию услуг присмотра и ухода за воспитанниками ДОО, в том числе с ОВЗ и с инвалидностью
- Проведены всероссийские вебинары, в том числе в интерактивной форме, направленные на формирование знаний, умений и навыков, необходимых при оказании нянями (работниками по присмотру и уходу) за детьми дошкольного возраста, в том числе детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, соответствующих услуг
- Разработана модель реализации программы просвещения родителей (законных представителей) детей, посещающих дошкольные образовательные организации
- Проведен цикл информационно-методических вебинаров «Структура, содержание, формы реализации программы просвещения» в целях методической поддержки пилотных площадок проекта по разработке и реализации программы просвещения родителей (законных представителей) детей, посещающих дошкольные образовательные организации
- Разработана и реализована программа дополнительного профессионального образования – программы повышения квалификации педагогических работников дошкольного уровня образования «Просвещение родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов в дошкольной образовательной организации», направленной на расширение профессиональных компетенций в области просвещения родителей дошкольного возраста
- Разработано Положение о сетевой пилотной площадке вузов по разработке и реализации программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по просветительской деятельности в ДОО
- Разработаны методические рекомендации по развитию центров раннего физического развития детей (начиная с двухлетнего возраста), в том числе в дошкольных образовательных организациях, на основании анализа работы образовательных организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию центров раннего физического развития
- Подготовлен и проведен цикл вебинаров по интеграции парциальной программы раннего физического развития детей дошкольного возраста в образовательную программу ДОО (методическая поддержка)
- Организован и успешно проведен Всероссийский фестиваль лучших практик по реализации программ раннего физического развития детей дошкольного возраста
- Публикации в Scopus:
- «Методологическое обоснование междисциплинарного комплекса диагностики развития, физического и психического здоровья детей как инструмента выявления рисков освоения образовательных программ дошкольного образования»
- «Конструирование образовательных программ дошкольного образования на примере интеграции обязательной части (ФОП ДО) и парциальной программы по раннему физическому развитию детей»
- Опубликована монография «Психолого-педагогические и нейропсихологические инструменты выявления рисков и индивидуализации развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов в процессе освоения образовательной программы»
2024 год:
- Разработано и представлено профессиональному сообществу Учебно-методическое обеспечение Федеральной образовательной программы дошкольного образования, цифровой формат: https://irzar.ru/wp-content/uploads/2024/12/umk-3-4-g.pdf
- Разработаны Методические рекомендации по реализации ФОП ДО в условиях медицинских учреждений, по месту нахождения обучающихся дошкольного возраста, находящихся на длительном лечении
- Разработаны Методические рекомендации (разъяснений) по реализации ФОП ДО и осуществления присмотра и ухода за детьми в кочевых дошкольных группах при дошкольных образовательных организациях
- Разработана Демо версия цифрового конструктора планирования образовательной деятельности в ДОО
- Осуществлено организационно-методическое и экспертно-консультационное сопровождение обмена опытом, эффективными практиками реализации ФОП ДО в субъектах РФ на базе сети стажировочных площадок
- Разработана Примерная комплексная программа коррекционно-развивающей работы в ДОО в рамках реализации ФОП ДО
- Проведено дистанционное обучение региональных представителей ДО всех субъектов РФ (тьюторов) по программе повышения квалификации «Направления и условия реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
- Проведены с широким охватом профессиональнолй аудитории Всероссийские вебинары по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации
- Проведено общественно профессиональное обсуждение Проекта концепции развития дошкольного образования до 2030 года и Программы просвещения родителей (законных представителей) детей, посещающих дошкольные образовательные организации
- Успешно проведено дистанционное обучение региональных представителей ДО всех субъектов РФ (тьюторов) по программе повышения квалификации «Просвещение родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов в дошкольной образовательной организации» (36 часов)
- Проведены Всероссийские информационно-методические вебинары для региональных площадок, курирующих просветительскую деятельность в ДОО регионов
- Проведены всероссийские лектории, вебинары с просветительской информацией для родителей детей дошкольного возраста, в том числе по мерам господдержки на открытых образовательных платформах с привлечением экспертно-профессионального сообщества
- Успешно проведена Всероссийская конференция по просвещению родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов в субъектах Российской Федерации в дистанционном формате
- Подготовлен и успешно проведен VIII Всероссийский съезд работников дошкольного образования
- Разработан Проект Профстандарта (помощник воспитателя, младший воспитатель), проведено его общественно-профессиональное обсуждение
- Разработаны и апробированы психологопедагогические инструменты определения степени эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи и образовательной организации
- Разработан и апробирован диагностический инструмент выявления готовности к осознанному и ответственному родительству современной популяции родителей детей дошкольного возраста
- Осуществлена объективизация целевых ориентиров разностороннего развития современного ребенка в условиях единого образовательного пространства
- Типологизированы феномены детской субкультуры поколения постмиллениалов, а также факторов (в том числе медиа контента), влияющих на появление субкультурных феноменов, трансформацию структуры и содержания детской субкультуры
- Создан и апробирован на широкой профессиональной аудитории видеофильм «Влияние цифровизации и медиа на развитие и социализацию ребенка» с иллюстрацией влияния медиа контента на структуру и содержание детской субкультуры
- Публикации в ядре РИНЦ:
- «Критериальное поле и диагностические инструменты определения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье и образовательной организации»
- «Стратегии взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста и особенности представлений о родительстве»
- «Междисциплинарный комплекс диагностики освоения детьми старшего дошкольного возраста образовательной программы (ФОП ДО)»
- «Детская субкультура как социокультурный контекст социализации подрастающего поколения XXI века: семиотика и феноменология»
Для дальнейшей работы определены ключевые цели на 2025 – 2030 годы: обновление содержания и технологий, научно-методического обеспечения качества дошкольного образования в условиях единого образовательного пространства.
В связи с этим определены следующие задачи:
- Организационно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогических и административных работников дошкольных образовательных организаций (ДОО) на федеральном уровне (региональные представители, кураторы по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), включая новые регионы
- Организационно-методическая поддержка реализации ФОП ДО в субъектах РФ, включая новые территории, в форме Всероссийских вебинаров
- Организационно-методическое и экспертно-консультационное сопровождение обмена опытом, эффективными практиками реализации ФОП ДО в субъектах РФ на базе всероссийских ресурсных центров и/или стажировочных площадок в федеральных округах РФ
- Апробация и внедрение цифровых инструментов конструирования образовательной программы ДОО и планирования образовательной деятельности в ДОО
- Внедрение в субъектах РФ комплекса междисциплинарной диагностики детского развития и освоения ФОП ДО
- Разработка программы повышения квалификация для работников дошкольного образования по использованию комплекса междисциплинарной диагностики детского развития и освоения ФОП ДО
- Апробация примерной программы коррекционно-развивающей работы в ДОО в рамках реализации ФОП ДО
- Разработка программы повышения квалификация для работников дошкольного образования, реализующих программы коррекционно-развивающей работы в рамках реализации ФОП ДО (за исключением группы детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ)
- Экспертно-консультационное сопровождение верификации программ дошкольного образования различной направленности, методических материалов и/или образовательных технологий для наполнения части образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО), формируемой участниками образовательных отношений
- Создание цифрового банка методических материалов для наполнения части ОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, их классификация и аннотирование
- Формулирование предложений о внесении изменений в ФОП ДО на основе предложений от представителей профессиональных сообществ субъектов РФ
- Проведение форума региональных представителей субъектов РФ, кураторов по реализации ФОП ДО с целью общественно-профессионального обсуждения предложений о внесении изменений в ФОП ДО
- Разработка модели Национальной системы измерения качества дошкольного образования
Подводя итоги, можно отметить, что работа Лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «ИРЗАР» охватывает широкий спектр направлений, включая просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, организационно-методическое сопровождение внедрения Федеральной образовательной программы дошкольного образования, сопровождение межведомственного взаимодействия, направленного на повышение качества оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста. Эти усилия способствуют повышению качества дошкольного образования и созданию единого образовательного пространства Российской Федерации.