Институт развития ребенка

Научные сотрудники Института развития ребенка обсуждают здоровье школьников на «Шамовских чтениях»

25 января в ГБОУ «Романовская школа» в рамках XVII Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения» успешно прошла работа секции «Здоровье обучающихся в современной образовательной организации: состояние, проблемы, пути решения».

На секции с докладами выступили научные сотрудники Института развития ребенка.

Гончарова Галина Альбертовна, ведущий научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании, кандидат медицинских наук, представила доклад на тему «Формирование здоровьесберегающей среды в образовании: новые горизонты и подходы». Доклад был посвящен значимости здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях в контексте национальных целей увеличения продолжительности жизни. Галина Альбертовна отметила, что данная деятельность охватывает нормативные, управленческие и методические решения, направленные на укрепление здоровья участников образовательного процесса, способствуя их личностному развитию и образовательным достижениям. Она акцентировала внимание на необходимости системного подхода, который учитывает как средовые, так и индивидуальные особенности здоровья. В докладе подчеркивается важность управления факторами на различных уровнях — от индивидуального до популяционного. Галина Альбертовна представила проект «Паспорт здоровьесберегающей деятельности образовательной организации», разработанный в Институте развития ребенка. Этот проект предлагает методологию для оценки и улучшения условий здоровья, включая физическое и психологическое здоровье, социальное взаимодействие и питание. Он служит инструментом мониторинга и оценки эффективности здоровьесберегающих практик. Высокий уровень общественного одобрения и положительные результаты обсуждения подтверждают актуальность и эффективность внедрения таких практик для улучшения здоровья и благополучия обучающихся.

Ермакова Ирина Владимировна, старший научный сотрудник лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании Института развития ребенка, кандидат биологических наук, выступила с докладом «Особенности адаптации первоклассников к школе». Она представила результаты исследований, в которых рассматриваются три вектора школьной адаптации: физиологический, психологический и социальный. Ирина Владимировна оценила физическое развитие первоклассников, заострив внимание на его дисгармоничности, что обусловлено главным образом избыточной массой тела детей. Она также отметила связь между пропусками уроков по болезни и адаптацией, а также продемонстрировала зависимость между адаптацией и мотивацией с успеваемостью, психоэмоциональным, социальным статусом первоклассника и рядом физиологических параметров.

Работа секции вызвала активное обсуждение среди участников и подтвердила актуальность обсуждаемых тем, подчеркивая необходимость комплексного подхода к вопросам здоровья обучающихся в современных образовательных организациях.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.