...

Институт развития ребенка

Экспертный взгляд: Как через игру развить у дошкольника социальные навыки и самостоятельность?  

Экспертный взгляд: Как через игру развить у дошкольника социальные навыки и самостоятельность?  Игра — не просто способ развлечения для ребенка. Это основной вид деятельности дошкольника, в процессе которого формируется его личность, развиваются важные психические процессы, а также закладываются навыки общения, мышления и саморегуляции. Именно в игре ребенок учится взаимодействовать с другими, понимать окружающий мир и пробует проявлять самостоятельность. 

Как же правильно организовать игры дома так, чтобы они были не только увлекательными, но и способствовали всестороннему развитию малыша? На этот вопрос отвечает Ольга Анатольевна Соломенникова, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития дошкольного образования Института развития ребенка, в своей статье на портале информационно-просветительской поддержки родителей «Растим детей». 

В своей статье эксперт делится практическими рекомендациями: 

  • Почему игра — ключ к развитию ребенка: в возрасте 3–7 лет именно игровая деятельность становится ведущей. Через нее формируются внимание, память, речь, воображение, эмоциональная сфера и предпосылки учебной деятельности.
  • Какие игры помогают развивать социальные навыки: ролевые, подвижные и командные игры позволяют ребенку учиться взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила, договариваться и брать на себя ответственность.
  • Почему важно ограничивать экранное время: в условиях цифровизации общества дети всё чаще выбирают гаджеты вместо живого общения и активных игр. Ольга Анатольевна напоминает, что в дошкольном возрасте важно сохранять баланс и уделять достаточно времени традиционным формам игры.
  • Как превратить игры в семейную традицию: совместные подвижные игры, словесные головоломки, театрализованные действия или спортивные состязания могут стать частью повседневной жизни семьи, укрепляя доверие и взаимопонимание между родителями и детьми.
  • Какие примеры игр можно использовать дома.

Игра — это не просто развлечение, а мощный инструмент развития. Она помогает ребенку освоить базовые навыки, которые станут основой успешной социализации и будущего обучения в школе. 

Статья подготовлена в рамках исполнения государственного задания по внедрению Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации по поручению Министерства просвещения Российской Федерации.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.