...

Институт развития ребенка

министерство просвещения российской федерации

+7 (499) 245-04-33

Свг министерство
ФГБНУ Институт развития, здоровья и адаптации ребенка

Экспертный взгляд: Почему дошкольники дерутся — и как родителям помочь без крика и наказаний 

Экспертный взгляд: Почему дошкольники дерутся — и как родителям помочь без крика и наказаний Агрессия и драки — тревожная реальность для родителей, особенно когда кажется, что ребенок не справляется с эмоциями и постоянно вступает в конфликты. Чаще всего это способ выразить то, что ребенок пока не умеет сказать словами: обиду, страх, ревность, усталость или просто желание быть замеченным. Как понять истинную причину и мягко направить энергию ребенка в правильное русло? 

Старший преподаватель кафедры дошкольного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования  Екатерина Юрьевна Данилова и старший воспитатель детского сада «Солнышко» Куйбышевского района Новосибирской области Марина Васильевна Томилова, в своей статье на портале информационно-просветительской поддержки родителей «Растим детей» объясняют причины агрессии и делятся практиками, которые действительно работают. 

Вот что важно помнить:

  • Сохранять спокойствие — реакция взрослого задает тон всей ситуации. Крик и наказание усиливают агрессию, а спокойное, но твердое «нет» — снимает напряжение.
  • Искать причину, а не винить — за ударом могут стоять усталость, страх, нехватка слов или стремление защитить личные границы.
  • Учить выражать эмоции словами — через картинки, игрушки, ролевые сценки: «Я злюсь!», «Мне не нравится!», «Хочу поиграть!».
  • Давать альтернативы силе — учить договариваться, предлагать обмен, приглашать к совместной игре.
  • Быть личным примером — дети копируют не то, что мы говорим, а то, как мы ведем себя в конфликтах.
  • Хвалить за мирные решения — когда ребенок смог выразить гнев без удара, это настоящая победа, достойная признания.
  • Ограничивать агрессивный контент — мультфильмы и игры с насилием формируют установку: «сила — это нормально».
  • Создавать условия для спокойствия — усталый, голодный или перевозбужденный ребенок гораздо быстрее срывается.

Главная задача родителей научить ребенка управлять своими чувствами и находить социально приемлемые способы их выражения. 

Статья подготовлена в рамках исполнения Институтом развития ребенка государственного задания по внедрению Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации по поручению Министерства просвещения Российской Федерации.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.