Институт развития ребенка

Физическая культура и развитие

Физическое воспитание как составная часть физической культуры

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Время стремительных преобразований в социальной сфере жизнедеятельности человека необычайно ускорило развитие всех сторон общечеловеческой культуры. Исследования в области физической культуры, развертывающиеся до недавнего времени исключительно в локальных аспектах (отдельные формы, стороны и элементы физической культуры, ее эффективность в избирательных аспектах), уступили место разработке общих концепций. Новые исследования отображают сущность физической культуры в ее целостности, многогранности явления, в действительной взаимосвязи всех основных сторон, свойств и отношений, раскрывают закономерности функционирования, целесообразность использования и развития как научной отрасли.

Дисциплины, изучающие физическую культуру, образуют градацию, соответствующую восходящим уровням обобщения в ходе ее познания: «Вместе  с частными специальными дисциплинами, профилированными отраслями и смежными дисциплинами гуманитарного и естественнонаучного характера общая теория физической культуры как научная дисциплина служит делу всестороннего познания сущности физической культуры» (Л.П. Матвеев).

 

Рис.1. Схема соотношения общих основ теории физической культуры, ее профилированных отраслей и частнопредметных специальных дисциплин: ОТФК - общая теория физической культуры; ТФВ - теория и методика физического воспитания; ТС - теория и методика спорта; Др. отрасли ТФК - другие профилированные отрасли теории физической культуры (теория и методика производственной, повседневно-бытовой, лечебной и др. видов физической культуры); ЧСД - частнопредметные специальные дисциплины (теория и методика гимнастики, подвижных игр, легкой атлетики, видов спорта и т. п.). На схеме обозначены также (в верхней правой и левой частях) смежные с общей теорией физической культуры отрасли гуманитарных и естественных наук. В нижней части схемы обозначен сам объект — физическая культура (с условным подразделением на некоторые ее крупные компоненты) (по Л.П. Матвееву)

Основные компоненты и формы физической культуры:

Условно физическую культуру делят на ряд больших подразделов, соответствующих по своим особенностям различным направлениям и сферам использования в обществе. Каждый раздел отличается своим направлением, задачами, содержанием и сферой использования в социальном пространстве.

Рис. 2. Структурная схема основных компонентов физической культуры: БФК — базовая физическая культура; П-ПФК — профессионально-прикладная физическая культура; ФФК — «фоновые» виды физической культуры; О-РФК — оздоровительно-реабилитационная физическая культура; С — спорт (как компонент физической культуры). Вокруг условно обозначены социальные сферы, в которые преимущественно включены эти компоненты физической культуры (по Л.П. Матвееву).

Физическая культура представляет собой обширную сферу научного и прикладного знания. Основной характеристикой физической культуры сегодня является ее научность, разработка теоретических основ, последовательность в использовании достижений научных исследований в содержании, формах, методах физкультурной практики.

Физическое воспитание – есть педагогическая система физического совершенствования человека.

Физическое воспитание  характеризуется   специфическим содержанием: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (рис. 1).(Холодов Ж.К, Кузнецов В.С.).

Физическая подготовка это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненноважными движениями. Термин «физическая подготовка» отражает прикладную направленность физического воспитания. Различают общую и специальную физическую подготовку.

Физическое развитие это процесс становления, формирования и изменения морфофункциональных свойств   организма индивидуума на разных возрастных этапах. Физическое развитие характеризуется:

  • показателями телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), отражающими биологические формы или морфологию человека;
  • показателями здоровья (функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной системы, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.);
  • показателями развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Физическое воспитание детей  — педагогическая система физического совершенствования ребенка.

Физическое воспитание в школе является педагогической системой иосуществляется в рамках школы (на уроках, секционных занятиях и т.д.).

Теоретико – методические основы физического воспитания опираются на достижения многих наук (анатомия, физиология, биохимия, возрастная и педагогическая психология и т.д.). Теория и методика физического воспитания разрабатывает основные закономерности физического воспитания.

Программно-нормативные основы – обязательные государственные программы по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований. Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Физическая культура и развитие». Методические материалы «Диагностика выносливости у дошкольников» являются частью 1 серии. 

В пособии в научно-популярной форме рассмотрены вопросы диагностики уровня развития общей и силовой выносливости у детей 5-6 лет. Раскрываются существующие в международной практике подходы к оценке двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Разработанные нормативы основываются на современных положениях теории тестирования и опираются на данные научных исследований авторов. Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей дошкольников разного возраста. 

Эффективность процесса физического воспитания, как известно, во многом зависит от организации педагогического контроля двигательной подготовленности. Одной из ключевых проблем, возникающих при использовании тестов для контроля двигательной подготовленности дошкольников, является отсутствие современных научно обоснованных стандартов двигательная подготовленность. 

Для выявления особенностей развития общей силовой выносливости у мальчиков и девочек 5-6 и 6-7 лет и обоснования нормативов их оценки было проведено специальное исследование. Авторы пришли к выводу о необходимости дальнейшего исследования вопроса физической подготовленности детей дошкольного возраста, разработки нормативов возрастно-половых нормативов развития выносливости у этих детей. 

Методическое пособие адресовано широкому кругу читателей: специалистам в области физического воспитания, студентам, аспирантам, преподавателям вузов, родителям и всем тем, кто интересуется проблемами диагностики развития двигательных способностей у детей.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54258867

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Физическая культура и развитие». Методические материалы «Методика диагностики физического развития школьников» являются частью 2 серии.

При подготовке настоящих методических материалов были использованы результаты исследования по теме «Мониторинг физического здоровья школьников на основе разработки и внедрения инновационных технологий оценки и контроля морфофункциональных перестроек», выполненной в соответствии с Государственным заданием Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00009-21-02 от 02 июня 2021 г.

 В методических материалах изложены отдельные положения теории тестирования, методы определения основных показателей физического развития и физической подготовленности, сведения о разработке нормативов физического и моторного развития. 

Важную роль в развитии детей и подростков играет физическое воспитание. Проблема тестирования физической (двигательной) подготовленности человека является одной из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания. 

В данной работе представлены материалы, позволяющие, не нарушая принципов тестирования, получить наиболее точные значения как физического, так и двигательного развития школьников. 

В пособии даны рекомендации по составлению и использованию оценочных таблиц уровней двигательной подготовленности для более точной и правильной оценки физических качеств детей. 

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54258869

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Нормативы составления расписания для основного и среднего общего образования» являются частью 3 серии. 

В методических материалах рассмотрены принципы эффективной организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях при составлении расписания уроков для основного и среднего общего образования.

На состояние здоровья ребенка влияют условия воспитания и организация учебной деятельности. Мощным ресурсом в этом направлении является оптимально составленное расписание уроков. 

Каждое образовательное учреждение может самостоятельно выбирать систему организации обучения и продолжительность каникул. В данных методических материалах представлены рекомендации, разработанные на основе многолетних научных исследований. Рекомендации должны использоваться при составлении рационального расписания уроков и режима учебной деятельности в целом. Требования к расписанию одинаковы и должны соблюдаться всеми образовательными организациями. 

Материалы предназначены для педагогов, специалистов общеобразовательных организаций.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54233089

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.