Институт развития ребенка

Интерактив «Компьютерные технологии и их влияние на развитие детей» на ВДНХ, проведенный научными сотрудниками ИРЗАР

23 января 2024 года на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в павильоне С прошел интерактив, посвященный использованию компьютерных технологий и их влиянию на развитие детей. Мероприятие было проведено научными сотрудниками ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» и вызвало большой интерес.

Немало дискуссий складывается вокруг использования электронных устройств в процессе обучения. Взгляд на проблему с точки зрения физиологии развития, в ходе проведенного интерактива, изложили научные сотрудники ФГБНУ «ИРЗАР», представив некоторые результаты исследования связи компьютерных технологий с когнитивными, физиологическими и гигиеническими аспектами развития ребенка.

Подробный рассказ о типах внимания и связи каждого из них с частотой, длительностью и сценариями использования гаджетов представил Илья Витальевич Талалай, научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития. Согласно результатам1, активное вовлечение в компьютерные игры у школьников связано как с повышением эффективности избирательного (способности отделять важную информацию от неважной или конфликтующей) и распределённого внимания (способности распределять внимание между несколькими объектами), так и со снижением эффективности длительного внимания (способности длительно удерживать внимание на выполнении монотонных задач). При этом, успеваемость положительно коррелирует с эффективностью длительного и избирательного внимания, но отрицательно коррелирует с продолжительностью и регулярностью просмотра ТВ.

Согласно данным2, представленным старшим научным сотрудником лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании, Ирины Владимировны Ермаковой, использование электронных средств при когнитивной деятельности, влияет на функциональное состояние вегетативной нервной и эндокринной систем организма ребенка, что проявляется  в усилении активности симпатической нервной системы и повышении концентрации кортизола. При работе на бумажном носителе информации эти изменения выражены в меньшей степени. Использование бумажного носителя информации после электронного позитивно сказывается на эффективности когнитивной деятельности, концентрации и переключении внимания. 

Кроме того, согласно результатам3 психофизиологического исследования когнитивной и эмоционально–мотивационный регуляции у подростков, представленным научным сотрудником лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития, Ломакиным Дмитрием Игоревичем, выигрыш и проигрыш обнаруживают дифференцированное влияние на стратегию в зависимости от функциональной зрелости регуляторных систем мозга. Позитивный исход игры мотивирует подростков к вовлечению дополнительных когнитивных ресурсов независимо от индивидуальной специфики функционального состояния регуляторных систем мозга, а проигрыш обнаруживает связь со снижением мотивации к более рискованным решениям при наличии признаков неоптимального состояния фронто-таламической системы мозга, связанной с широким кругом когнитивных процессов, включая формирование стратегии целенаправленной деятельности. 

Результаты исследований, представленные на интерактиве, представляют важную информацию для родителей и педагогов, помогая лучше понять влияние компьютерных технологий на развитие детей и подростков.

_________________

1Талалай И. В. Исследование связи между эффективностью различных компонентов внимания, использованием цифровых устройств и успеваемостью у детей 10-12 лет // Новые исследования. – 2022. – № 1(69). – С. 56-75. 

2Компьютерные технологии в начальной школе: Методические материалы. В 5-ти частях / А. Н. Шарапов, О. Н. Адамовская, В. Н. Безобразова [и др.]. – Москва: Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», 2023.

3Ломакин Д.И. Функциональное состояние мозговых систем эмоционально-мотивационной регуляции и склонность к риску у подростков// Физиология человека. – 2023  № 5(49), – С.  25-35.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных