...

Институт развития ребенка

министерство просвещения российской федерации

+7 (499) 245-04-33

Свг министерство
ФГБНУ Институт развития, здоровья и адаптации ребенка

ИРЗАР детям

Рубрика «ИРЗАР детям» для юных читателей и их родителей

Выпуск 1: Как ты поможешь другу, если он загрустил?

В первом выпуске Владимир Львович Кабанов рассказывает о том, как быть настоящим другом.

Как ты поможешь другу, если он загрустил? Мы говорим с детьми о дружбе, эмпатии и поддержке: как заметить, что кому-то плохо, и как правильно помочь. Ведь быть другом — это не просто играть вместе, это уметь слышать и чувствовать близкого человека.

Смотрите видео вместе с детьми и обсудите, как важно поддерживать друзей в трудную минуту.

Выпуск 2: Зачем нужны правила в школе?

В выпуске Владимир Львович Кабанов, заместитель директора по инновационной деятельности Института развития ребенка, рассказывает о важности школьных правил и задает главный вопрос: Зачем нужны правила в школе и почему важно их соблюдать?

Представь школу без правил: все кричат на уроках, бегают по коридорам, в столовой царит беспорядок. Безопасно ли это? Удобно ли учиться и отдыхать? Правила — как дорожные знаки: они помогают нам жить и учиться в гармонии, не мешая друг другу.

Мы приглашаем детей подумать:

  • Какие правила есть в их школе?
  • Какие из них кажутся сложными, а какие — полезными?
  • Если бы ты был директором школы, какие правила сделал бы обязательными?

Смотрите видео вместе с детьми и обсудите, как правила делают школу местом, где всем комфортно и безопасно. Это поможет развить навыки осознанного поведения, внимательности к окружающим и ответственности за свои действия.

Выпуск 3: Что делать, если ты потерялся?

В этом выпуске Владимир Львович Кабанов рассказывает о важной и актуальной теме, которая касается каждого ребенка: Что делать, если ты потерялся?

Представь: ты гуляешь в большом парке или в торговом центре — вокруг много людей, шумно. В какой-то момент ты оборачиваешься — а рядом нет взрослых, с которыми пришел. Что делать в такой ситуации? Как не растеряться и быстро найти помощь?

Мы приглашаем детей вместе с родителями подумать:

  • Где можно искать помощь, если потерялся
  • К кому из взрослых стоит подойти, а к кому — нет?
  • Что нужно знать заранее, чтобы быстрее найти родителей (имя, фамилия, телефон, место встречи)?

Смотрите видео вместе с детьми и обсудите, как важно быть внимательным, спокойным и знать правила безопасного поведения. Научитесь составлять свой «секретный план» на случай потери — это поможет ребенку чувствовать себя увереннее, зная, что он всегда сможет найти помощь и вернуться к близким.

Выпуск 4: Зачем нам учиться замечать, как мы себя чувствуем?

В этом выпуске Владимир Львович Кабанов, заместитель директора по инновационной деятельности и руководитель Центра стратегического развития Института развития ребенка, рассказывает детям о важности прислушиваться к себе. Он задает важный вопрос: Зачем нам учиться замечать, как мы себя чувствуем?

Мы говорим с детьми о том, что наши чувства и физические ощущения — это важные сигналы, которые помогают нам понимать свое состояние. Учиться слушать себя — значит не игнорировать усталость, не подавлять эмоции, а вовремя замечать, что нам нужно передохнуть, поговорить или просто побыть в тишине.
Умение замечать свои чувства — это первый шаг к заботе о себе.

Посмотрите выпуск вместе с детьми и обсудите, как важно прислушиваться к своим ощущениям и бережно относиться к своему внутреннему состоянию.

Выпуск 5: Зачем нам каждый день так много бегать, прыгать и играть?

В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Зачем нам каждый день так много бегать, прыгать и играть?

Владимир Львович Кабанов объясняет, почему движение так необходимо для здоровья, хорошего самочувствия и гармоничного развития, и напоминает, как важно каждый день находить время для активности.

Вместе с детьми Владимир Львович заглядывает в обычный день: школа, уроки, домашние задания, гаджеты — почти все проходит в положении сидя. Но наше тело создано для движения! Бег, прыжки, игры на свежем воздухе укрепляют мышцы, тренируют сердце и легкие, улучшают внимание и настроение. Движение — это естественная «зарядка» для всего организма, которая дарит энергию, силу и хорошее настроение.

Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:

  • Что ему больше всего нравится — бегать, прыгать или кататься на велосипеде?
  • Сколько времени он проводит в движении каждый день?
  • Как он себя чувствует после активных игр?

Пусть движение станет ежедневной привычкой — и источником крепкого здоровья, бодрости и настоящей детской радости!

Выпуск 6: Зачем нужно уметь внимательно слушать на уроке и не отвлекаться?

В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Зачем нужно уметь внимательно слушать на уроке и не отвлекаться?

Владимир Львович Кабанов, заместитель директора по инновационной деятельности и руководитель Центра стратегического развития Института развития ребенка, рассказывает, что внимание — это суперсила, которую можно развивать. Оно помогает лучше понимать, запоминать и учиться, а со временем превращается в полезную привычку — не только в школе, но и в жизни.

Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:

  • Что помогает ему быть внимательным?
  • Как он «включает» свое внимание?
  • Сколько минут он может слушать, не отвлекаясь?

Управлять своим вниманием — важный навык, который лежит в основе успешной учебы. Помогите ребенку сделать первые шаги к его освоению!

Выпуск 7: Зачем нужно есть полезную еду?

В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Зачем нужно есть полезную еду и почему взрослые так часто говорят — «Сначала суп, потом конфеты»?

Владимир Львович Кабанов объясняет детям, почему завтрак — это самый важный «заряд» для мозга и тела с утра, зачем нужно есть полезную еду и почему важно есть медленно и не переедать.

Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:

  • Что он ест на завтрак? Чувствует ли разницу, когда позавтракал — и когда нет?
  • Какая еда дает ему силы бегать, играть и учиться?
  • Когда он понимает, что уже достаточно поел?

Умение заботиться о себе начинается с простых привычек. Покажите ребенку, что полезная еда — это не скучно, а вкусно и важно!

Выпуск 8: Почему важно ложиться спать вовремя и соблюдать режим дня?

В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Почему важно ложиться спать вовремя и соблюдать режим дня?

Владимир Львович Кабанов, заместитель директора по инновационной деятельности, руководитель Центра стратегического развития Института развития ребенка, рассказывает, как работают биологические часы в нашем теле, почему режим — это не ограничение, а настоящий друг, и как привычка ложиться и вставать в одно и то же время помогает быть бодрым, внимательным и спокойным.

Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:

  • Во сколько он ложится спать и встает?
  • Чувствует ли разницу, когда высыпается — и когда спит мало?
  • Какие утренние привычки помогают ему легко начать день?
  • Что мешает соблюдать режим, и как можно вместе сделать расписание удобным и понятным?

Выпуск 9: Зачем мы моемся каждый день — и почему это не просто привычка, а забота о себе?

В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Зачем мы моемся каждый день — и почему это не просто привычка, а забота о себе?

Владимир Львович Кабанов объясняет детям, что наше тело — как дом, в котором мы живем. И чтобы в нем было уютно, безопасно и комфортно, его нужно регулярно «убирать». Умывание, мытье рук, чистка зубов — это не скучные обязанности, а настоящая защита от невидимых «врагов» — микробов, которые могут вызвать болезни.

Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:

  • Всегда ли он моет руки перед едой и после прогулки?
  • Как тщательно он умывается утром?
  • Чистит ли он зубы два раза в день — утром и вечером?

Пусть гигиена станет не рутиной, а важной частью ежедневной заботы о своем здоровье.

Выпуск 10: Зачем нужно правильно сидеть за столом, когда учишься, рисуешь или делаешь домашнее задание?

В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Зачем нужно правильно сидеть за столом, когда учишься, рисуешь или делаешь домашнее задание?

Владимир Львович Кабанов объясняет детям, почему осанка — это ключ к здоровью, концентрации и даже успеху в учебе.

Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:

  • Как он обычно сидит за столом во время уроков? Удобно ли ему?
  • Подходит ли ему высота стула и стола?
  • Хватает ли света на рабочем месте?
  • Делает ли он перерывы, чтобы отдохнуть?

Пусть правильная осанка и организация рабочего места станут для вашего ребенка привычкой — такой же естественной, как чистить зубы или одеваться по погоде. Ведь то, как он сидит за столом сегодня, формирует его здоровье завтра: крепкую спину, ясный ум, выносливость и уверенность в себе.

ИРЗАР детям — не просто советы, а настоящая школа заботы о себе. Каждый выпуск — это маленький шаг к тому, чтобы ребенок рос здоровым, сильным и внимательным к своему телу.

Выпуск 11: Зачем гулять каждый день, даже если не хочется?

В этом выпуске мы вновь погружаемся в волшебный мир русских народных сказок — тех самых, что веками передавались из уст в уста и учат детей смекалке, храбрости и находчивости.

Сегодня — архивный выпуск легендарной «АБВГДейки», которая в 2025 году отметила свое 50-летие. В этом выпуске Татьяна Кирилловна Черняева читает русскую народную сказку «Маша и медведь» — историю о том, как маленькая девочка, попав в беду, не растерялась, а проявила ум, решимость и сообразительность, чтобы вернуться домой к родным.

Посмотрите этот выпуск вместе с ребенком и обсудите:

  • Почему Машенька ушла далеко от подружек в лесу?
  • Как она справилась со страхом, оказавшись у медведя?
  • Почему именно хитрость и находчивость, а не сила помогли Маше спастись?

Сказка «Маша и медведь» помогает детям понять, что даже в трудной ситуации можно найти выход, если сохранять спокойствие и верить в себя. Она развивает критическое мышление, учит осторожности, но главное — показывает, что ум и доброта всегда сильнее страха.

Выпуск 12: Почему утро лучше начинать с движения, а не с телефона?

Выпуск 13: Что происходит с телом, когда ты долго сидишь за экраном?

Выпуск 14: Что происходит с телом, когда ты долго сидишь за экраном?

Выпуск 15: Как понять, что ты устал?

Выпуск 16: Почему интересно и полезно наблюдать за своим развитием?

Выпуск 17: Выпуск «АБВГДейки», русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

Выпуск 18: Выпуск «АБВГДейки», русская народная сказка «Теремок»

В этом выпуске мы продолжаем наше путешествие в мир русских народных сказок — тех самых, что сопровождают детей с самого раннего возраста и учат добру, взаимопомощи и дружбе.

Сегодня — архивный выпуск легендарной «АБВГДейки», в котором Татьяна Кирилловна Черняева читает любимую всеми русскую народную сказку «Теремок». Это история про дружбу, про то, как важно открывать двери тем, кто ищет приют и поддержку, и как вместе можно справиться даже с самой большой бедой.

Посмотрите этот выпуск вместе с ребенком и обсудите:

  • Почему звери сразу пустили друг друга в теремок?
  • Что почувствовали герои, когда теремок развалился?
  • Почему звери не разбежались, а решили строить новый теремок вместе?

Сказка «Теремок» учит детей тому, что настоящая сила — в дружбе и единстве. Такие истории формируют у малышей первые представления о взаимопомощи, закладывают основы нравственного выбора, развивают эмпатию и способность сопереживать другим.

Выпуск 19: Выпуск «АБВГДейки», русская народная сказка «Маша и медведь»

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.