Рубрика «ИРЗАР детям» для юных читателей и их родителей
Выпуск 1: Как ты поможешь другу, если он загрустил?
В первом выпуске Владимир Львович Кабанов рассказывает о том, как быть настоящим другом.
Как ты поможешь другу, если он загрустил? Мы говорим с детьми о дружбе, эмпатии и поддержке: как заметить, что кому-то плохо, и как правильно помочь. Ведь быть другом — это не просто играть вместе, это уметь слышать и чувствовать близкого человека.
Смотрите видео вместе с детьми и обсудите, как важно поддерживать друзей в трудную минуту.
Выпуск 2: Зачем нужны правила в школе?
В выпуске Владимир Львович Кабанов, заместитель директора по инновационной деятельности Института развития ребенка, рассказывает о важности школьных правил и задает главный вопрос: Зачем нужны правила в школе и почему важно их соблюдать?
Представь школу без правил: все кричат на уроках, бегают по коридорам, в столовой царит беспорядок. Безопасно ли это? Удобно ли учиться и отдыхать? Правила — как дорожные знаки: они помогают нам жить и учиться в гармонии, не мешая друг другу.
Мы приглашаем детей подумать:
- Какие правила есть в их школе?
- Какие из них кажутся сложными, а какие — полезными?
- Если бы ты был директором школы, какие правила сделал бы обязательными?
Смотрите видео вместе с детьми и обсудите, как правила делают школу местом, где всем комфортно и безопасно. Это поможет развить навыки осознанного поведения, внимательности к окружающим и ответственности за свои действия.
Выпуск 3: Что делать, если ты потерялся?
В этом выпуске Владимир Львович Кабанов рассказывает о важной и актуальной теме, которая касается каждого ребенка: Что делать, если ты потерялся?
Представь: ты гуляешь в большом парке или в торговом центре — вокруг много людей, шумно. В какой-то момент ты оборачиваешься — а рядом нет взрослых, с которыми пришел. Что делать в такой ситуации? Как не растеряться и быстро найти помощь?
Мы приглашаем детей вместе с родителями подумать:
- Где можно искать помощь, если потерялся
- К кому из взрослых стоит подойти, а к кому — нет?
- Что нужно знать заранее, чтобы быстрее найти родителей (имя, фамилия, телефон, место встречи)?
Смотрите видео вместе с детьми и обсудите, как важно быть внимательным, спокойным и знать правила безопасного поведения. Научитесь составлять свой «секретный план» на случай потери — это поможет ребенку чувствовать себя увереннее, зная, что он всегда сможет найти помощь и вернуться к близким.
Выпуск 4: Зачем нам учиться замечать, как мы себя чувствуем?
В этом выпуске Владимир Львович Кабанов, заместитель директора по инновационной деятельности и руководитель Центра стратегического развития Института развития ребенка, рассказывает детям о важности прислушиваться к себе. Он задает важный вопрос: Зачем нам учиться замечать, как мы себя чувствуем?
Мы говорим с детьми о том, что наши чувства и физические ощущения — это важные сигналы, которые помогают нам понимать свое состояние. Учиться слушать себя — значит не игнорировать усталость, не подавлять эмоции, а вовремя замечать, что нам нужно передохнуть, поговорить или просто побыть в тишине.
Умение замечать свои чувства — это первый шаг к заботе о себе.
Посмотрите выпуск вместе с детьми и обсудите, как важно прислушиваться к своим ощущениям и бережно относиться к своему внутреннему состоянию.
Выпуск 5: Зачем нам каждый день так много бегать, прыгать и играть?
В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Зачем нам каждый день так много бегать, прыгать и играть?
Владимир Львович Кабанов объясняет, почему движение так необходимо для здоровья, хорошего самочувствия и гармоничного развития, и напоминает, как важно каждый день находить время для активности.
Вместе с детьми Владимир Львович заглядывает в обычный день: школа, уроки, домашние задания, гаджеты — почти все проходит в положении сидя. Но наше тело создано для движения! Бег, прыжки, игры на свежем воздухе укрепляют мышцы, тренируют сердце и легкие, улучшают внимание и настроение. Движение — это естественная «зарядка» для всего организма, которая дарит энергию, силу и хорошее настроение.
Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:
- Что ему больше всего нравится — бегать, прыгать или кататься на велосипеде?
- Сколько времени он проводит в движении каждый день?
- Как он себя чувствует после активных игр?
Пусть движение станет ежедневной привычкой — и источником крепкого здоровья, бодрости и настоящей детской радости!
Выпуск 6: Зачем нужно уметь внимательно слушать на уроке и не отвлекаться?
В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Зачем нужно уметь внимательно слушать на уроке и не отвлекаться?
Владимир Львович Кабанов, заместитель директора по инновационной деятельности и руководитель Центра стратегического развития Института развития ребенка, рассказывает, что внимание — это суперсила, которую можно развивать. Оно помогает лучше понимать, запоминать и учиться, а со временем превращается в полезную привычку — не только в школе, но и в жизни.
Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:
- Что помогает ему быть внимательным?
- Как он «включает» свое внимание?
- Сколько минут он может слушать, не отвлекаясь?
Управлять своим вниманием — важный навык, который лежит в основе успешной учебы. Помогите ребенку сделать первые шаги к его освоению!
Выпуск 7: Зачем нужно есть полезную еду?
В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Зачем нужно есть полезную еду и почему взрослые так часто говорят — «Сначала суп, потом конфеты»?
Владимир Львович Кабанов объясняет детям, почему завтрак — это самый важный «заряд» для мозга и тела с утра, зачем нужно есть полезную еду и почему важно есть медленно и не переедать.
Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:
- Что он ест на завтрак? Чувствует ли разницу, когда позавтракал — и когда нет?
- Какая еда дает ему силы бегать, играть и учиться?
- Когда он понимает, что уже достаточно поел?
Умение заботиться о себе начинается с простых привычек. Покажите ребенку, что полезная еда — это не скучно, а вкусно и важно!
Выпуск 8: Почему важно ложиться спать вовремя и соблюдать режим дня?
В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Почему важно ложиться спать вовремя и соблюдать режим дня?
Владимир Львович Кабанов, заместитель директора по инновационной деятельности, руководитель Центра стратегического развития Института развития ребенка, рассказывает, как работают биологические часы в нашем теле, почему режим — это не ограничение, а настоящий друг, и как привычка ложиться и вставать в одно и то же время помогает быть бодрым, внимательным и спокойным.
Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:
- Во сколько он ложится спать и встает?
- Чувствует ли разницу, когда высыпается — и когда спит мало?
- Какие утренние привычки помогают ему легко начать день?
- Что мешает соблюдать режим, и как можно вместе сделать расписание удобным и понятным?
Выпуск 9: Зачем мы моемся каждый день — и почему это не просто привычка, а забота о себе?
В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Зачем мы моемся каждый день — и почему это не просто привычка, а забота о себе?
Владимир Львович Кабанов объясняет детям, что наше тело — как дом, в котором мы живем. И чтобы в нем было уютно, безопасно и комфортно, его нужно регулярно «убирать». Умывание, мытье рук, чистка зубов — это не скучные обязанности, а настоящая защита от невидимых «врагов» — микробов, которые могут вызвать болезни.
Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:
- Всегда ли он моет руки перед едой и после прогулки?
- Как тщательно он умывается утром?
- Чистит ли он зубы два раза в день — утром и вечером?
Пусть гигиена станет не рутиной, а важной частью ежедневной заботы о своем здоровье.
Выпуск 10: Зачем нужно правильно сидеть за столом, когда учишься, рисуешь или делаешь домашнее задание?
В этом выпуске мы задаем детям важный вопрос: Зачем нужно правильно сидеть за столом, когда учишься, рисуешь или делаешь домашнее задание?
Владимир Львович Кабанов объясняет детям, почему осанка — это ключ к здоровью, концентрации и даже успеху в учебе.
Посмотрите выпуск вместе с ребенком и обсудите:
- Как он обычно сидит за столом во время уроков? Удобно ли ему?
- Подходит ли ему высота стула и стола?
- Хватает ли света на рабочем месте?
- Делает ли он перерывы, чтобы отдохнуть?
Пусть правильная осанка и организация рабочего места станут для вашего ребенка привычкой — такой же естественной, как чистить зубы или одеваться по погоде. Ведь то, как он сидит за столом сегодня, формирует его здоровье завтра: крепкую спину, ясный ум, выносливость и уверенность в себе.
ИРЗАР детям — не просто советы, а настоящая школа заботы о себе. Каждый выпуск — это маленький шаг к тому, чтобы ребенок рос здоровым, сильным и внимательным к своему телу.
Выпуск 11: Зачем гулять каждый день, даже если не хочется?
В этом выпуске мы вновь погружаемся в волшебный мир русских народных сказок — тех самых, что веками передавались из уст в уста и учат детей смекалке, храбрости и находчивости.
Сегодня — архивный выпуск легендарной «АБВГДейки», которая в 2025 году отметила свое 50-летие. В этом выпуске Татьяна Кирилловна Черняева читает русскую народную сказку «Маша и медведь» — историю о том, как маленькая девочка, попав в беду, не растерялась, а проявила ум, решимость и сообразительность, чтобы вернуться домой к родным.
Посмотрите этот выпуск вместе с ребенком и обсудите:
- Почему Машенька ушла далеко от подружек в лесу?
- Как она справилась со страхом, оказавшись у медведя?
- Почему именно хитрость и находчивость, а не сила помогли Маше спастись?
Сказка «Маша и медведь» помогает детям понять, что даже в трудной ситуации можно найти выход, если сохранять спокойствие и верить в себя. Она развивает критическое мышление, учит осторожности, но главное — показывает, что ум и доброта всегда сильнее страха.
Выпуск 18: Выпуск «АБВГДейки», русская народная сказка «Теремок»
В этом выпуске мы продолжаем наше путешествие в мир русских народных сказок — тех самых, что сопровождают детей с самого раннего возраста и учат добру, взаимопомощи и дружбе.
Сегодня — архивный выпуск легендарной «АБВГДейки», в котором Татьяна Кирилловна Черняева читает любимую всеми русскую народную сказку «Теремок». Это история про дружбу, про то, как важно открывать двери тем, кто ищет приют и поддержку, и как вместе можно справиться даже с самой большой бедой.
Посмотрите этот выпуск вместе с ребенком и обсудите:
- Почему звери сразу пустили друг друга в теремок?
- Что почувствовали герои, когда теремок развалился?
- Почему звери не разбежались, а решили строить новый теремок вместе?
Сказка «Теремок» учит детей тому, что настоящая сила — в дружбе и единстве. Такие истории формируют у малышей первые представления о взаимопомощи, закладывают основы нравственного выбора, развивают эмпатию и способность сопереживать другим.


