В выпуске № 1 (77) 2024 журнала «Новые исследования» опубликована статья под названием «Возрастные преобразования управляющих функций в дошкольном возрасте (от 3-х до 7-ми лет). Нейропсихологический анализ».
Авторы статьи сотрудники лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» Мачинская Регина Ильинична, заведующий лабораторией, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО и Захарова Марина Николаевна, старший научный сотрудник лаборатории.
Статья представляет результаты качественного и количественного нейропсихологического тестирования 472 детей дошкольного возраста в четырех возрастных группах: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет. Исследование показало неравномерность развития различных компонентов управляющих функций (УФ) у детей.
Согласно исследованию, дети продемонстрировали значительные прогрессивные изменения в способности усваивать инструкции, следовать программам деятельности, переключаться между действиями и планировать последовательность действий. В то же время, все возрастные группы, включая детей дошкольного возраста, также показали возрастную незрелость в создании стратегий деятельности, переключении между алгоритмами выполнения заданий, самоконтроле и рабочей памяти.
Полученные данные подчеркивают важность развивающих занятий на основе совместной деятельности ребенка и взрослого в младшем дошкольном возрасте. Также исследование указывает на нецелесообразность начала целенаправленного обучения овладению навыками письма и чтения до 5 лет.
Эта статья призвана расширить понимание развития управляющих функций у детей дошкольного возраста и может стать основой для разработки эффективных методик обучения и воспитания в этой возрастной группе.