...

Институт развития ребенка

Итоги научно-исследовательской деятельности Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики: достижения и планы на будущее

Итоги научно-исследовательской деятельности Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики: достижения и планы на будущееИтоги научно-исследовательской деятельности Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики: достижения и планы на будущее

Специалисты Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР» — тьюторы флагманской площадки Проекта «УчимЗнаем» подвели итоги научно-исследовательской деятельности за 2022-2024 годы, а также обсудили стратегию научного развития Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» и Лаборатории на 2025-2030 гг. 

Эксперты активно реализовали задачи научно-методического обеспечения образовательного процесса для детей, находящихся на длительном лечении. В рамках Проекта «УчимЗнаем» была проведена значительная работа, результаты которой служат основой для дальнейшего развития госпитальной педагогики.

Среди основных достижений стоит отметить: 

2022 год: 

  • Разработано научное обоснование Комплексной индивидуальной образовательной программы (КИОП).
  • Реализованы программы повышения квалификации для госпитальных педагогов.
  • Положительное заключение Российской академии наук (РАН) по итогам года.
  • Публикация в Scopus: «Выявление актуальных запросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические заболевания».

2023 год: 

  • Разработана российская модель госпитальных школ (I этап).
  • Разработаны и приняты Минпросвещения и Минздравом РФ Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным программам и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях
  • Публикация в Scopus: «Карта индивидуальных особых потребностей обучающихся как инструмент образовательного маршрута».

2024 год: 

  • Разработана российская модель госпитальных школ (II этап).
  • Проведена апробация модели госпитальной школы в 34 субъектах РФ.
  • Разработаны две программы повышения квалификации и учебно-методические комплекты.
  • Издано учебное пособие (Курс лекций к программе ПК) на 135 страниц.
  • Публикация в Scopus: «Госпитальная педагогика: проблемы и перспективы».

В исследованиях приняли участие более 7 тысяч человек из 68 субъектов Российской Федерации и 5 стран СНГ. Среди них: более 50 докторов и 70 кандидатов наук, а также более 300 студентов. Было проведено более 120 мероприятий, таких как конференции, симпозиумы, семинары, а также опубликовано более 100 научных материалов, включая статьи и пособия. 

Для дальнейшей работы определены ключевые цели на 2025 – 2030 годы: создание условий для полноценного и качественного развития детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, с учетом их возрастных особенностей, индивидуальных особых потребностей и интересов в контексте единого образовательного пространства. 

В связи с этим определены следующие задачи:  

  1. Мониторинг адаптации госпитальных педагогов и проведение стажировок.
  2. Разработка цифрового банка материалов по госпитальной педагогике.
  3. Организация педагогических чтений и научно-практических конференций.
  4. Создание методических рекомендаций для образовательного процесса в госпитальных школах.

Подводя итоги, можно отметить, что работа Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР» охватывает широкий спектр направлений, включая разработку новых образовательных моделей, нормативное обеспечение и практическую реализацию образовательных программ. Эти усилия способствуют интеграции госпитальной педагогики в единую образовательную среду и обеспечивают качественное образование для детей, находящихся в трудных жизненных условиях.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.