12 декабря 2024 г. в Институте развития ребенка прошел круглый стол, посвященный актуальной проблеме разработки стандартов предельной нагрузки на обучающихся 1-11 классов.
В круглом столе приняли участие сотрудники Института развития ребенка и представители кафедры анатомии и физиологии человека и животных Московского педагогического государственного университета: Бочкарева Алла Геннадьевна, заведующий кафедрой, доцент; Рабичев Игорь Энгелевич, профессор кафедры, доктор биологических наук; Холмогорова Наталья Владимировна, доцент кафедры, кандидат биологических наук.
Открыл круглый стол Криволапчук Игорь Альлерович, заведующий Лабораторией физиолого-гигиенических исследований в образовании Института развития ребенка, доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, доцент. Он отметил, что проблема учебной нагрузки в современных социокультурных условиях затрагивает все общественные группы населения страны и ей уделяется большое внимание со стороны руководства страны.
Игорь Альлерович рассказал о проводимых исследованиях института в этой области: в 80-е годы проводилось фундаментальное междисциплинарное исследование, посвященное влиянию учебных и физических нагрузок на организм детей младшего школьного возраста и подростков. Результаты этих исследований легли в основу множества монографий, статей и методических рекомендаций, которые впоследствии были использованы для формирования нормативных документов, регулирующих учебную нагрузку на школьников. В 2000-х годах институт также проводил масштабное исследование по оценке здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, одним из ключевых вопросов которого стало влияние учебных нагрузок на здоровье и благополучие детей. В настоящее время проводится исследование адаптации обучающихся начальной школы, прежде всего первоклассников, к современным учебным нагрузкам. Некоторые данные, полученные в ходе этого исследования, были представлены на круглом столе.
Параничева Татьяна Михайловна, ведущий научный сотрудник Лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании Института развития ребенка, кандидат биологических наук, рассказала о стандартах предельной нагрузки на обучающихся 1-11 классов. Она отметила разнообразие причин учебной перегрузки и представила систему факторов, влияющих на возникновение этих перегрузок. Татьяна Михайловна представила предложения по оптимизации задач учебного процесса для предупреждения учебных перегрузок.
Ермакова Ирина Владимировна, старший научный сотрудник Лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании Института развития ребенка, кандидат биологических наук, выступила с докладом о процессе адаптации первоклассников к школе. Она осветила векторы школьной адаптации, выделила три основных этапа этого процесса и методы обследования, а также представила результаты исследований, касающихся физического развития первоклассников. В своем выступлении Ирина Владимировна продемонстрировала распределение первоклассников по уровням адаптации, школьной мотивации, тревожности и другим важным параметрам.
Верба Алла Степановна, старший научный сотрудник Лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании Института развития ребенка, кандидат биологических наук, завершила программу круглого стола своим выступлением об особенностях адаптации в начальной школе. Она обсудила условия успешной адаптации к школе и представила результаты популяционных исследований, проводимых институтом в 2019-2022 годах и 2024-2025 годах. Алла Степановна подчеркнула значение сформированности когнитивных функций для успешной адаптации к нагрузкам и привела примеры письменных работ детей с недостаточной сформированностью некоторых когнитивных функций.
В ходе дискуссии участники обменялись мнениями и предложениями по улучшению ситуации с учебной нагрузкой на школьников. Круглый стол стал важной платформой для обсуждения актуальных проблем и поиска решений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.