...

Институт развития ребенка

Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Направления деятельности лаборатории

  • Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития.
  • Физиолого-гигиенические особенности адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам в современных условиях обучения.
  • Школьная медицина: разработка модели первичной профилактики факторов риска современной образовательной среды.
  • Определение нарушений функций опорно-двигательного аппарата и разработка методик профилактики, оценки и коррекции нарушений у обучающихся в условиях современной образовательной среды.
  • Физическая активность и двигательная подготовленность школьников в условиях применения современных компьютерных технологий.
  • Влияние физических нагрузок различной направленности на функциональное состояние организма и эффективность напряженной когнитивной деятельности подростков.
  • Изучение теоретических основ адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам.
  • Популяционные мониторинговые исследования физического развития, двигательной подготовленности и заболеваемости учащихся общеобразовательных организаций.
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Криволапчук
Игорь Альлерович

Заведующий лабораторией, доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, доцент

Контакты:

ПодробнееПовышение квалификации, образовательные курсы
  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-116186, дата выдачи 08.07.2024, г. Москва
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
  • Медаль имени В.В. Давыдова Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5)

Cотрудники лаборатории:

Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Сонькин
Валентин Дмитриевич,

главный научный сотрудник, доктор биологических наук, профессор

Подробнее

Образование

  • Высшее (МГУ им. М.В.Ломоносова), биолог

Профессиональные интересы

  • Физиология развития человека
  • Спортивная физиология
  • Экологическая физиология
  • Антропофизиология физического воспитания
  • Научные основы здоровьесберегающей деятельности в образовании

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль «За выдающиеся заслуги» Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Почетный работник общего образования Российской Федерации (2003)
  • Медаль им. П.Ф.Лесгафта (Минспорт РФ, 2017)
  • Медаль им. В.В.Давыдова РАО (2017)
  • Эксперт РАН (ИН эксперта РАН 2016-01-3014-2633)
  • Ветеран труда (2007г., Серия В № 116874)
  • Заместитель Главного редактора журнала РАН «Физиология человека»
  • Член диссертационного совета Д 24.1.023.01 в ФГБУН ГНЦ РФ ИМБП РАН
    г.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Козлов, А. В. Неинвазивные методы определения физиологических параметров тренировочной нагрузки для спортсменов циклических видов / А. В. Козлов, Н. И. Аньшаков, В. Д. Сонькин // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова, Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 года. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2023. – С. 540. – EDN QCVJXC.
  • Методика диагностики физического развития школьников: Методические материалы. В 5-ти частях / Е. М. Лапицкая, С. П. Левушкин, В. И. Лях, В. Д. Сонькин. – Москва: Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», 2023. – 30 с. – (Физическая культура и развитие; Часть 2). – ISBN 978-5-6047570-5-5. – EDN TKISUK.
  • Методика определения уровня физического развития обучающихся: Методические материалы. В 5-ти частях / Е. М. Лапицкая, С. П. Левушкин, В. И. Лях, В. Д. Сонькин. – Москва: Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», 2023. – 68 с. – (Физическая культура и развитие; Часть 3). – ISBN 978-5-6047570-5-5. – EDN AEDSNM.
  • Парфентьева, О. И. Нелинейная зависимость показателей моторного развития от ИМТ у мальчиков-школьников 7-12 лет / О. И. Парфентьева, В. Д. Сонькин // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2023. – № 1. – С. 49-61. – DOI 10.55959/MSU2074-8132-23-15-1-5. – EDN DAQXGM.
  • Скелетные мышцы и физическая работоспособность человека / А. А. Мельников, В. Д. Сонькин, Е. В. Фомина, А. В. Козлов. – Москва: РУС «ГЦОЛИФК», 2023. – 260 с. – ISBN 978-5-00166-963-0. – EDN WMLNIB.
  • Физическая работоспособность детей младшего школьного возраста / С. П. Левушкин, А. И. Лаптев, О. Ф. Жуков, В. Д. Сонькин // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 4. – С. 64-66. – EDN XOUBQU.
  • Энерговегетативные реакции организма детей 4-7 лет на стандартную физическую нагрузку / В. Д. Сонькин, Р. М. Васильева, Н. И. Орлова, О. В. Кузнецова // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова, Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 года. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2023. – С. 291. – EDN XIJKKI.
  • Nikolaidis P. T., Son’kin V. D. Sports physiology in adolescent track-and-field athletes: a narrative review / Nikolaidis P. T., Son’kin V. D. // Open Access Journal of Sports Medicine. – 2023 v.14 P. 59–68 DOI https://doi.org/10.2147/OAJSM.S417612
  • Nikolaidis, P.T. Children’s sports physiology— the early studies. / Nikolaidis, P.T., Marinho, D.A.; Clemente-Suárez, V.J.; Son’kin, V.D. // Physiologia 2023. – v.3. — P. 113–118. https://doi.org/10.3390/ physiologia3010009
  • Васильева, Р. М. Особенности физического развития детей 3-4 лет Г. Реутов Московской области / Р. М. Васильева, В. Д. Сонькин // Новые исследования. – 2022. – № 3-4(71-72). – С. 5-13. – DOI 10.46742/2072-8840-2022-71-72-3-4-5-13. – EDN FPGNKU.
  • Взаимосвязь интенсивности накопления пульсового долга со скоростью образования кислородного запроса и накопления лактата в крови при выполнении предельных циклических упражнений различной продолжительности / А. В. Козлов, А. Н. Блеер, С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин // Спортивная медицина: наука и практика. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 43-50. – DOI 10.47529/2223-2524.2022.3.2. – EDN WLJRZN.
  • Двигательная активность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования / С. П. Левушкин, Л. В. Макарова, К. В. Орлов [и др.] // Спортивно-педагогическое образование. – 2022. – № 4. – С. 21-42. – DOI 10.52563/2618-7604_2022_4_21. – EDN NTZLJM.
  • Козлов, А. В. Взаимосвязь интенсивности накопления пульсового долга со скоростью накопления лактата в крови при выполнении предельных циклических упражнений различной продолжительности / А. В. Козлов, М. Г. Розенталь, В. Д. Сонькин // 02–04 июня 2022 года, 2022. – С. 135. – EDN WPTQSF.
  • Метод индексов в анализе физической подготовленности / В. Д. Сонькин, С. П. Левушкин, О. И. Парфентьева, Е. В. Соловьева // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 4. – С. 82-83. – EDN WBDISA.
  • Организация и проведение мониторинга физического здоровья обучающихся общеобразовательных организаций: Методические рекомендации / С. П. Левушкин, О. Ф. Жуков, В. Д. Сонькин, Н. А. Скоблина. – Москва: ИВФ РАО, 2022. – 97 с. – EDN JSVRBZ.
  • Оценка физического развития детей и подростков Российской Федерации: региональные шкалы регрессии массы тела по длине тела / О. Ю. Милушкина, Н. А. Скоблина, В. И. Попов [и др.]. – Самара: ООО «Полиграфическое объединение «Стандарт», 2022. – 286 с. – EDN AOBHOK.
  • Персентильные стандарты физического развития и двигательной подготовленности детей школьного возраста / С. П. Левушкин, О. И. Парфентьева, Е. В. Соловьева, В. Д. Сонькин // Новые исследования. – 2022. – № 1(69). – С. 5-20. – DOI 10.46742/2072-8840-2022-69-1-5-20. – EDN SGZWSV.
  • Популяционный мониторинг физического здоровья школьников / С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин, О. Ф. Жуков [и др.] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2022. – № 1. – С. 34-35. – EDN FWVKUX.
  • Распространенность различных форм неполноценного питания среди школьников. Результаты популяционного мониторинга физического здоровья обучающихся из регионов РФ / О. И. Парфентьева, Е. В. Соловьева, С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин // Основы здорового питания и пути профилактики алиментарно-зависимых заболеваний : Материалы V Школы молодых ученых с международным участием, Москва, 09–11 ноября 2022 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, 2022. – С. 77-78. – EDN ZHODFT.
  • Реакции пульса на дозированную физическую нагрузку у детей дошкольного возраста / Р. М. Васильева, О. И. Парфентьева, Н. И. Орлова [и др.] // Физиология человека. – 2022. – Т. 48, № 6. – С. 89-99. – DOI 10.31857/S0131164622600513. – EDN TZCANU.
  • Спортивная медицина: Национальное руководство / Т. В. Абрамова, М. Г. Авдеева, Д. А. Андреев [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2022. – 880 с. – (Национальные руководства). – ISBN 978-5-9704-6657-5. – DOI 10.33029/9704-6657-5-SPM-2022-1-880. – EDN KONJAQ.
  • Удельная интенсивность физиологических затрат при циклической работе различной мощности / А. В. Козлов, А. В. Ваваев, А. В. Якушкин [и др.] // Физиология человека. – 2022. – Т. 48, № 1. – С. 18-25. – DOI 10.31857/S0131164622010076. – EDN PBJFHH.
  • Факторы, влияющие на моторное развитие современных детей 5 — 10 лет / О. И. Парфентьева, Э. А. Бондарева, Л. В. Макарова [и др.] // Российский журнал физической антропологии. – 2022. – № 1. – С. 7-34. – DOI 10.33876/2782-5000/2022-1-1/7-34. – EDN NGVDEH.
  • Specific Intensity of Physiological Costs during Cyclic Operation of Different Power / A. V. Kozlov, A. V. Vavaev, A. V. Yakushkin [et al.] // Human Physiology. – 2022. – Vol. 48, No. 1. – P. 13-19. – DOI 10.1134/S0362119722010078. – EDN BPCKXE.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» 1970-1988,  1998 — н.в.

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Гончарова 
Галина Альбертовна,

ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук

Подробнее

Образование

  • Высшее медицинское (Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова) Врач-гигиенист, эпидемиолог

Профессиональная переподготовка

  • Диплом о профессиональной переподготовке №772416541685, Рег. Номер 1317/22-д от 12.12.2022 (с 21.09.2022-09.12.2022) Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт профессиональных квалификаций» (АНО ДПО «ИПК»), г. Москва, квалификация: специалист по социальной работе «Гигиена детей и подростков» (144 ч) с 04.11.2022 по 21.11.2022, Учебный центр «Метод», Удостоверение №162418619997, рег. Номер 162418619997/22 от 21 ноября 2022 г.

Профессиональные интересы

  • Здоровьесбережение обучающихся, школьная медицина и профилактика школьно-обусловленных заболеваний, психофизиология, психогигиена

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарность за активное участие в подготовке и проведении Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков»
  • Благодарность за многолетний, безупречный труд и в связи с юбилеем

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Жуков О.Ф., Гончарова Г.А. Модель комплексного и системного подхода к здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях //Научное обозрение. Педагогические науки.2023. №6. С.68-72
  • Дубрована Е.А., Гончарова Г.А. Актуальные проблемы здоровьесбережения студентов-медиков, в том числе с особыми образовательными потребностями //Российский вестник гигиены. 2023.№2. С.22-28
  • Nurlygayanov I.N., Goncharova G.A., Lazurenko S.B. Designing a health-preserving environment for children with disabilities //В книге: Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars. Switzerland, 2022. С.393-402
  • Гончарова Г.А., Лазуренко С.Б., Дробышева М.М. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т.30. №4. С.673-678.
  • Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А., Нурлыгаянов Г.А., Гончарова Г.А. Электронный комплекс для оценки психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды образовательных организаций, реализующих АООП для обучающихся с ОВЗ //Свидетельство о регистрации базы данных 2021622401, 03.11.2021 Заявка №2021622276 от22.10.21
  • Березина Н.О., Гончарова Г.А., Звездина И.В., Квасов Г.И., Кузенкова Л.М., Кучма В.Р. и др. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование): монография. Москва, 2021.350с.

Ссылка на аккаунт в elibrary

  • Ссылка на личный аккаунт в e-library: https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=300455
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Параничева 
Татьяна Михайловна,

ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Высшее, 1 Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова. Врач – гигиенист. Гигиена, санитария, эпидемиология

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-119161, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Профессиональные интересы

  • Возрастная физиология;
  • Психофизиология детей;
  • Школьная гигиена;
  • Познавательное развитие детей дошкольного и школьного возраста, влияние на функциональное состояние физического и психического организма ребенка различных видов деятельности, физическое развитие детей, адаптация к образовательной нагрузке, здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций;
  • Комплексная оценка состояния здоровья учащихся.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль «За выдающиеся заслуги» Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5)
  • Медаль «850-летия Москвы»
  • Ветеран труда
  • Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
  • Благодарность Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Шибалова М.С. Влияние занятий с использованием интерактивной доски на функциональное состояние организма обучающихся основной школы // Журнал «Перспективы науки и образования» — 2024. — №2
  • Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М. Компьютерные технологии во внеучебном времени школьника. Методические материалы. В 5-ти частях Часть 1. — Сер. Компьютерные технологии в образовании. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 33.
  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Направления здоровьесберегающей деятельности в школе. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 2. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 16. Научно-методическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся в условиях образовательной организации (обзор литературы). Сонькин В. Д., Макарова Л. В., Параничева Т.М. Альманах «Новые исследования» — М.: Институт развития, здоровья и адаптации ребенка. — 2023. — №4 (76). –С.7-21.
  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Предупреждение рисков нарушения здоровья школьников. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 1. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 17.
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С. Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы. //Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» (ОиЗП 2022. № 5 (87) Т.1. – С.46-62
  • Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Лукьянец Г.Н., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования. Журнал Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С.82–98
  • Левушкин С.П., Макарова Л.В., Орлов К., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Двигательная деятельность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования. //Журнал Спортивно-педагогическое образование. – 2022 №4.-С.21-42
  • Парфентьева О.И., Бондарева Э.А., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Факторы, влияющие на моторное развитие современных детей 5 – 10 лет. //Российский журнал физической антропологии №1. – 2022 – С. 7-34
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лезжова Г.Н., Орлов К.В., Новолодская Г.В. Использование интерактивной доски в учебной деятельности пятиклассников. Гигиеническая оценка. //Альманах «Новые исследования» — М.: Институт возрастной физиологии. — 2022.-N 1. –С.37-55.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1980 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Догадкина
Светлана Борисовна,

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Биологический факультет Московского государственного университета им. М.Ю. Ломоносова. Специальность: биолог — физиолог животных и человека

Профессиональные интересы

  • Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы, вегетативное обеспечение адаптации к учебной и физическим нагрузкам у школьников, особенности вегетативной нервной регуляции сердечного ритма, вегетативное обеспечение эмоционально-мотивационных и когнитивных компонентов деятельности у школьников разного возраста

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Почетная грамота Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5).
  • Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». Ведомственная награда Министерства просвещения Российской Федерации нагрудный знак «За верность профессии». (Приказ Минпросвещения России от 25.01.2024 № 24/н).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» Указ президента Российской Федерации от 26 февраля 1997. Б № 0195399.
  • Медаль К.Д. Ушинского Министерство образования Российской Федерации. Приказ Министра от 15.11.2000 №06-36.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Нейровегетативная и гуморальная регуляция когнитивной деятельности у подростков при использовании электронных устройств// Acta biomedica scientifica (Scopus) –в печати
  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативное обеспечение рабочей памяти (рп) при запоминании эмоционально окрашенной информации у подростков 13-14 лет// Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. С. 279.
  • Догадкина С.Б. Адаптационные возможности автономной нервной регуляции у школьников 8 лет при использовании цифровых устройств// Новые исследования. 2023. № 1 (73). С. 16-25.
  • Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности при использовании электронных устройств и бумажного носителя информации//Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. С. 286-287.
  • Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативная регуляция сердечного ритма, электродермальная активность и концентрация кортизола у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта. Сб. Современные проблемы нейробиологии. Материалы IV международной научной конференции. Ярославль, 2023. С. 24-25
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Компьютерные технологии в начальной школе// Методические материалы. В 5-ти частях
    Часть 2. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе. — Сер. Компьютерные технологии в образовании. 2023
  • Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В. Функциональное состояние организма школьников при использовании электронных средств обучения//Современные здоровьесберегающие технологии. 2022. № 4. С. 11-22.
  • Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Вариабельность сердечного ритма и уровень кортизола у детей школьного возраста при разной когнитивной нагрузке//Acta Biomedica Scientifica. 2022. Т. 7. № 3. С. 169-179.
  • Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Безобразова В.Н., Шарапов А.Н. Электронные устройства в учебном процессе: влияние на организм обучающихся (аналитический обзор)//Новые исследования. 2022. № 2 (70). С. 76-83
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем младших школьников к когнитивной нагрузке при выполнении теста на ноутбуке.// Журнал медико-биологических исследований. 2022. Т. 10. № 1. С. 24-33.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1973 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Ермакова
Ирина Владимировна,

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Кустанайский педагогический институт им. 50-летия СССР (1984 г.), высшее, биология с дополнительной специальностью химия

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-119650, дата выдачи 23.07.2024, г. Москва
  • «Заимствования в научных публикациях. Культура цитирования» АО «Антиплагиат» от 11.04.2023 г.
  • «ИИ или не ИИ? Круглый стол онлайн» АО «Антиплагиат», сертификат № 20230602/314 от 02.06.2023 г.
  • Управление персональными информационными потоками в условиях цифровой образовательной среды. В 2-х частях. от 15.06.2023 г.
  • «Антиплагиат частным пользователям: инструкция по применению» АО «Антиплагиат» от 29.11.2023 г.

Профессиональные интересы

  • Возрастная эндокринология, нейроэндокринология, адаптация, стресс, психофизиология, эмоциональный интеллект

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Почетная грамота Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (удостоверение Б №0484561 от 20.02.1997 г.).
  • Ветеран труда (удостоверение T-IV № 544020 от 10.02.2015 г.)

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативное обеспечение рабочей памяти (РП) при запоминании эмоционально окрашенной информации у подростков 13-14 лет // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, 2023. – С. 279. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54358224
  • Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности при использовании электронных устройств и бумажного носителя информации // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, 2023. – С. 286-287. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54359842
  • Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативная регуляция сердечного ритма, электродермальная активность и концентрация кортизола у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта // Сборник тезисов «Современные проблемы нейробиологии». – Ярославль. – 2023. – С. 24-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=55366258
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Компьютерные технологии в начальной школе (Методические материалы. В 5-ти частях. Ч. 2. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе. — Сер. Компьютерные технологии в образовании). – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. – 26 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54286401
  • Догадкина С.В., Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Вариабельность сердечного ритма и уровень кортизола у детей школьного возраста при разной когнитивной нагрузке // Acta biomedica scientifica (East siberian biomedical journal). – 2022. – Т. 7, № 2. – С. 169-179. DOI: https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.3.18
  • Догадкина С.В., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Безобразова В.Н., Шарапов А.Н. Электронные устройства в учебном процессе: влияние на организм обучающихся (аналитический обзор) // Новые исследования. – 2022. – Т.70, № 2. – С. 76-83. DOI: https://doi.org/10.46742/2072-8840-2022-70-2-76-83
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем младших школьников к когнитивной нагрузке при выполнении теста на ноутбуке // Журнал медико-биологических исследований. – 2022. – Т. 10, № 1. – С. 24-33. DOI: https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z087

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1996 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Комкова
Юлия Николаевна, 

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Высшее, биология. ПГПУ им. В.Г. Белинского

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Python для автоматизации и анализа данных» (102 час.) с 16 апреля по 02 июля 2024 г., Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Удостоверение ПКВШЭ2024 № 009795, рег. номер № 2.3.14-65/24-00029, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Профессиональные интересы

  • Изучение особенностей функциональной организации головного мозга и
    нейровегетативного статуса у детей на разных этапах онтогенеза

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Безруких М.М., Сугробова Г.А., Комкова Ю.Н., Кондратов Д.В., Усцова А.Г. Развитие ребенка дошкольного возраста М., 2023 (в печати).
  • Комкова Ю.Н., Безруких М.М., Бабанова К.Ю., Рябкова Т.С., Усцова А.Г. Глазодвигательная активность и вегетативное обеспечение когнитивной деятельности при чтении текста с экрана электронного устройства у подростков. Сообщение I. Функциональная «цена» когнитивной деятельности при чтении текста с экрана электронного устройства у подростков / Комкова Ю.Н., Безруких М.М., Бабанова К.Ю., Рябкова Т.С., Усцова А.Г. // Физиология человека. (в печати).
  • Комкова Ю.Н., Сугробова Г.А., Безруких М.М. Биоэлектрическая активность коры больших полушарий как показатель функционального состояния головного мозга у детей 5-7 лет // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П. Павлова. Санкт-Петербург,2023. С.287-288
  • Комкова Ю.Н., Сугробова Г.А., Безруких М.М. ЭЭГ-анализ функционального состояния головного мозга у детей 5-7 лет / Комкова Ю.Н., Сугробова Г.А., Безруких М.М. // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. – 2023. — т.109. — №7. — С. 954-974 (Komkova, Y.N., Sugrobova, G.A. & Bezrukikh, M.M. EEG Analysis of the Functional State of the Brain in 5- to 7-Years-Old Children// J Evol Biochem Phys.2023. Vol. 59. P. 1303–1319 https://doi.org/10.1134/S0022093023040233)
  • Сугробова Г.А. Комкова Ю.Н. Оценка функционального состояния организма и когнитивной деятельности у детей 7-8 лет с нарушениями внимания и гиперактивным поведением: нейрофизиологический и нейропсихологический подход// Физиология – актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения академика П. К. Анохина ; Волгоград, 16–17 мая 2023 г. / под ред. М. Е. Стаценко, С. В. Клаучека, Е. П. Горбаневой. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2023. – C.49-55.
  • Tychkov A. Y, Nazarychev A. P., Komkova Y. N.,. Sugrobova G. A, Alimuradov A. K., Adaptive Processing and Analysis of Electrocardiosignals in Children: an Interdisciplinary Approach. 2022 4th International Youth Conference on Radio Electronics, Electrical and Power Engineering (REEPE), Moscow, Russian Federation, 2022, pp. 1-6, doi: 10.1109/REEPE53907.2022.9731487.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2011 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Чернова
Мария Борисовна,

старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент

Подробнее

Образование

  • Новосибирский государственный педуниверситет НГПУ,г. Новосибирск, ФРЯиЛ квалификация – русский язык и литература, учитель русского языка и литературы, 1982г.
  • Государственный университет им. Я. Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь, квалификация -педагог-психолог, 2009г.
  • Институт гуманистической и экзистенциальной психологии,1999г. квалификация — гештальт-терапевт, г.Вильнюс
  • Европейский центр исследований в области экспрессивной психологии, институт арт-терапии, 2016 г., Флоренция, Италия,
    квалификация — арт-терапевт

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-111975, дата выдачи 07.07.2024, г. Москва
  • Летняя нейрошкола , сертификат №28423 (7 семинаров, 14 часов)29.08.2023г.
  •  Сертификат №139981. Москва, декабрь 2023, «Нейрошкола», 10 семинаров, 20 часов.

Дополнительная информация:

  • Руководитель и исполнитель научных проектов, поддержанных грантами РФФИ, РГНФ (РЦНИ) с 2010 по 2022 год включительно.
    В 2022 году выполняла исследования в рамках гранта РФФИ «Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности и физическое воспитание мальчиков препубертатного возраста».
  • Член «Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения РАО».
  • Член Белорусского общества физиологов.
  • Член национальной ассоциации профессиональных арт-терапевтов Италии (APIART).
  • С 2018 года включена в состав редакционной коллегии журнала «Сибирский педагогический журнал». (ВАК, К-1)
  • В течение 2022-2023 гг. выполнение поручений Дирекции института по подготовке материалов для Министерства просвещения РФ (о Концепции психологической службы в системе образования; о современном состоянии проблемы раздельного обучения мальчиков и девочек; экспертиза учебных материалов по Практической психологии для общеобразовательных организаций; отзыв на доработанный проект дидактической игры по отечественной истории.
  • Организация работы секции 9 «Проблемы морфофункционального развития и физического воспитания детей в различные возрастные периоды в рамках Международной научно-практической конференции «Междисциплинарные исследования проблем развития и здоровья ребенка» и доклад (совместно с зав.лабораторией Криволапчуком И.А.)
  • В 2022 выступала с докладами на 2-х международных конференциях, а в 2023 – на 5-ти международных и всероссийских конференциях.
  • Лекция для магистрантов МПГУ декабрь 2023г.
  • Мастер-класс для родителей декабрь 2023г.
  • Организация и сопровождение заключение договоров о сотрудничестве с ГБОУ Школа № 69 им. Булата Окуджавы (Москва), ГБПОУ Тверской колледж культуры им. Н.А. Львова (Тверь), общеобразовательной организацией «Учебный центр Наука–Сервис» (Москва) (продлен договор), ГОУ «Средняя школа №40 им. В.И. Кремко» (Гродно)

Профессиональный опыт педагогической деятельности:

  • 37 лет преподавательского стажа: учитель в средней и старшей школе, преподаватель психолого-педагогических кафедр Новосибирского государственного педуниверситета, Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, Московского государственного городского педуниверситета (курсы «Социальная психология», «Возрастная психология», «Социальная педагогика», « Этнопсихология», «Психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков», « Психолого-педагогическое консультирование»), преподаватель русского языка и литературы в русской зарубежной школе для билингвовов г. Флоренции, доцент международной программы Мастер «Культурные ценности, способы оценки и управления» в Университете Флоренции (курс «Психология искусства Выготского. Методология и процесс арт-терапии», «Русский модернизм и психология символизма»), Институт арт-терапии г. Модены, школа арт-терапии C.R.Е.T.E., Флоренция.

Профессиональные интересы

  • Психофизиология, физиология развития, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, психотерапия, психология искусства, арт-терапия.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Почетная грамота Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5).
  • Благодарственное письмо Директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России, г.Москва, 2023 год.
  • Благодарственный аттестат образовательно -культурной ассоциации «Parnaso”, под патронатом Министерства культуры Италии за многолетнее содействие в организации международных проектов «Монтекатини- Санкт-Петербург опера фестиваль», Международной оперной академии молодых вокалистов, Монтекатини, Италия, 2023 год.
  • Благодарственный аттестат за значительный вклад в организацию и работу 5-ой международной конференции «Социальной партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования» 19-21 апреля, МГПУ, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», Благотворительный фонд содействия образования детей-сирот, Москва, 2018 год.
  • Благодарственное письмо директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии» за содействие в проведении Курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагогические практики применения арт-терапии в общем и дополнительном образовании», Москва, 2018год.
  • Благодарственное письмо Института педагогики и психологии образования МГПУ за проведение мастер-класса для преподавателей, студентов, магистрантов по теме «Арт-терапия в работе с лицами, пережившими насилие», Москва, 18 апреля 2013 года.
  • Благодарственное письмо начальника Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу за проведение и мастер-класса со специалистами психологической службы, Москва, 2014 год.
  • Почетная грамота Гродненского государственного университета им. Я. Купалы за высокие профессиональные достижения и вклад в научно-методическую работу университета. Гродно, Республика Беларусь, 1999г.
    г.

Публикации за 2022-2023 гг.

Список публикаций (аффилированных с ИРЗАР) в мировых научных журналах, индексируемых в базах данных WEB OF SCIENCE и SCOPUS.

  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А. Функциональное, физическое и моторное развитие мальчиков 6-7 и 11-12 лет с разной двигательной подготовленностью в условиях интенсивного использования цифровых технологий // Человек. Спорт. Медицина. 2023. Т. 23. № 1. С. 28-36. DOI: 10.14529/hsm230104 https://elibrary.ru/item.asp?id=50435265 (WOS, Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1).
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Мышьяков В.В. Функциональное состояние подростков 15-16 лет при когнитивных нагрузках разной интенсивности // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2022. Т. 72. № 2. С. 201-216. DOI: 10.31857/S0044467722020071 (WOS, Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1)
  • Криволапчук И. А., Раевский Д. А., Зайцева Г. А., Чернова М. Б., Баранцев С. А., Орлова Н. И. Особенности физической работоспособности подростков в различных зонах мощности и их учет в процессе физического воспитания в школе // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 329-344. doi: 10.32744/pse.2022.1.21 (Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1).
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Функциональное состояние мальчиков с разной двигательной подготовленностью в условиях интенсивного использования цифровых технологий // Теория и практика физической культуры, 2022. – № 7. – С.20-22. (Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1)
  • Криволапчук И. А., Мельников Д. В., Чернова М. Б. Обоснование физической подготовки девочек препубертатного возраста с разными типами мышечной энергетики // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 386-401. doi: 10.32744/pse.2022.3.22 (Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1)
  • Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Кесель С. А., Чичерин В. П., Савушкина Е. В. Морфофункциональное и моторное развитие детей 4-5 лет с разной физической активностью в условиях дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 304-319. doi: 10.32744/pse.2022.5.18 (Scopus, Ядро РИНЦ, ВАК-К1)

Список публикаций (аффилированных с ИРЗАР) в российском индексе научного цитирования (РИНЦ)

  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Баранцев С.А., Криволапчук И.И. Информатизация условий жизнедеятельности, морфофункциональное и моторное развитие школьников 11-12 лет с высокой и низкой выносливостью // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 4. С. 83-93. DOI: 10.15293/1813-4718.2304.09 https://elibrary.ru/item.asp?id=54493216 (ВАК К1)
  • Герасимова А. А., Чернова М. Б., Кесель С. А., Криволапчук И. И. Влияние интенсивности применения цифровых технологий в режиме дня на функциональное состояние детей старшего дошкольного возраста // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 52-57. – EDN UNRPJM.
  • Криволапчук, И. А., Баранцев С. А., Чернова М. Б. Оценка эффективности различных по метаболической направленности программ оздоровительной тренировки школьников 15-16 лет // Современные исследования как драйвер роста экономики и социальной сферы. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2022. – С. 16-23. – EDN BNTFGC.
  • Криволапчук И. А., Баранцев С. А., Чернова М. Б., Криволапчук И. И. Экспериментальная оценка воздействия физических упражнений на функциональное состояние школьников 15-16 лет при напряженных информационных нагрузках // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 58-61. – EDN TDMGAN.
  • Раевский, Д. А., Чернова М. Б., Зайцева Г. А. Взаимосвязь показателей двигательных способностей подростков на разных стадиях полового созревания / Д. А. Раевский // Современные исследования как драйвер роста экономики и социальной сферы. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2022. – С. 29-35. – EDN KTQKMN.
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Психофизиологические изменения функционального состояния подростков 15-16 лет при напряженных когнитивных нагрузках. В книге: Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. С. 288. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=789092
  • Криволапчук И.А., Сухецкий В.К., Чернова М.Б., Чичерин В.П. Физическая работоспособность мальчиков–подростков 13-14 лет в широком диапазоне доступных нагрузок. В сборнике: Подготовка олимпийского резерва: спортивно-педагогические, медико-биологические и управленческие аспекты. сборник материалов I-й Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2023. С. 198-201. https://elibrary.ru/item.asp?id=54477753
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Баранцев С.А, Криволапчук И.И. Выносливость как фактор, способствующий нормализации функционального, физического и моторного развития подростков 14-15 лет в условиях современной цифровой среды // Материалы Международной научно-методической конференции «Физическая культура и спорт: актуальные проблемы и пути оптимизации» 16 июня 2023 года, Иркутск, 2023 (в печати)
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Функциональная «цена» адаптации к напряжённым когнитивным нагрузкам у дошкольников 5-6 лет с высоким уровнем аэробной работоспособности // Материалы XVII Международной научно-методической конференции «Современные тенденции, проблемы и пути развития физической культуры и спорта, туризма и гостеприимства». Москва, МГУСиТ, 2023 (в печати)
  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Диагностика выносливости у дошкольников. Методические материалы. В 5-ти частях / Сер. Физическая культура и развитие Том Часть 1. Москва, 2023. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54258867
  • Чернова М. Б., Васильева Р. М., Мышьяков В. В., Савушкина Е. В. Изменения физической работоспособности мальчиков 9-10 лет в процессе применения технологии дифференцированной физической подготовки // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 47-51. – EDN UMXJXW.
  • Чернова М. Б., Васильева Р. М., Мышьяков В. В., Савушкина Е. В. Изменения вегетативных показателей функционального состояния и двигательной подготовленности мальчиков 9-10 лет в процессе применения технологии дифференцированной физической подготовки // Современные исследования как драйвер роста экономики и социальной сферы. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2022. – С. 36-45. – EDN NMHJRF.
  • Раевский Д. А., Чернова М. Б., Зайцева Г. А., Савушкина Е. В. Изменения физической работоспособности и двигательной подготовленности подростков в процессе оздоровительной тренировки // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 62-66. – EDN TCMABS.
  • Чернова М.Б. Психофизиологические изменения функционального состояния организма тревожных дошкольников под влиянием арт-терапии. В книге: Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. https://elibrary.ru/item.asp?id=54359852

Другие издания

  • Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Физическая активность детей в цифровую эпоху. Методическое пособие. Москва, 2023 – 22 с. (подготовлена рукопись)

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2011 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Орлов 
Кирилл Викторович, 

научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Медицинское: санитарный врач, эпидемиолог, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

Страница SPSS макросов Кирилла Орлова: https://www.spsstools.net/ru/KO-spssmacros

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • Цифровая трансформация. Быстрый старт. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, https://stepik.org/cert/1251843.
  • «Методы нейропсихологической диагностики и коррекции» (144 час.) с 24 июня 2023г. по 24 сентября 2023г.ЧОУ ДПО «Институт возрастной нейропсихологии», Удостоверение 772411791919, дата выдачи 02 октября 2023г., г. Москва, рег.номер 3335/У

Профессиональные интересы

  • Статистика, количественный анализ данных, психометрика, теория опросов, программирование аналитических алгоритмов, возрастная и школьная физиология и гигиена

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Почетная грамота Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5).
  • Благодарность за выполненный аналитико-программистский заказ от Будапештского университета технологии и экономики (2021).
  • Благодарность за выполненный аналитико-программистский заказ от Агентства социальной информации (АСИ), С-Петербург (2023).

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Орлов К.В., Сергеева В.Е. Современные дошкольники 3-4 лет. Методические материалы. В 7-ми частях / Часть 3. Москва, 2023.
  • Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Шибалова М.С., Орлов К.В. Цифровые технологии в режиме дня учащихся пятых классов школ с разной степенью информатизации// Новые исследования — 2023.-N 2. – С.14-21.DOI: 46742/2072-8840-2023-74-2-14-21
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В, Шибалова М.С., Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы// Отечественная и зарубежная педагогика. – Т. 1, 2022. – № 5 (87). – С.46-63. DOI:24412/2224-0772-2022-87-46-62
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н.. Макарова Л.В., Параничева Т.М., Орлов К.В., Тюрина Е.В Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования // Ценности и смыслы. – 2022. – № 4 (80). – С. 82-98. DOI: 24412/2071-6427-2022-4-82-98
  • Левушкин С.П., Макарова Л.В., Орлов К., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Двигательная деятельность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования// Спортивно-педагогическое образование. – 2022. — №4. – С.21-42. DOI: 10.52563/2618-7604_2022_4_21
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лезжова Г.Н., Орлов К.В., Новолодская Г.В. Использование интерактивной доски в учебной деятельности пятиклассников. Гигиеническая оценка // Новые исследования. – 2022. – №1. – С.37-55. DOI: 10.46742/2072-8840-2022-69-1-37-55

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1988 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Тюрина
Елена Владимировна,

научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Высшее образование. Московский педагогический государственный университет. Бакалавр образования по направлению Педагогика.
  • Российский университет дружбы народов Институт иностранных языков
    «Теория коммуникации и международные связи с общественностью» (PR) 45.04.02. – «Лингвистика» (Магистратура 2022-2024гг.)

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-1118888, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Профессиональные интересы

  • Возрастная физиология и психофизиология детей; здоровье детей и подростков; детская тревожность; адаптация; здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций; инновационные методики и новейшие информационно-коммуникационные технологии.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Направления здоровьесберегающей деятельности в школе. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 2. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 16.
  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Предупреждение рисков нарушения здоровья школьников. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 1. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 17.
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Шибалова М.С. Влияние занятий с использованием интерактивной доски на функциональное состояние организма обучающихся основной школы // Журнал «Перспективы науки и образования» — 2024. — №2
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С. Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы. //Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» (ОиЗП 2022. № 5 (87) Т.1. – С.46-62
  • Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Лукьянец Г.Н., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования. //Журнал Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С.82–98
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В. и др. Использование интерактивной доски в учебной деятельности пятиклассников. Гигиеническая оценка. //Альманах «Новые исследования» — М.: Институт возрастной физиологии. — 2022.-N 1. –С.37-55.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1999 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Баторова 
Елена Будаевна, 

аналитик

Подробнее

Образование

  • Бурятский государственный университет, преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель бурятского языка в дошкольных учреждениях

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-112730, дата выдачи 15.07.2024, г. Москва
  • Графический дизайн (144 часа) с 16 октября по 27 ноября 2023 г., ООО «Г.К. Консультант», Удостоверение, 772421024702, дата выдачи 27 ноября 2023 г., г. Москва, рег. номер 165

Профессиональные интересы

  • Психолого-педагогическое сопровождение в системе образования
  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Обеспечение психологической безопасности образовательной среды
  • Управление реализацией проектами
  • Проектирование содержания образования

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Социальный педагог в образовательной организации: информационно-методические материалы для социальных педагогов общеобразовательных организаций / Авторы-составители: Е.Н. Скорина,
    Е.Б. Баторова / Под ред. О.В. Заевой. — М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2022. — 67 с.

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2023 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Манаенкова 
Виктория Викторовна,

лаборант-исследователь

Подробнее

Образование

  • ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова», Клиническая психология, клинико-психологическая помощь семье и ребенку.

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • Курс ДПП ПП «Педагог-психолог» (1080 ч.), 2023 г. ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова», номер — 10657

Профессиональные интересы

  • Коррекционно-психологическое сопровождение семьи и ребенка, нейропсихологическая диагностика и коррекция

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Моторина И. В., Манаенкова В. В. Коммуникативная компетентность старших дошкольников с нарушениями речи // Психолого-педагогический поиск. 2023. № 4 (68). С. 181–193. DOI: 10.37724/RSU.2023.68.4.021.
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Баранцев
Сергей Анатольевич,

главный научный сотрудник

Подробнее

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-119687, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарственное письмо Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5)

 

История лаборатории

Лаборатория физиологии мышечной деятельности и физического воспитания была создана в 2008 г. на основе объединения  нескольких лабораторий. Начиная с 1949 г. в Институте разрабатываются проблемы физиологии мышечной деятельности, и все эти годы поддерживаются традиции изучения физиологических закономерностей возрастных преобразований мышечной функции, ее вегетативного и энергетического обеспечения, заложенные такими известными отечественными учеными, работавшими в Институте, как д.мед.н., проф. А.Н. Кабанов, д.мед.н., проф. В.С. Фарфель, д.биол.н., проф. С.А. Косилов и др. В 1998 г. была создана лаборатория физиологии мышечной деятельности (зав. – доктор биологических наук, профессор Валентин Дмитриевич Сонькин), в которой были объединены наиболее перспективные направления, разрабатывавшиеся в течение последних 30 лет в лабораториях физиологических основ физического воспитания (зав. – д.мед.н., проф. Л.Е. Любомирский) и обмена веществ и энергии (зав. – д.биол.н., проф. И.А. Корниенко). Сотрудниками и аспирантами лаборатории за время ее существования защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций, выпущено 20 монографий, учебников и учебных пособий.

В том же 1949 году по решению Совета Министров СССР в институте был сформирован сектор физического воспитания, определявший программно-нормативные основы школьной физической культуры в Советском Союзе, и были заложены начала широкой научной кооперации с НИИ и ВУЗами по всей стране. За это время подготовлено свыше 120 кандидатов и докторов наук, которые определяют развитие исследований и преподавание теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры в научных и учебных центрах России и стран СНГ. Учебные программы по физической культуре, разработанные коллективами  авторов лаборатории физического воспитания института  (Богдановым Г.П., Шлеминым А.М., Г.Б.Мейксоном, Л.Б. Кофманом, А.П.Матвеевым, В.И.Ляхом, С.А.Баранцевым, Н.В. Полянской, Ю.П.Копыловым  и др.) долгие годы определяли теоретические обоснования базовых положений государственного стандарта содержания образования по физической культуре и  получили  широкое признание среди отечественных и зарубежных специалистов.  Долгие годы сектором руководила к.п.н. З.И. Кузнецова, внесшая огромный вклад в развитие теории и методики физического воспитания школьников. В последующие годы лабораторией заведовали к.п.н. Г.Б. Мейксон; д.п.н., проф. В.И. Лях; д.п.н., проф. А.П. Матвеев; д.п.н. проф. В.В. Зайцева, д.п.н., проф. С.А. Баранцев,  с 2008 года по 2023 год  лабораторией руководил доктор биологическихз наук Криволапчук И.А.  По материалам исследований сотрудников лаборатории физического воспитания были опубликованы монографии,  учебные  пособия, методические рекомендации и учебные программы, многочисленные учебники, которые  входят в состав  золотого  фонда  нашего отечественного педагогического наследия.

Достижения лаборатории

За годы существования лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания был разработан широкий спектр научных проблем: 

  • изучение влияния физической активности на здоровье детей и подростков; анализ индивидуальных особенностей возрастного развития двигательных способностей;
  • выявление закономерностей возрастного развития энергетики скелетных мышц и физических возможностей человека;
  • обоснование теоретических, технологических и методических основ модернизации физкультурного образования на основе современных представлений физиологии и психофизиологии развития, педагогических и информационных технологий;
  • выявление возрастных закономерностей биомеханики циклических и ациклических локомоций.

В своей работе сотрудники использовали современные методы исследования и обработки данных, базирующиеся на широком использовании компьютерных технологий. Экспериментальные исследования проводились на базе детских садов, общеобразовательных школ и ВУЗов. В лаборатории разработаны методология комплексной оценки функционального состояния детей и подростков в процессе различных видов деятельности в образовательных учреждениях. Результаты научных исследований не только пополняли научную копилку актуальных проблем физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, но и служили основой подготовки федеральных нормативно-методических документов по оптимизации условий обучения, воспитания и оздоровления детей и подростков. 

Важнейшими достижениями лаборатории являются:

  • Разработка теории сенситивных периодов развития двигательных способностей в онтогенезе.
  • Теоретические представления о влиянии различных режимов физического воспитания на функциональное состояние, мышечную работоспособность и двигательную подготовленность детей в процессе возрастного развития. 
  • Выяснение основных закономерностей энергетического обеспечения мышечной деятельности детей и подростков.
  • Современная концепция структуры и содержания общего среднего образования в области физической культуры. 
  • Современная методология оценки мышечной работоспособности и двигательной подготовленности школьников.
  • Выяснение влияния типа конституции на возрастную динамику работоспособности и организацию энергетического обеспечения мышечной деятельности. 
  • Государственные стандарты по физической культуре учащихся общеобразовательных учреждений. 
  • Государственный комплект учебников по физической культуре для учащихся начальной, основной и средней школы. 
  • Участие в разработке современной «Концепции модернизации и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура». 
  • • Экспертная оценка Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

В числе практических разработок – программы и методики физического воспитания детей, направленные на сохранение и укрепление здоровья, обучение двигательным умениям и навыкам, развитие двигательных способностей, приобретение знаний в области физической культуры, повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями. Здесь были созданы программы и учебники физической культуры, по которым сегодня работает большинство учителей в школах страны.

Лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании проводит комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования с целью научного обеспечения охраны здоровья детей и подростков, занимаясь изучением самых актуальных проблем:

  1. Адаптация детей к образовательным нагрузкам на разных этапах возрастного развития;
  2. Исследования физиолого-гигиенических основ рациональной организации образовательного процесса;
  3. Комплексная оценка функционального состояния организма детей в процессе образовательной деятельности;
  4. Исследование физического развития и здоровья детей в процессе образовательной деятельности;
  5. Исследование особенностей школьного и внешкольного режима дня и образа жизни современных школьников.

В 2019-2022 гг. исследования лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания были поддержаны 4 грантами РФФИ:

  • «Эффективность когнитивной деятельности учащихся начальной школы в условиях разных режимов физического воспитания» (руководитель: зав. лабораторией, д-р биол. наук, доцент Криволапчук И.А.);
  • «Оптимизация функционального состояния детей 5-6 лет при информационных нагрузках средствами физической подготовки: анализ зависимости «доза-эффект» (руководитель: старший научный сотрудник, канд. пед. наук, доцент Чернова М.Б.);
  • «Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности и физическое воспитание мальчиков препубертатного возраста» (руководитель: старший научный сотрудник, канд. биол. наук, Васильева Р.М.)
  • «Влияние средств физического воспитания аэробной и анаэробной направленности на функциональное состояние учащихся при напряженных когнитивных нагрузках» (руководитель: ведущий научный сотрудник, д-р пед. наук, профессор Баранцев С.А.).

За годы существования лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания был разработан широкий спектр научных проблем:

  1. Изучение влияния физической активности на здоровье детей и подростков;
  2. Анализ индивидуальных особенностей возрастного развития двигательных способностей;
  3. Выявление закономерностей возрастного развития энергетики скелетных мышц и физических возможностей человека;
  4. Обоснование теоретических, технологических и методических основ модернизации физкультурного образования на основе современных представлений физиологии и психофизиологии развития, педагогических и информационных технологий;
  5. Выявление возрастных закономерностей биомеханики циклических и ациклических локомоций.

Научные публикации

2023 год

2022 год

 

2021 год

2020 год

2019 год

Учебно-методические пособия и методические рекомендации:

Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Видео

О деятельности Лаборатории физиологии развития и физической культуры обучающихся

  • Криволапчук Игорь Альлерович, заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры обучающихся
    ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, доцент

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.