...

Институт развития ребенка

Лаборатория физиологии развития
и физической культуры обучающихся

оптимальный возраст для профессиональных
тренировок в спорте (данные AOSSM, NCAA)
0+
методик используется
для получения научных данных в исследовании
0 +
проведено исследований с 2020 г.
0 +
субъектов России приняли участие в исследованиях с 2020 г.
0 +

Направления деятельности лаборатории

  • Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития.
  • Физиолого-гигиенические особенности адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам в современных условиях обучения.
  • Школьная медицина: разработка модели первичной профилактики факторов риска современной образовательной среды.
  • Определение нарушений функций опорно-двигательного аппарата и разработка методик профилактики, оценки и коррекции нарушений у обучающихся в условиях современной образовательной среды.
  • Физическая активность и двигательная подготовленность школьников в условиях применения современных компьютерных технологий.
  • Влияние физических нагрузок различной направленности на функциональное состояние организма и эффективность напряженной когнитивной деятельности подростков.
  • Изучение теоретических основ адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам.
  • Популяционные мониторинговые исследования физического развития, двигательной подготовленности и заболеваемости учащихся общеобразовательных организаций.
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Ермакова Ирина Владимировна

Исполняющий обязанности заведующего лабораторией,
кандидат биологических наук

 

Контакты:

ПодробнееПовышение квалификации, образовательные курсы
  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-116186, дата выдачи 08.07.2024, г. Москва
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
  • Медаль имени В.В. Давыдова Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5)

Cотрудники лаборатории:

Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Быков
Евгений Витальевич,

главный научный сотрудник,
доктор медицинских  наук, профессор

Подробнее

Образование

  • Омский ордена Трудового Красного Знамени мединститут им. М.И. Калинина. Специальность: Лечебное дело, 1981г.
  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Сонькин
Валентин Дмитриевич,

главный научный сотрудник, доктор биологических наук, профессор

Подробнее

Образование

  • Высшее (МГУ им. М.В.Ломоносова), биолог

Профессиональные интересы

  • Физиология развития человека
  • Спортивная физиология
  • Экологическая физиология
  • Антропофизиология физического воспитания
  • Научные основы здоровьесберегающей деятельности в образовании

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль «За выдающиеся заслуги» Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Почетный работник общего образования Российской Федерации (2003)
  • Медаль им. П.Ф.Лесгафта (Минспорт РФ, 2017)
  • Медаль им. В.В.Давыдова РАО (2017)
  • Эксперт РАН (ИН эксперта РАН 2016-01-3014-2633)
  • Ветеран труда (2007г., Серия В № 116874)
  • Заместитель Главного редактора журнала РАН «Физиология человека»
  • Член диссертационного совета Д 24.1.023.01 в ФГБУН ГНЦ РФ ИМБП РАН
    г.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Козлов, А. В. Неинвазивные методы определения физиологических параметров тренировочной нагрузки для спортсменов циклических видов / А. В. Козлов, Н. И. Аньшаков, В. Д. Сонькин // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова, Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 года. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2023. – С. 540. – EDN QCVJXC.
  • Методика диагностики физического развития школьников: Методические материалы. В 5-ти частях / Е. М. Лапицкая, С. П. Левушкин, В. И. Лях, В. Д. Сонькин. – Москва: Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», 2023. – 30 с. – (Физическая культура и развитие; Часть 2). – ISBN 978-5-6047570-5-5. – EDN TKISUK.
  • Методика определения уровня физического развития обучающихся: Методические материалы. В 5-ти частях / Е. М. Лапицкая, С. П. Левушкин, В. И. Лях, В. Д. Сонькин. – Москва: Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», 2023. – 68 с. – (Физическая культура и развитие; Часть 3). – ISBN 978-5-6047570-5-5. – EDN AEDSNM.
  • Парфентьева, О. И. Нелинейная зависимость показателей моторного развития от ИМТ у мальчиков-школьников 7-12 лет / О. И. Парфентьева, В. Д. Сонькин // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2023. – № 1. – С. 49-61. – DOI 10.55959/MSU2074-8132-23-15-1-5. – EDN DAQXGM.
  • Скелетные мышцы и физическая работоспособность человека / А. А. Мельников, В. Д. Сонькин, Е. В. Фомина, А. В. Козлов. – Москва: РУС «ГЦОЛИФК», 2023. – 260 с. – ISBN 978-5-00166-963-0. – EDN WMLNIB.
  • Физическая работоспособность детей младшего школьного возраста / С. П. Левушкин, А. И. Лаптев, О. Ф. Жуков, В. Д. Сонькин // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 4. – С. 64-66. – EDN XOUBQU.
  • Энерговегетативные реакции организма детей 4-7 лет на стандартную физическую нагрузку / В. Д. Сонькин, Р. М. Васильева, Н. И. Орлова, О. В. Кузнецова // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова, Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 года. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2023. – С. 291. – EDN XIJKKI.
  • Nikolaidis P. T., Son’kin V. D. Sports physiology in adolescent track-and-field athletes: a narrative review / Nikolaidis P. T., Son’kin V. D. // Open Access Journal of Sports Medicine. – 2023 v.14 P. 59–68 DOI https://doi.org/10.2147/OAJSM.S417612
  • Nikolaidis, P.T. Children’s sports physiology— the early studies. / Nikolaidis, P.T., Marinho, D.A.; Clemente-Suárez, V.J.; Son’kin, V.D. // Physiologia 2023. – v.3. — P. 113–118. https://doi.org/10.3390/ physiologia3010009
  • Васильева, Р. М. Особенности физического развития детей 3-4 лет Г. Реутов Московской области / Р. М. Васильева, В. Д. Сонькин // Новые исследования. – 2022. – № 3-4(71-72). – С. 5-13. – DOI 10.46742/2072-8840-2022-71-72-3-4-5-13. – EDN FPGNKU.
  • Взаимосвязь интенсивности накопления пульсового долга со скоростью образования кислородного запроса и накопления лактата в крови при выполнении предельных циклических упражнений различной продолжительности / А. В. Козлов, А. Н. Блеер, С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин // Спортивная медицина: наука и практика. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 43-50. – DOI 10.47529/2223-2524.2022.3.2. – EDN WLJRZN.
  • Двигательная активность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования / С. П. Левушкин, Л. В. Макарова, К. В. Орлов [и др.] // Спортивно-педагогическое образование. – 2022. – № 4. – С. 21-42. – DOI 10.52563/2618-7604_2022_4_21. – EDN NTZLJM.
  • Козлов, А. В. Взаимосвязь интенсивности накопления пульсового долга со скоростью накопления лактата в крови при выполнении предельных циклических упражнений различной продолжительности / А. В. Козлов, М. Г. Розенталь, В. Д. Сонькин // 02–04 июня 2022 года, 2022. – С. 135. – EDN WPTQSF.
  • Метод индексов в анализе физической подготовленности / В. Д. Сонькин, С. П. Левушкин, О. И. Парфентьева, Е. В. Соловьева // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 4. – С. 82-83. – EDN WBDISA.
  • Организация и проведение мониторинга физического здоровья обучающихся общеобразовательных организаций: Методические рекомендации / С. П. Левушкин, О. Ф. Жуков, В. Д. Сонькин, Н. А. Скоблина. – Москва: ИВФ РАО, 2022. – 97 с. – EDN JSVRBZ.
  • Оценка физического развития детей и подростков Российской Федерации: региональные шкалы регрессии массы тела по длине тела / О. Ю. Милушкина, Н. А. Скоблина, В. И. Попов [и др.]. – Самара: ООО «Полиграфическое объединение «Стандарт», 2022. – 286 с. – EDN AOBHOK.
  • Персентильные стандарты физического развития и двигательной подготовленности детей школьного возраста / С. П. Левушкин, О. И. Парфентьева, Е. В. Соловьева, В. Д. Сонькин // Новые исследования. – 2022. – № 1(69). – С. 5-20. – DOI 10.46742/2072-8840-2022-69-1-5-20. – EDN SGZWSV.
  • Популяционный мониторинг физического здоровья школьников / С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин, О. Ф. Жуков [и др.] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2022. – № 1. – С. 34-35. – EDN FWVKUX.
  • Распространенность различных форм неполноценного питания среди школьников. Результаты популяционного мониторинга физического здоровья обучающихся из регионов РФ / О. И. Парфентьева, Е. В. Соловьева, С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин // Основы здорового питания и пути профилактики алиментарно-зависимых заболеваний : Материалы V Школы молодых ученых с международным участием, Москва, 09–11 ноября 2022 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, 2022. – С. 77-78. – EDN ZHODFT.
  • Реакции пульса на дозированную физическую нагрузку у детей дошкольного возраста / Р. М. Васильева, О. И. Парфентьева, Н. И. Орлова [и др.] // Физиология человека. – 2022. – Т. 48, № 6. – С. 89-99. – DOI 10.31857/S0131164622600513. – EDN TZCANU.
  • Спортивная медицина: Национальное руководство / Т. В. Абрамова, М. Г. Авдеева, Д. А. Андреев [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2022. – 880 с. – (Национальные руководства). – ISBN 978-5-9704-6657-5. – DOI 10.33029/9704-6657-5-SPM-2022-1-880. – EDN KONJAQ.
  • Удельная интенсивность физиологических затрат при циклической работе различной мощности / А. В. Козлов, А. В. Ваваев, А. В. Якушкин [и др.] // Физиология человека. – 2022. – Т. 48, № 1. – С. 18-25. – DOI 10.31857/S0131164622010076. – EDN PBJFHH.
  • Факторы, влияющие на моторное развитие современных детей 5 — 10 лет / О. И. Парфентьева, Э. А. Бондарева, Л. В. Макарова [и др.] // Российский журнал физической антропологии. – 2022. – № 1. – С. 7-34. – DOI 10.33876/2782-5000/2022-1-1/7-34. – EDN NGVDEH.
  • Specific Intensity of Physiological Costs during Cyclic Operation of Different Power / A. V. Kozlov, A. V. Vavaev, A. V. Yakushkin [et al.] // Human Physiology. – 2022. – Vol. 48, No. 1. – P. 13-19. – DOI 10.1134/S0362119722010078. – EDN BPCKXE.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» 1970-1988,  1998 — н.в.

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Витебская
Алиса Витальевна,

ведущий научный сотрудник,
кандидат медицинских наук

Подробнее

Образование

  • Российский государственный медицинский университет, Россия, врач по специальности «Педиатрия», 1992-1998
  • Эндокринологический научный центр РАМН, клиническая ординатура, эндокринология-педиатрия, 1998-2000
  • Россия, Эндокринологический научный центр РАМН, аспирантура, эндокринология

Профессиональная переподготовка

  • Россия, ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, ПП, 504 час, диплом ПП-1 №291915 рег.№260, детская эндокринология, 10.01.2013-19.04.2013

Повышение квалификации

  • ФГБУ НМИЦ Эндокринологии им.И.И.Дедова Минздрава России, ПК, 144 час, удостоверение 772419301866, рег.№25-6015, «Детская эндокринология: экспертный курс с модулем по преподаванию дисциплины», 30.04.2025-30.05.2025

Профессиональные интересы

  • детская эндокринология – нарушения роста, питания, полового созревания; патология углеводного, жирового, водно-электролитного, кальций-фосфорного обмена и т.п.
  • особенности течения эндокринных заболеваний в условиях коморбидности

Награды и поощрения, дополнительная информация

  • Благодарность ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова Минздрава России за личный вклад в развитие университета, 04.02.2016

Список публикаций за последние 3 года (2023-2025)

  1. Рамазанова К.М., Калинченко Н.Ю., Витебская А.В. Нежелательные явления при длительном применении асфотазы альфа у пациентов с гипофосфатазией. Вопросы практической педиатрии. 2025. Т. 20. № 2. С. 91-98. DOI: 10.20953/1817-7646-2025-2-91-98
  2. Витебская А. В., Подзолкова В. А. Влияние пульс-терапии глюкокортикостероидами на показатели гликемии у детей с хроническими аутоиммунными и аутовоспалительными заболеваниями. Х (XXXI) Национальный диабетологический конгресс с международным участием «Сахарный диабет – неинфекционная пандемия XXI века. Макро- и микрососудистые осложнения. Вопросы междисциплинарного взаимодействия», Москва, 27-30 мая 2025 г. Сборник тезисов, с.131.
  3. Гудис А.Д., Витебская А.В. Патология щитовидной железы у детей с синдромом Дауна: информированность родителей и эффективность реабилитации. VIII Национальный междисциплинарный конгресс с международным участием «Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии: традиции и инновации», 15-16 мая 2025 г., Москва, с.34.
  4. Витебская А.В., Попович А.В., Тихая М.И. Дифференциальная диагностика стероидного диабета и сахарного диабета 2 типа у детей, получающих глюкокортикостероиды. Доктор.Ру. 2025;24(3):68–75. DOI: 10.31550/1727-2378-2025-24-3-68-75
  5. Кунгурцева А.Л., Витебская А.В. Глава 4. Синдромы преждевременного старения, стр. 81-118. В книге: Старение и долголетие человека: в двух томах. — Т. I / под ред. О. Н. Ткачевой. — Санкт-Петербург: Эко-Вектор, 2025. — 560 с. — (Библиотека «Старение и долголетие человека»). https://doi.org/10.17816/aging_longevity-1_2025
  6. Алексеева Е.И., Дворяковская Т.М., Сурков А.Г., Чистякова Е.Г., Шилькрот И.Ю., Витебская А.В., Портнов А.В., Ариенчук С.М., Казиев К.Э., Теняева А.С. Соматический статус ребенка в возрасте от 0 до 18 лет: морфофункциональный константы эндокринной системы. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2024620266, 17.01.2024. Заявка № 2023624739 от 07.12.2023.
  7. Сальникова П.В., Балуцкая А.В. Качество оценки количества хлебных единиц у детей с сахарным диабетом 1 типа в реальной клинической практике. В книге: Белые цветы. Сборник тезисов XI Международного молодёжного научного медицинского форума, посвящённого 150-летию Н. А. Семашко. Казань, 2024. С. 1326-1327
  8. Тихонович Ю.В., Секинаева М.В., Иванникова Т.Е., Кузина М.Ю., Калинченко Н.Ю., Витебская А.В. Адренокортикальная аденома в структуре препубертатной гинекомастии у пациента 4 лет. Описание клинического случая. В книге: Инновационные технологии в эндокринологии (ИТЭ 2024). Сборник тезисов V (XXX) Национального конгресса эндокринологов с международным участием. Москва, 2024. С. 221-222.
  9. Рамазанова К.М., Витебская А.В. Возможность использования референсных диапазонов щелочной фосфатазы различных лабораторий для диагностики гипофосфатазии. В книге: Инновационные технологии в эндокринологии (ИТЭ 2024). Сборник тезисов V (XXX) Национального конгресса эндокринологов с международным участием. Москва, 2024. С. 87.            0
  10. Тихонович Ю.В., Рамазанова К.М., Витебская А.В. Трехлетний опыт применения рекомбинантного гормона роста у пациента с СТГ-дефицитом на фоне фетального алкогольного синдрома (ФАС). В книге: Инновационные технологии в эндокринологии (ИТЭ 2024). Сборник тезисов V (XXX) Национального конгресса эндокринологов с международным участием. Москва, 2024. С. 88.
  11. Секинаева М.В., Витебская А.В., Тихонович Ю.В. Спондилоэпифизарные дисплазии в структуре идиопатической низкорослости у детей. Остеопороз и остеопатии. 2024;27(3):28-36. https://doi.org/10.14341/osteo13172
  12. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Куцев С.И., Aлексеева И.А., Белая Ж.Е., Бойков С.А., Быкова О.В., Вашакмадзе Н.Д., Вислобокова Е.В., Витебская А.В., Воинова В.Ю., Журкова Н.В., Захарова Е.Ю., Калинченко Н.Ю., Кисельникова Л.П., Костик М.М., Кургузова А.И., Нагорнова Т.С., Очирова П.В., Селимзянова Л.Р. и др. ГИПОФОСФАТАЗИЯ. руководство для врачей / Выпуск 29. Москва, 2024.
  13. Калмыкова А.И., Абдыев В.К., Кунгурцева А.Л., Витебская А.В. Современные кллеточные модели старения человека. В книге: Международный Конгресс «VIII Съезд Вавиловского общества генетиков и селекционеров, посвященный 300-летию российской науки и высшей школы». Сборник тезисов. Санкт-Петербург, 2024. С. 275.
  14. Витебская АВ, Телегина КП. Влияние растворов антисептиков на точность определения концентрации глюкозы с помощью глюкометра. Медицинский Совет. 2024;(19):126-130. https://doi.org/10.21518/ms2024-431
  15. Anastasia A. Kobelyatskaya, Zulfiya G. Guvatova, Olga N. Tkacheva, Fedor I. Isaev, Anastasiia L. Kungurtseva, Alisa V. Vitebskaya, Anna V. Kudryavtseva, Ekaterina V. Plokhova, Lubov V. Machekhina, Irina D. Strazhesko, Alexey A. Moskalev. EchoAGE: Echocardiography-based Neural Network Model Forecasting Heart Biological Age. Aging and disease. 2024 https://doi.org/10.14336/AD.2024.0615
  16. Гудис А.Д., Витебская А.В. Особенности поражения щитовидной железы у пациентов с синдромом Дауна. Доктор.Ру. 2024;23(6):77–80. DOI: 10.31550/1727-2378-2024-23-6-77-80
  17. Рамазанова К.М., Витебская А.В. Щелочная фосфатаза в диагностике заболеваний у детей. Вопросы практической педиатрии. 2024; 19(2): 157–162. DOI: 10.20953/1817-7646-2024-2-157-162
  18. Кунгурцева А.Л., Витебская А.В. Прогероидный синдром Коккейна. Вопросы современной педиатрии. 2024;23(3):124-130. https://doi.org/10.15690/vsp.v23i3.2767
  19. Вербицкий М.В., Витебская А.В. Особенности дифференциальной диагностики и лечения судорожного синдрома у подростка с псевдогипопаратиреозом. Доктор.Ру. 2024;23(3):73–79. DOI: 10.31550/1727-2378-2024-23-3-73-79
  20. Кунгурцева А.Л., Попович А.В., Тихонович Ю.В., Витебская А.В. Синдром Видемана-Раутенштрауха. Первое описание клинического случая в Российской Федерации // Проблемы эндокринологии. 2024;70(2):86-93. doi: https://doi.org/10.14341/probl13369
  21. Кунгурцева А.Л., Попович А.В., Тихонович Ю.В., Иванникова Т.Е., Витебская А.В. Первое в Российской Федерации описание трех неродственных пациентов с прогероидным синдромом Коккейна. Сборник тезисов IV Конференция по орфанным и детским эндокринным заболеваниям «Эндокринная орфанетика: достижения и перспективы» 26-27 марта 2024 года, онлайн формат; с. 61 https://doi.org/10.14341/EOAP2024-055
  22. Мыздрикова А.А., Витебская А.В. Клинический случай псевдогипопаратиреоза у пациентки со сколиозом. Сборник тезисов IV Конференция по орфанным и детским эндокринным заболеваниям «Эндокринная орфанетика: достижения и перспективы» 26-27 марта 2024 года, онлайн форматс. с. 71 https://doi.org/10.14341/EOAP2024-065
  23. Рамазанова К.М., Витебская А.В. Корреляция генотип/фенотип у 10 пациентов с мутацией в гене ALPL. Сборник тезисов IV Конференция по орфанным и детским эндокринным заболеваниям «Эндокринная орфанетика: достижения и перспективы» 26-27 марта 2024 года, онлайн форматс. с. 84 https://doi.org/10.14341/EOAP2024-078
  24. Kovalskaia VA, Kungurtseva AL, Bostanova FM, Vasiliev PA, Tabakov VY, Orlova MD, Povolotskaya IS, Novoselova OG, Bikanov RA, Akhyamova MA, Tikhonovich YV, Popovich AV, Vitebskaya AV, Dadali EL, Ryzhkova OP. The Genetic Basis of the First Patient with Wiedemann–Rautenstrauch Syndrome in the Russian Federation. Genes. 2024; 15(2):180. https://doi.org/10.3390/genes15020180
  25. Кунгурцева А.Л., Витебская А.В. Дифференциальная диагностика прогероидного неонатального синдрома. Доктор.Ру. 2023;22(7):37–42. DOI: 10.31550/1727-2378-2023-22-7-37-42
  26. Витебская А.В., Телегина К.П. Влияние растворов антисептиков на точность определения концентрации глюкозы с помощью глюкометра. XXII Городская научно-практическая конференция «Эндокринные аспекты в педиатрии» 21-22 ноября 2023 г., Москва
  27. Витебская А.В., Фролкова Н.В., Колосова Н.Г., Фролкова Е.В. Влияние ингаляционных глюкокортикостероидов на гликемический профиль при сахарном диабете 1-го типа. Вопросы практической педиатрии. 2023; 18(3): 122–126. DOI: 10.20953/1817-7646-2023-3-122-126
  28. Баранов А.А., Батышева Т.Т., Быкова О.В., Вашакмадзе Н.Д., Вислобокова Е.В., Витебская А.В., Вишнева Е.А., Воинова В.Ю., Журкова Н.В., Захарова Е.Ю., Кисельникова Л.П., Костик М.М., Куцев С.И., Маргиева Т.В., Намазова-Баранова Л.С., Михайлова С.В., Моисеев С.В., Нагорнова Т.С., Селимзянова Л.Р., Семячкина А.Н., Смирнова О.Я., Федосеенко М.В., Пищальникова С.В. Современные подходы к ведению детей с гипофосфатазией. Педиатрическая фармакология. 2023;20(4):318-336. https://doi.org/10.15690/pf.v20i4.2601
  29. Витебская А.В., Попович А.В., Афонина Е.Ю., Батырева О.В. Контроль гликемии у детей, получающих терапию глюкокортикоидами. Медицинский совет. 2023;17(12):180–186. https://doi.org/10.21518/ms2023-204
  30. Михалкова Д.Ю., Витебская А.В. Ревматологические маски гипотиреоза. Доктор.Ру. 2023;22(4):77–83. doi: 10.31550/1727-2378-2023-22-4-77-83
  31. Витебская А.В., Попович А.В. Опыт применения лираглутида у подростков с простым ожирением и сопутствующими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Ожирение и метаболизм. 2023;20(2):124-130. https://doi.org/10.14341/omet12922
  32. Вербицкий М.В., Витебская А.В. Судорожный синдром у подростка, обусловленный псевдогипопаратиреозом и симптоматической эпилепсией. Сборник тезисов III Конференции по орфанным и детским эндокринным заболеваниям «Молекулярно-генетические исследования в практике детского эндокринолога», 28-29 марта 2023, Москва, с.24-25. doi: 10.14341/MGSPPE-2023-18
  33. Кунгурцева А.Л., Тихонович Ю.В., Попович А.В., Витебская А.В. Первое описание неонатального прогероидного синдрома (с. Видемана-Раутенштрауха) в Российской Федерации. Сборник тезисов III Конференции по орфанным и детским эндокринным заболеваниям «Молекулярно-генетические исследования в практике детского эндокринолога», 28-29 марта 2023, Москва, с.55. doi: 10.14341/MGSPPE-2023-53
  34. Попович А.В., Витебская А.В. Семейная дисальбуминемическая гипертироксинемия: трудности диагностики и оценки тиреоидного профиля у пациентки с сахарным диабетом 1 типа. Сборник тезисов III Конференции по орфанным и детским эндокринным заболеваниям «Молекулярно-генетические исследования в практике детского эндокринолога», 28-29 марта 2023, Москва, с. 70. doi: 10.14341/MGSPPE-2023-72
  1. Римская А.М., Красновидова А.Е., Витебская А.В. Практические аспекты применения Flash-мониторинга глюкозы по результатам анкетирования детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа. Сахарный диабет. 2023;26(1): 39-48. doi: 10.14341/DM12889

Ссылка на аккаунт в elibrary.ru

https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=595681

Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Гончарова 
Галина Альбертовна,

ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук

Подробнее

Образование

  • Высшее медицинское (Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова) Врач-гигиенист, эпидемиолог

Профессиональная переподготовка

  • Диплом о профессиональной переподготовке №772416541685, Рег. Номер 1317/22-д от 12.12.2022 (с 21.09.2022-09.12.2022) Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт профессиональных квалификаций» (АНО ДПО «ИПК»), г. Москва, квалификация: специалист по социальной работе «Гигиена детей и подростков» (144 ч) с 04.11.2022 по 21.11.2022, Учебный центр «Метод», Удостоверение №162418619997, рег. Номер 162418619997/22 от 21 ноября 2022 г.

Профессиональные интересы

  • Здоровьесбережение обучающихся, школьная медицина и профилактика школьно-обусловленных заболеваний, психофизиология, психогигиена

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарность за активное участие в подготовке и проведении Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков»
  • Благодарность за многолетний, безупречный труд и в связи с юбилеем

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Жуков О.Ф., Гончарова Г.А. Модель комплексного и системного подхода к здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях //Научное обозрение. Педагогические науки.2023. №6. С.68-72
  • Дубрована Е.А., Гончарова Г.А. Актуальные проблемы здоровьесбережения студентов-медиков, в том числе с особыми образовательными потребностями //Российский вестник гигиены. 2023.№2. С.22-28
  • Nurlygayanov I.N., Goncharova G.A., Lazurenko S.B. Designing a health-preserving environment for children with disabilities //В книге: Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars. Switzerland, 2022. С.393-402
  • Гончарова Г.А., Лазуренко С.Б., Дробышева М.М. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т.30. №4. С.673-678.
  • Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А., Нурлыгаянов Г.А., Гончарова Г.А. Электронный комплекс для оценки психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды образовательных организаций, реализующих АООП для обучающихся с ОВЗ //Свидетельство о регистрации базы данных 2021622401, 03.11.2021 Заявка №2021622276 от22.10.21
  • Березина Н.О., Гончарова Г.А., Звездина И.В., Квасов Г.И., Кузенкова Л.М., Кучма В.Р. и др. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование): монография. Москва, 2021.350с.

Ссылка на аккаунт в elibrary

  • Ссылка на личный аккаунт в e-library: https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=300455
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся
Мищенко
Ирина Александровна,

ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук, доцент
ПодробнееОбразование
  • Преподаватель физической культуры. Тренер.
Повышение квалификации
  • 2021 год – Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях (ПК), 72 часа, г. Липецк, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», с 01.06.2021 г. по 22.06.2021 г., удостоверение №340000258789, регистрационный номер 1179, дата выдачи 23.06.2021 г.
  • 2022 год – Проектирование и особенности реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом единых подходов к структуре и содержанию программ педагогического бакалавриата (ПК), 18 часов, г. Москва, ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», с 06.06.2022 г. по 10.06.2022 г., удостоверение №230000023624, регистрационный номер у-169612/б, дата выдачи 2022 г.
  • 2022 год – Актуальные проблемы образовательной деятельности преподавателя вуза (ПК), 72 часа, г. Казань, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», с 16.09.2022 г. по 29.09.2022 г., удостоверение ПК №316259, регистрационный номер 46611, дата выдачи 30.09.2022 г.
  • 2023 год – Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы в современных условиях (ПК), 108 часов, г. Липецк, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», с 26.09.2023 г. по 13.10.2023 г., удостоверение №482418925640, регистрационный номер 3127, дата выдачи 31.10.2023 г.
  • 2023 год – Основы русской жестовой речи (базовой уровень) (ПП), 256 часов, г. Липецк, ГОАПОУ «Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства», с 09.10.2023 г. по 22.12.2023 г., диплом о профессиональной переподготовке №480400000764, регистрационный номер 095, дата выдачи 25.12.2023 г.
Профессиональные интересы
  • Физиологические механизмы адаптации к различным видам деятельности, инклюзивное образование, физическая реабилитация, адаптивное физическое воспитание
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
  • Почетная грамота управления образования и науки Липецкой области за эффективную деятельность по подготовке высококвалифицированных специалистов и многолетний добросовестный труд, 2019 г.
  • Почетная грамота министерства просвещения Российской Федерации за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования, 2021 г.
  • Диплом лауреата областной премии имени К.А. Москаленко за высокие результаты в обучении, профессиональной подготовке и воспитании учащейся молодежи, применение в своих методиках новаторских педагогических средств, создание авторских методик и программ, пропаганду педагогического мастерства, 2023 г.
Публикации за 2022-2024 гг.
  • Мищенко И.А. Развитие силовых способностей инвалидов-колясочников в процессе занятий адаптивной академической греблей / И.А. Мищенко, А.И. Затонская // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2022. – № 9. – С. 82-90.
  • Мищенко И.А. Коррекция функционального состояния студенток с вегето-сосудистой дистонией средствами оздоровительной гимнастики / И.А. Мищенко, В.Ю. Томилин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2022. – № 11. – С. 18-25.
  • Мищенко И.А. Влияние нетрадиционных средств физической культуры на психофизиологические показатели адаптации младших школьников к условиям инклюзивного образования / И.А. Мищенко //Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23. – № 1. – С. 51-58.
  • Мищенко И.А. Специальные физические упражнения в коррекции мышечного дисбаланса у девочек 7-8 лет с асимметричной осанкой и сколиозом / И.А. Мищенко, С.В. Черных // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. –2023. –№ 1 (215). –С. 334-338.
  • Левушкин С.П. Особенности влияния физических нагрузок различной направленности на показатели регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы студенток разных соматотипов / С.П. Левушкин, И.А. Мищенко, М.С. Фесенко, С. Ли // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 1. –С. 35-38.
  • Мищенко И.А. Динамика психофизического состояния первокурсников в условиях инклюзивного образования / И.А. Мищенко, Е.В. Червякова // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23. – № 3. – С. 31-38.
  • Левушкин С.П. Особенности функционального состояния регуляторных систем школьников разных медицинских групп, занимающихся физической культурой / С.П. Левушкин, И.А. Мищенко, О.Ф. Жуков, М.С. Фесенко // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 5. – С. 19-21.
  • Голованов С.А. Влияние трекрезана на физическую работоспособность юношей // С.А. Голованов, И.А. Мищенко, И.В. Жигачёва, И.А. Кузнецов // Медицина и высокие технологии. – 2023. – № 3. – С. 21-28.
  • Мищенко И.А. Применение специальных дыхательных упражнений для улучшения функционального состояния школьников в постковидный период / И.А. Мищенко, А.Р. Фленова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. –2024. –№ 1 (227). – С. 148-152.
  • Мищенко И.А. Развитие двигательных способностей слабослышащих школьников и подготовка их к сдаче норм ГТО посредством занятий киокушинкай каратэ / И.А. Мищенко, Л.О. Шодиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. –2024. –№ 1 (227). – С. 152-159.
Ссылка на аккаунт в elibrary
  • Ссылка на личный аккаунт в e-library: https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=386482
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Параничева 
Татьяна Михайловна,

ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Высшее, 1 Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова. Врач – гигиенист. Гигиена, санитария, эпидемиология

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-119161, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Профессиональные интересы

  • Возрастная физиология;
  • Психофизиология детей;
  • Школьная гигиена;
  • Познавательное развитие детей дошкольного и школьного возраста, влияние на функциональное состояние физического и психического организма ребенка различных видов деятельности, физическое развитие детей, адаптация к образовательной нагрузке, здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций;
  • Комплексная оценка состояния здоровья учащихся.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль «За выдающиеся заслуги» Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5)
  • Медаль «850-летия Москвы»
  • Ветеран труда
  • Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
  • Благодарность Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Шибалова М.С. Влияние занятий с использованием интерактивной доски на функциональное состояние организма обучающихся основной школы // Журнал «Перспективы науки и образования» — 2024. — №2
  • Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М. Компьютерные технологии во внеучебном времени школьника. Методические материалы. В 5-ти частях Часть 1. — Сер. Компьютерные технологии в образовании. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 33.
  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Направления здоровьесберегающей деятельности в школе. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 2. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 16. Научно-методическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся в условиях образовательной организации (обзор литературы). Сонькин В. Д., Макарова Л. В., Параничева Т.М. Альманах «Новые исследования» — М.: Институт развития, здоровья и адаптации ребенка. — 2023. — №4 (76). –С.7-21.
  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Предупреждение рисков нарушения здоровья школьников. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 1. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 17.
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С. Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы. //Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» (ОиЗП 2022. № 5 (87) Т.1. – С.46-62
  • Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Лукьянец Г.Н., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования. Журнал Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С.82–98
  • Левушкин С.П., Макарова Л.В., Орлов К., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Двигательная деятельность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования. //Журнал Спортивно-педагогическое образование. – 2022 №4.-С.21-42
  • Парфентьева О.И., Бондарева Э.А., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Факторы, влияющие на моторное развитие современных детей 5 – 10 лет. //Российский журнал физической антропологии №1. – 2022 – С. 7-34
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лезжова Г.Н., Орлов К.В., Новолодская Г.В. Использование интерактивной доски в учебной деятельности пятиклассников. Гигиеническая оценка. //Альманах «Новые исследования» — М.: Институт возрастной физиологии. — 2022.-N 1. –С.37-55.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1980 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Догадкина
Светлана Борисовна,

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Биологический факультет Московского государственного университета им. М.Ю. Ломоносова. Специальность: биолог — физиолог животных и человека

Профессиональные интересы

  • Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы, вегетативное обеспечение адаптации к учебной и физическим нагрузкам у школьников, особенности вегетативной нервной регуляции сердечного ритма, вегетативное обеспечение эмоционально-мотивационных и когнитивных компонентов деятельности у школьников разного возраста

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Почетная грамота Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5).
  • Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». Ведомственная награда Министерства просвещения Российской Федерации нагрудный знак «За верность профессии». (Приказ Минпросвещения России от 25.01.2024 № 24/н).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» Указ президента Российской Федерации от 26 февраля 1997. Б № 0195399.
  • Медаль К.Д. Ушинского Министерство образования Российской Федерации. Приказ Министра от 15.11.2000 №06-36.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Нейровегетативная и гуморальная регуляция когнитивной деятельности у подростков при использовании электронных устройств// Acta biomedica scientifica (Scopus) –в печати
  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативное обеспечение рабочей памяти (рп) при запоминании эмоционально окрашенной информации у подростков 13-14 лет// Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. С. 279.
  • Догадкина С.Б. Адаптационные возможности автономной нервной регуляции у школьников 8 лет при использовании цифровых устройств// Новые исследования. 2023. № 1 (73). С. 16-25.
  • Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности при использовании электронных устройств и бумажного носителя информации//Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. С. 286-287.
  • Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативная регуляция сердечного ритма, электродермальная активность и концентрация кортизола у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта. Сб. Современные проблемы нейробиологии. Материалы IV международной научной конференции. Ярославль, 2023. С. 24-25
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Компьютерные технологии в начальной школе// Методические материалы. В 5-ти частях
    Часть 2. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе. — Сер. Компьютерные технологии в образовании. 2023
  • Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В. Функциональное состояние организма школьников при использовании электронных средств обучения//Современные здоровьесберегающие технологии. 2022. № 4. С. 11-22.
  • Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Вариабельность сердечного ритма и уровень кортизола у детей школьного возраста при разной когнитивной нагрузке//Acta Biomedica Scientifica. 2022. Т. 7. № 3. С. 169-179.
  • Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Безобразова В.Н., Шарапов А.Н. Электронные устройства в учебном процессе: влияние на организм обучающихся (аналитический обзор)//Новые исследования. 2022. № 2 (70). С. 76-83
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем младших школьников к когнитивной нагрузке при выполнении теста на ноутбуке.// Журнал медико-биологических исследований. 2022. Т. 10. № 1. С. 24-33.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1973 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Ермакова
Ирина Владимировна,

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Кустанайский педагогический институт им. 50-летия СССР (1984 г.), высшее, биология с дополнительной специальностью химия

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-119650, дата выдачи 23.07.2024, г. Москва
  • «Заимствования в научных публикациях. Культура цитирования» АО «Антиплагиат» от 11.04.2023 г.
  • «ИИ или не ИИ? Круглый стол онлайн» АО «Антиплагиат», сертификат № 20230602/314 от 02.06.2023 г.
  • Управление персональными информационными потоками в условиях цифровой образовательной среды. В 2-х частях. от 15.06.2023 г.
  • «Антиплагиат частным пользователям: инструкция по применению» АО «Антиплагиат» от 29.11.2023 г.

Профессиональные интересы

  • Возрастная эндокринология, нейроэндокринология, адаптация, стресс, психофизиология, эмоциональный интеллект

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Почетная грамота Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (удостоверение Б №0484561 от 20.02.1997 г.).
  • Ветеран труда (удостоверение T-IV № 544020 от 10.02.2015 г.)

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативное обеспечение рабочей памяти (РП) при запоминании эмоционально окрашенной информации у подростков 13-14 лет // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, 2023. – С. 279. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54358224
  • Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности при использовании электронных устройств и бумажного носителя информации // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, 2023. – С. 286-287. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54359842
  • Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативная регуляция сердечного ритма, электродермальная активность и концентрация кортизола у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта // Сборник тезисов «Современные проблемы нейробиологии». – Ярославль. – 2023. – С. 24-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=55366258
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Компьютерные технологии в начальной школе (Методические материалы. В 5-ти частях. Ч. 2. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе. — Сер. Компьютерные технологии в образовании). – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. – 26 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54286401
  • Догадкина С.В., Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Вариабельность сердечного ритма и уровень кортизола у детей школьного возраста при разной когнитивной нагрузке // Acta biomedica scientifica (East siberian biomedical journal). – 2022. – Т. 7, № 2. – С. 169-179. DOI: https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.3.18
  • Догадкина С.В., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Безобразова В.Н., Шарапов А.Н. Электронные устройства в учебном процессе: влияние на организм обучающихся (аналитический обзор) // Новые исследования. – 2022. – Т.70, № 2. – С. 76-83. DOI: https://doi.org/10.46742/2072-8840-2022-70-2-76-83
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем младших школьников к когнитивной нагрузке при выполнении теста на ноутбуке // Журнал медико-биологических исследований. – 2022. – Т. 10, № 1. – С. 24-33. DOI: https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z087

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1996 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Комкова
Юлия Николаевна, 

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Высшее, биология. ПГПУ им. В.Г. Белинского

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Python для автоматизации и анализа данных» (102 час.) с 16 апреля по 02 июля 2024 г., Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Удостоверение ПКВШЭ2024 № 009795, рег. номер № 2.3.14-65/24-00029, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Профессиональные интересы

  • Изучение особенностей функциональной организации головного мозга и
    нейровегетативного статуса у детей на разных этапах онтогенеза

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Безруких М.М., Сугробова Г.А., Комкова Ю.Н., Кондратов Д.В., Усцова А.Г. Развитие ребенка дошкольного возраста М., 2023 (в печати).
  • Комкова Ю.Н., Безруких М.М., Бабанова К.Ю., Рябкова Т.С., Усцова А.Г. Глазодвигательная активность и вегетативное обеспечение когнитивной деятельности при чтении текста с экрана электронного устройства у подростков. Сообщение I. Функциональная «цена» когнитивной деятельности при чтении текста с экрана электронного устройства у подростков / Комкова Ю.Н., Безруких М.М., Бабанова К.Ю., Рябкова Т.С., Усцова А.Г. // Физиология человека. (в печати).
  • Комкова Ю.Н., Сугробова Г.А., Безруких М.М. Биоэлектрическая активность коры больших полушарий как показатель функционального состояния головного мозга у детей 5-7 лет // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П. Павлова. Санкт-Петербург,2023. С.287-288
  • Комкова Ю.Н., Сугробова Г.А., Безруких М.М. ЭЭГ-анализ функционального состояния головного мозга у детей 5-7 лет / Комкова Ю.Н., Сугробова Г.А., Безруких М.М. // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. – 2023. — т.109. — №7. — С. 954-974 (Komkova, Y.N., Sugrobova, G.A. & Bezrukikh, M.M. EEG Analysis of the Functional State of the Brain in 5- to 7-Years-Old Children// J Evol Biochem Phys.2023. Vol. 59. P. 1303–1319 https://doi.org/10.1134/S0022093023040233)
  • Сугробова Г.А. Комкова Ю.Н. Оценка функционального состояния организма и когнитивной деятельности у детей 7-8 лет с нарушениями внимания и гиперактивным поведением: нейрофизиологический и нейропсихологический подход// Физиология – актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения академика П. К. Анохина ; Волгоград, 16–17 мая 2023 г. / под ред. М. Е. Стаценко, С. В. Клаучека, Е. П. Горбаневой. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2023. – C.49-55.
  • Tychkov A. Y, Nazarychev A. P., Komkova Y. N.,. Sugrobova G. A, Alimuradov A. K., Adaptive Processing and Analysis of Electrocardiosignals in Children: an Interdisciplinary Approach. 2022 4th International Youth Conference on Radio Electronics, Electrical and Power Engineering (REEPE), Moscow, Russian Federation, 2022, pp. 1-6, doi: 10.1109/REEPE53907.2022.9731487.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2011 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Орлов 
Кирилл Викторович, 

научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Медицинское: санитарный врач, эпидемиолог, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

Страница SPSS макросов Кирилла Орлова: https://www.spsstools.net/ru/KO-spssmacros

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • Цифровая трансформация. Быстрый старт. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, https://stepik.org/cert/1251843.
  • «Методы нейропсихологической диагностики и коррекции» (144 час.) с 24 июня 2023г. по 24 сентября 2023г.ЧОУ ДПО «Институт возрастной нейропсихологии», Удостоверение 772411791919, дата выдачи 02 октября 2023г., г. Москва, рег.номер 3335/У

Профессиональные интересы

  • Статистика, количественный анализ данных, психометрика, теория опросов, программирование аналитических алгоритмов, возрастная и школьная физиология и гигиена

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Почетная грамота Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5).
  • Благодарность за выполненный аналитико-программистский заказ от Будапештского университета технологии и экономики (2021).
  • Благодарность за выполненный аналитико-программистский заказ от Агентства социальной информации (АСИ), С-Петербург (2023).

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Орлов К.В., Сергеева В.Е. Современные дошкольники 3-4 лет. Методические материалы. В 7-ми частях / Часть 3. Москва, 2023.
  • Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Шибалова М.С., Орлов К.В. Цифровые технологии в режиме дня учащихся пятых классов школ с разной степенью информатизации// Новые исследования — 2023.-N 2. – С.14-21.DOI: 46742/2072-8840-2023-74-2-14-21
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В, Шибалова М.С., Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы// Отечественная и зарубежная педагогика. – Т. 1, 2022. – № 5 (87). – С.46-63. DOI:24412/2224-0772-2022-87-46-62
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н.. Макарова Л.В., Параничева Т.М., Орлов К.В., Тюрина Е.В Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования // Ценности и смыслы. – 2022. – № 4 (80). – С. 82-98. DOI: 24412/2071-6427-2022-4-82-98
  • Левушкин С.П., Макарова Л.В., Орлов К., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Двигательная деятельность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования// Спортивно-педагогическое образование. – 2022. — №4. – С.21-42. DOI: 10.52563/2618-7604_2022_4_21
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лезжова Г.Н., Орлов К.В., Новолодская Г.В. Использование интерактивной доски в учебной деятельности пятиклассников. Гигиеническая оценка // Новые исследования. – 2022. – №1. – С.37-55. DOI: 10.46742/2072-8840-2022-69-1-37-55

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1988 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Тюрина
Елена Владимировна,

научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Высшее образование. Московский педагогический государственный университет. Бакалавр образования по направлению Педагогика.
  • Российский университет дружбы народов Институт иностранных языков
    «Теория коммуникации и международные связи с общественностью» (PR) 45.04.02. – «Лингвистика» (Магистратура 2022-2024гг.)

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-1118888, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Профессиональные интересы

  • Возрастная физиология и психофизиология детей; здоровье детей и подростков; детская тревожность; адаптация; здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций; инновационные методики и новейшие информационно-коммуникационные технологии.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Направления здоровьесберегающей деятельности в школе. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 2. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 16.
  • Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Предупреждение рисков нарушения здоровья школьников. Методические материалы. В 5-ти частях /Сер. Школьная медицина и гигиена Том Часть 1. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО». – 2023. С. 17.
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Шибалова М.С. Влияние занятий с использованием интерактивной доски на функциональное состояние организма обучающихся основной школы // Журнал «Перспективы науки и образования» — 2024. — №2
  • Безруких М.М., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С. Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы. //Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» (ОиЗП 2022. № 5 (87) Т.1. – С.46-62
  • Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Лукьянец Г.Н., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования. //Журнал Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С.82–98
  • Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В. и др. Использование интерактивной доски в учебной деятельности пятиклассников. Гигиеническая оценка. //Альманах «Новые исследования» — М.: Институт возрастной физиологии. — 2022.-N 1. –С.37-55.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1999 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Васютин
Александр Александрович,

младший научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Высшее: Московская академия экономики и права. Специальность: Юриспруденция, квалификация: юрист (2010)

Дополнительное профессиональное образование

  • Специалист-эксперт в сфере закупок (250 час.) с 01 мая по 30 июня 2024 г., Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион», Диплом о профессиональной переподготовке Д2024025595, дата выдачи 02.07.2024, г. Москва

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • Всероссийская аттестация специалистов по охране труда — 2024 (120 час.) с 01 апреля по 31 мая 2024 г., Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион», Удостоверение У2024202202 дата выдачи 04.06.2024, г. Москва
  • Обеспечение антитеррористической защищенности (30 час.) с 01 апреля по 14 апреля 2024 г., Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион», Удостоверение У2024155931, дата выдачи 16.04.2024, г. Москва
  • Госзакупки для юриста (120 час.) с 01 декабря по 31 декабря 2023 г., Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион», Удостоверение У2024021190, дата выдачи 09.01.2024, г. Москва
  • Как заработать на тендерах и госзакупках с нуля (72 час.) с 01 декабря по 31 декабря 2023 г., Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион», Удостоверение У2024025226, дата выдачи 09.01.2024, г. Москва
  • Пожарная безопасность для руководителей и ответственных лиц (30 час.) с 15 октября по 31 октября 2023 г., Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион», Удостоверение У2023341113, дата выдачи 01.11.2023, г. Москва

Награды

  • Благодарственное письмо Министра строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области, 2013г.
  • Почетная грамота Министерства строительного комплекса Московской области, 2016г.
  • Благодарственное письмо Государственного бюджетного учреждения Московской области «Мосавтодор» 2021г.
  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Сверчков
Вадим Владимирович,

младший научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Уральский государственный университет физической культуры. Специальность: Физическая культура, 2006г.
  • Уральская государственная академия физической культуры. Специальность: Физическая культура и спорт, 2004г.
  • Уральский государственный университет физической культуры. Специальность: Биологические науки, 2024г. 
  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Манаенкова
Виктория Викторовна, 

лаборант-исследователь

ПодробнееОбразование
  • Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ г. Рязань. Специальность: Клиническая психология, 2023 г.
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Баторова 
Елена Будаевна, 

аналитик

Подробнее

Образование

  • Бурятский государственный университет, преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель бурятского языка в дошкольных учреждениях

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-112730, дата выдачи 15.07.2024, г. Москва
  • Графический дизайн (144 часа) с 16 октября по 27 ноября 2023 г., ООО «Г.К. Консультант», Удостоверение, 772421024702, дата выдачи 27 ноября 2023 г., г. Москва, рег. номер 165

Профессиональные интересы

  • Психолого-педагогическое сопровождение в системе образования
  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Обеспечение психологической безопасности образовательной среды
  • Управление реализацией проектами
  • Проектирование содержания образования

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Социальный педагог в образовательной организации: информационно-методические материалы для социальных педагогов общеобразовательных организаций / Авторы-составители: Е.Н. Скорина,
    Е.Б. Баторова / Под ред. О.В. Заевой. — М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2022. — 67 с.

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2023 года

  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Коршун
Татьяна
Сергеевна

аналитик

Подробнее

Образование

  • Российский государственный социальный университет. Специальность: Психолого-педагогическое образование, 2021г.
  • Российский государственный социальный университет, Специальность: Психолого-педагогическое образование, 2018г.
  •  
Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Баранцев
Сергей Анатольевич,

главный научный сотрудник

Подробнее

Повышение квалификации, образовательные курсы

  • «Клиентоцентричное мышление и ценности» электронный курс самообучения (24 час.), сертификат МиЦ-1860-119687, дата выдачи 09.07.2024, г. Москва

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарственное письмо Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5)

 

История лаборатории

Лаборатория физиологии мышечной деятельности и физического воспитания была создана в 2008 г. на основе объединения  нескольких лабораторий. Начиная с 1949 г. в Институте разрабатываются проблемы физиологии мышечной деятельности, и все эти годы поддерживаются традиции изучения физиологических закономерностей возрастных преобразований мышечной функции, ее вегетативного и энергетического обеспечения, заложенные такими известными отечественными учеными, работавшими в Институте, как д.мед.н., проф. А.Н. Кабанов, д.мед.н., проф. В.С. Фарфель, д.биол.н., проф. С.А. Косилов и др. В 1998 г. была создана лаборатория физиологии мышечной деятельности (зав. – доктор биологических наук, профессор Валентин Дмитриевич Сонькин), в которой были объединены наиболее перспективные направления, разрабатывавшиеся в течение последних 30 лет в лабораториях физиологических основ физического воспитания (зав. – д.мед.н., проф. Л.Е. Любомирский) и обмена веществ и энергии (зав. – д.биол.н., проф. И.А. Корниенко). Сотрудниками и аспирантами лаборатории за время ее существования защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций, выпущено 20 монографий, учебников и учебных пособий.

В том же 1949 году по решению Совета Министров СССР в институте был сформирован сектор физического воспитания, определявший программно-нормативные основы школьной физической культуры в Советском Союзе, и были заложены начала широкой научной кооперации с НИИ и ВУЗами по всей стране. За это время подготовлено свыше 120 кандидатов и докторов наук, которые определяют развитие исследований и преподавание теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры в научных и учебных центрах России и стран СНГ. Учебные программы по физической культуре, разработанные коллективами  авторов лаборатории физического воспитания института  (Богдановым Г.П., Шлеминым А.М., Г.Б.Мейксоном, Л.Б. Кофманом, А.П.Матвеевым, В.И.Ляхом, С.А.Баранцевым, Н.В. Полянской, Ю.П.Копыловым  и др.) долгие годы определяли теоретические обоснования базовых положений государственного стандарта содержания образования по физической культуре и  получили  широкое признание среди отечественных и зарубежных специалистов.  Долгие годы сектором руководила к.п.н. З.И. Кузнецова, внесшая огромный вклад в развитие теории и методики физического воспитания школьников. В последующие годы лабораторией заведовали к.п.н. Г.Б. Мейксон; д.п.н., проф. В.И. Лях; д.п.н., проф. А.П. Матвеев; д.п.н. проф. В.В. Зайцева, д.п.н., проф. С.А. Баранцев,  с 2008 года по 2023 год  лабораторией руководил доктор биологическихз наук Криволапчук И.А.  По материалам исследований сотрудников лаборатории физического воспитания были опубликованы монографии,  учебные  пособия, методические рекомендации и учебные программы, многочисленные учебники, которые  входят в состав  золотого  фонда  нашего отечественного педагогического наследия.

Достижения лаборатории

За годы существования лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания был разработан широкий спектр научных проблем: 

  • изучение влияния физической активности на здоровье детей и подростков; анализ индивидуальных особенностей возрастного развития двигательных способностей;
  • выявление закономерностей возрастного развития энергетики скелетных мышц и физических возможностей человека;
  • обоснование теоретических, технологических и методических основ модернизации физкультурного образования на основе современных представлений физиологии и психофизиологии развития, педагогических и информационных технологий;
  • выявление возрастных закономерностей биомеханики циклических и ациклических локомоций.

В своей работе сотрудники использовали современные методы исследования и обработки данных, базирующиеся на широком использовании компьютерных технологий. Экспериментальные исследования проводились на базе детских садов, общеобразовательных школ и ВУЗов. В лаборатории разработаны методология комплексной оценки функционального состояния детей и подростков в процессе различных видов деятельности в образовательных учреждениях. Результаты научных исследований не только пополняли научную копилку актуальных проблем физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, но и служили основой подготовки федеральных нормативно-методических документов по оптимизации условий обучения, воспитания и оздоровления детей и подростков. 

Важнейшими достижениями лаборатории являются:

  • Разработка теории сенситивных периодов развития двигательных способностей в онтогенезе.
  • Теоретические представления о влиянии различных режимов физического воспитания на функциональное состояние, мышечную работоспособность и двигательную подготовленность детей в процессе возрастного развития. 
  • Выяснение основных закономерностей энергетического обеспечения мышечной деятельности детей и подростков.
  • Современная концепция структуры и содержания общего среднего образования в области физической культуры. 
  • Современная методология оценки мышечной работоспособности и двигательной подготовленности школьников.
  • Выяснение влияния типа конституции на возрастную динамику работоспособности и организацию энергетического обеспечения мышечной деятельности. 
  • Государственные стандарты по физической культуре учащихся общеобразовательных учреждений. 
  • Государственный комплект учебников по физической культуре для учащихся начальной, основной и средней школы. 
  • Участие в разработке современной «Концепции модернизации и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура». 
  • • Экспертная оценка Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

В числе практических разработок – программы и методики физического воспитания детей, направленные на сохранение и укрепление здоровья, обучение двигательным умениям и навыкам, развитие двигательных способностей, приобретение знаний в области физической культуры, повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями. Здесь были созданы программы и учебники физической культуры, по которым сегодня работает большинство учителей в школах страны.

Лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании проводит комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования с целью научного обеспечения охраны здоровья детей и подростков, занимаясь изучением самых актуальных проблем:

  1. Адаптация детей к образовательным нагрузкам на разных этапах возрастного развития;
  2. Исследования физиолого-гигиенических основ рациональной организации образовательного процесса;
  3. Комплексная оценка функционального состояния организма детей в процессе образовательной деятельности;
  4. Исследование физического развития и здоровья детей в процессе образовательной деятельности;
  5. Исследование особенностей школьного и внешкольного режима дня и образа жизни современных школьников.

В 2019-2022 гг. исследования лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания были поддержаны 4 грантами РФФИ:

  • «Эффективность когнитивной деятельности учащихся начальной школы в условиях разных режимов физического воспитания» (руководитель: зав. лабораторией, д-р биол. наук, доцент Криволапчук И.А.);
  • «Оптимизация функционального состояния детей 5-6 лет при информационных нагрузках средствами физической подготовки: анализ зависимости «доза-эффект» (руководитель: старший научный сотрудник, канд. пед. наук, доцент Чернова М.Б.);
  • «Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности и физическое воспитание мальчиков препубертатного возраста» (руководитель: старший научный сотрудник, канд. биол. наук, Васильева Р.М.)
  • «Влияние средств физического воспитания аэробной и анаэробной направленности на функциональное состояние учащихся при напряженных когнитивных нагрузках» (руководитель: ведущий научный сотрудник, д-р пед. наук, профессор Баранцев С.А.).

За годы существования лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания был разработан широкий спектр научных проблем:

  1. Изучение влияния физической активности на здоровье детей и подростков;
  2. Анализ индивидуальных особенностей возрастного развития двигательных способностей;
  3. Выявление закономерностей возрастного развития энергетики скелетных мышц и физических возможностей человека;
  4. Обоснование теоретических, технологических и методических основ модернизации физкультурного образования на основе современных представлений физиологии и психофизиологии развития, педагогических и информационных технологий;
  5. Выявление возрастных закономерностей биомеханики циклических и ациклических локомоций.

Научные публикации

2023 год

2022 год

 

2021 год

2020 год

2019 год

Учебно-методические пособия и методические рекомендации:

Лаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся

Видео

О деятельности Лаборатории физиологии развития и физической культуры обучающихся

  • Криволапчук Игорь Альлерович, заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры обучающихся
    ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, доцент

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.