25 ноября 2024 г. Институт развития ребенка совместно с Научным центром психического здоровья провел методологический семинар на тему «Когнитивное развитие детей: методологические аспекты физиологии и психиатрии».
Открыла семинар директор Института развития ребенка Елена Николаевна Приступа. В своем приветственном слове она подчеркнула важность проводимого мероприятия и выразила благодарность коллегам из Научного центра психического здоровья за их сотрудничество и участие в работе семинара.
Со стороны Института развития ребенка в качестве спикера и докладчика выступила Регина Ильинична Мачинская, заведующая лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО. Она представила междисциплинарный подход к оценке возрастных и индивидуальных особенностей когнитивного развития у детей, акцентировав внимание на роли нейрофизиологических и нейропсихологических исследований.
Регина Ильинична подчеркнула, что междисциплинарный анализ позволяет выявить мозговые факторы, определяющие как возрастные, так и индивидуальные особенности познавательного развития. Она отметила важность знания этих особенностей при обучении детей разного возраста, что необходимо для:
- Определения готовности ребенка к усвоению различных навыков и форм когнитивной деятельности.
- Выявления сильных и слабых сторон когнитивного развития для разработки адекватных программ развивающего обучения и коррекции.
- Выявления рисков учебной и социальной дезадаптации.
Старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития Института развития ребенка Марина Николаевна Захарова рассказала об основных задачах нейропсихологической диагностики, с какими запросами работает и не работает детский нейропсихолог, и что важно учитывать при проведении нейропсихологической диагностики и анализе результатов. Она акцентировала внимание на важности учета особенностей нарушений в развитии ребенка как многофакторного явления при проведении и анализе нейропсихологической диагностики. В своем выступлении Марина Николаевна подчеркнула, что каждый фактор должен быть детально оценен и проанализирован нейропсихологом.
Семинар продолжился выступлениями гостей из Научного центра психического здоровья. Антон Владиславович Куликов, старший научный сотрудник Научного центра психического здоровья, кандидат медицинских наук, в ходе своего выступления подчеркнул важную роль взаимодействия нейропсихологов с медицинскими работниками, такими как неврологи и психиатры. Алексей Анатольевич Коваль-Зайцев, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья, кандидат психологических наук, представил результаты научных исследований в области психических процессов. Михаил Владимирович Иванов, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья, кандидат психологических наук, представил основные направления своих исследований в области клинико-психологической диагностики.
В ходе работы методологического семинара, организованного Институтом развития ребенка и Научным центром психического здоровья, ученые поделились результатами исследований, обсудили новые технологии и методы, способствующие развитию психического и физического здоровья детей. Эта встреча стала важным событием для обмена опытом и получения обратной связи от коллег. Были достигнуты договоренности на перспективу о дальнейших встречах в формате научно-методологических семинаров.