Институт развития ребенка

Методологический семинар «Когнитивное развитие детей: методологические аспекты физиологии и психиатрии»

25 ноября 2024 г. Институт развития ребенка совместно с Научным центром психического здоровья провел методологический семинар на тему «Когнитивное развитие детей: методологические аспекты физиологии и психиатрии».

Открыла семинар директор Института развития ребенка Елена Николаевна Приступа. В своем приветственном слове она подчеркнула важность проводимого мероприятия и выразила благодарность коллегам из Научного центра психического здоровья за их сотрудничество и участие в работе семинара.

Со стороны Института развития ребенка в качестве спикера и докладчика выступила Регина Ильинична Мачинская, заведующая лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО. Она представила междисциплинарный подход к оценке возрастных и индивидуальных особенностей когнитивного развития у детей, акцентировав внимание на роли нейрофизиологических и нейропсихологических исследований.

Регина Ильинична подчеркнула, что междисциплинарный анализ позволяет выявить мозговые факторы, определяющие как возрастные, так и индивидуальные особенности познавательного развития. Она отметила важность знания этих особенностей при обучении детей разного возраста, что необходимо для:

  • Определения готовности ребенка к усвоению различных навыков и форм когнитивной деятельности.
  • Выявления сильных и слабых сторон когнитивного развития для разработки адекватных программ развивающего обучения и коррекции.
  • Выявления рисков учебной и социальной дезадаптации.

Старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития Института развития ребенка Марина Николаевна Захарова рассказала об основных задачах нейропсихологической диагностики, с какими запросами работает и не работает детский нейропсихолог, и что важно учитывать при проведении нейропсихологической диагностики и анализе результатов. Она акцентировала внимание на важности учета особенностей нарушений в развитии ребенка как многофакторного явления при проведении и анализе нейропсихологической диагностики. В своем выступлении Марина Николаевна подчеркнула, что каждый фактор должен быть детально оценен и проанализирован нейропсихологом.

Семинар продолжился выступлениями гостей из Научного центра психического здоровья. Антон Владиславович Куликов, старший научный сотрудник Научного центра психического здоровья, кандидат медицинских наук, в ходе своего выступления подчеркнул важную роль взаимодействия нейропсихологов с медицинскими работниками, такими как неврологи и психиатры. Алексей Анатольевич Коваль-Зайцев, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья, кандидат психологических наук, представил результаты научных исследований в области психических процессов. Михаил Владимирович Иванов, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья, кандидат психологических наук, представил основные направления своих исследований в области клинико-психологической диагностики.

В ходе работы методологического семинара, организованного Институтом развития ребенка и Научным центром психического здоровья, ученые поделились результатами исследований, обсудили новые технологии и методы, способствующие развитию психического и физического здоровья детей. Эта встреча стала важным событием для обмена опытом и получения обратной связи от коллег. Были достигнуты договоренности на перспективу о дальнейших встречах в формате научно-методологических семинаров.

Запись методологического семинара

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.