25 января в ГБОУ «Романовская школа» в рамках XVII Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения» успешно прошла работа секции «Здоровье обучающихся в современной образовательной организации: состояние, проблемы, пути решения».
На секции с докладами выступили научные сотрудники Института развития ребенка.
Гончарова Галина Альбертовна, ведущий научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании, кандидат медицинских наук, представила доклад на тему «Формирование здоровьесберегающей среды в образовании: новые горизонты и подходы». Доклад был посвящен значимости здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях в контексте национальных целей увеличения продолжительности жизни. Галина Альбертовна отметила, что данная деятельность охватывает нормативные, управленческие и методические решения, направленные на укрепление здоровья участников образовательного процесса, способствуя их личностному развитию и образовательным достижениям. Она акцентировала внимание на необходимости системного подхода, который учитывает как средовые, так и индивидуальные особенности здоровья. В докладе подчеркивается важность управления факторами на различных уровнях — от индивидуального до популяционного. Галина Альбертовна представила проект «Паспорт здоровьесберегающей деятельности образовательной организации», разработанный в Институте развития ребенка. Этот проект предлагает методологию для оценки и улучшения условий здоровья, включая физическое и психологическое здоровье, социальное взаимодействие и питание. Он служит инструментом мониторинга и оценки эффективности здоровьесберегающих практик. Высокий уровень общественного одобрения и положительные результаты обсуждения подтверждают актуальность и эффективность внедрения таких практик для улучшения здоровья и благополучия обучающихся.
Ермакова Ирина Владимировна, старший научный сотрудник лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании Института развития ребенка, кандидат биологических наук, выступила с докладом «Особенности адаптации первоклассников к школе». Она представила результаты исследований, в которых рассматриваются три вектора школьной адаптации: физиологический, психологический и социальный. Ирина Владимировна оценила физическое развитие первоклассников, заострив внимание на его дисгармоничности, что обусловлено главным образом избыточной массой тела детей. Она также отметила связь между пропусками уроков по болезни и адаптацией, а также продемонстрировала зависимость между адаптацией и мотивацией с успеваемостью, психоэмоциональным, социальным статусом первоклассника и рядом физиологических параметров.
Работа секции вызвала активное обсуждение среди участников и подтвердила актуальность обсуждаемых тем, подчеркивая необходимость комплексного подхода к вопросам здоровья обучающихся в современных образовательных организациях.