Институт развития ребенка

Научная школа «Физиологические основы физического развития детей и подростков»

История

Научная школа сформировалась в середине 70-х гг. ХХ века под руководством профессора И.А. Корниенко.

Научная школа объединяет пять основополагающих направлений и концепций

в физиологии развития, морфологии и биохимии, получивших интенсивное развитие в отечественной науке, начиная с середины ХХ века:

  • вегетативно-метаболическое направление (И.А. Аршавский, А.В. Нагорный, В.Н. Никитин, И.А. Корниенко)
  • эргофизиологическое направление (В.С. Фарфель, Н.И. Волков, И.А. Корниенко)
  • антропофизиологическое направление (Б.А. Никитюк, Е.З. Година, В.В. Зайцева)
  • теория функциональной системы и ее гетерохронного развития в онтогенезе (П.К. Анохин, И.А. Корниенко)
  • теория надежности биологический системы в онтогенезе (А.А. Маркосян, И.А. Корниенко)

Сведения о коллективе научной школы

Научная школа устойчиво развивается в течение 50 лет, включает 3 поколения исследователей, и возглавляется признанным лидером – профессором В.Д. Сонькиным.

Ученые научной школы:

  • Левушкин Сергей Петрович – д.биол.н., профессор, руководитель Центра мониторинга здоровья, ФГБНУ «ИВФ РАО»
  • Тамбовцева Ритта Викторовна – д.биол.н., профессор, зав. кафедрой биохимии и биоэнергетики им. Н.И. Волкова,
  • Васильева Римма Михайловна — к.биол.н., ст. науч. сотр. лаб. физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, ФГБНУ «ИВФ РАО»
  • Орлова Нина Исаковна – к.биол.н., ст.науч.сотр. лаб. физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, ФГБНУ «ИВФ РАО»
  • Жуков Олег Фёдорович – к.пед.н., заместитель руководителя Центра Мониторинга здоровья, ФГБНУ «ИВФ РАО».
  • Лапицкая Елена Михайловна – к.пед.н., доцент, аналитик лаб. физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, ФГБНУ «ИВФ РАО».
  • Воробьев Владислав Фёдорович – к.биол.н., доцент, Череповецкий государственный университет, г. Череповец Вологодской области
  • Парфентьева Ольга Ивановна – к.биол.н., научный сотрудник НИИ и музея антропологии им. Д.Н. Анучина, МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Лаптев Алексей Иванович – к.пед.н., ст. науч. сотр. Центра Мониторинга здоровья, ФГБНУ «ИВФ РАО»
  • Андреев Роман Сергеевич – к.биол.н., доцент каф. Физиологии, РГУФКСМиТ
  • Андреева Альбина Маратовна – к.биол.н., доцент каф. Физиологии, РГУФКСМиТ
  • Кузнецова Ольга Валерьевна – к.биол.н., доцент
  • Якушкин Андрей Васильевич – к.биол.н., тренер-физиолог спортивной сборной команды
  • Сечин Дмитрий Иванович – науч. сотр. Центра Мониторинга здоровья, ФГБНУ «ИВФ РАО»
  • Соловьева Екатерина Викторовна – науч. сотр. Центра Мониторинга здоровья ФГБНУ «ИВФ РАО»

Актуальные направления научных разработок научной школы

1) поиск сенситивных периодов и механизмов развития энерговегетативных процессов, лежащих в основе формирования физических возможностей ребенка (Тамбовцева Р.В., Васильева Р.М., Воробьев В.Ф., Орлова Н.И., Левушкин С.П., Кузнецова О.В., Блинков С.Н.);

2) изучение физиолого-биохимических механизмов повышения физической работоспособности в различных видах спорта и в разных возрастных когортах (Тамбовцева Р.В., Андреев Р.С., Якушкин А.В., Сечин Д.И., Андреева А.М., Козлов А.В., Левушкин С.П.);

3) проведение мониторинговых исследований с целью выявления влияния факторов окружающей среды, воздействующих на рост и развитие детей, и разработки возрастно-половых и типологических нормативов их физического и моторного развития (Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Парфентьева О.И., Лапицкая Е.М., Блинков С.Н., Соловьева Е.В., Сечин Д.И.);

4) разработку и совершенствование методического инструментария и технологий для определения и оценки физической подготовленности и работоспособности людей разного возраста и уровня двигательной активности (Левушкин С.П., Козлов А.В., Лаптев А.И., Сечин Д.И., Воробьев В.Ф., Жуков О.Ф., Лапшин Н.А.);

5) определение критериев и календарных сроков оптимального начала спортивной тренировки в различных видах спорта с учетом индивидуальных особенностей юных спортсменов (Андреева А.М., Андреев Р.С., Якушкин А.В., Левушкин С.П.).

Основные теоретические и практические результаты:

  1. Развиты теоретические положения в области физиологии онтогенеза, физиологии мышечной деятельности и физиологических основ сохранения и укрепления здоровья.
  2. Вскрыты закономерности возрастного развития скелетных мышц, механизмов аэробной и анаэробной производительности.
  3. Выявлена типология возрастного развития скелетных мышц и работоспособности.
  4. Исследованы вегетативные компоненты адаптации к различным режимам деятельности.
  5. Выявлены конституционально-типологические особенности взаимодействия соматических, вегетативных, энергетических и нейромоторных компонентов работоспособности.
  6. Разработаны методы объективной оценки работоспособности.
  7. Разработаны методы управления физической тренировкой, направленной на сохранение и повышение работоспособности.
  8. Разработаны компьютерные экспертные системы для персонального управления физической тренировкой.
  9. Разработана методология мониторинговых исследований, позволяющая исследовать влияние разнообразных факторов на процессы физического и моторного развития детей и подростков.
  • Выявлена изменчивость физического развития детей и подростков под влиянием популяционных, экологических и социальных факторов.

Перспективы развития научной школы:

Перспективы развития научной школы связаны с реализацией ряда проектов, интегрирующих эргометрические, физиометрические, популяционные и информационно-технологические подходы к исследованию физиологических механизмов физического развития.

Важнейшие публикации научной школы

Монографии

  1. Школьники с избыточным весом / Под ред. И.А. Корниенко. — М.: Педагогика, 1979.
  2. Физиология подростка/ Под ред. Д.А. Фарбер. — М.: Педагогика, 1988.
  3. Физиология школьников юношеского возраста. / Под ред. Д.А. Фарбер — М.: Педагогика, 1989
  4. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. — М.: Образование от «А» до «Я», 2000
  5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина /Центр образования и здоровья Минобразования РФ. – М.: Триада-Фарм, 2002. – 117 с.
  6. Левушкин С.П., Салимзянов Р.Р. Оптимизация физического состояния школьников 7-10 лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003
  7. Жуков О.Ф., Левушкин С.П. Технология реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании школьников 14-17 лет. – Ульяновск: УлГУ, 2004.
  8. Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. – Ульяновск: УлГУ, 2004.
  9. Изаак С.И., Панасюк Т.В., Тамбовцева Р.В. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников – М.- Орел: ОРАГС, 2005
  10. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 368с.
  11. Son’kin V.D., Gutnik B.J., Tambovtseva R.V., Nash D. Chapter 4. Ergometric Investigation of Work Capacity Ontogeny: Influence of Exogenic and Endogenic Factors / Advances in Medicine and Biology. Volume 1 / Ed.: Leon V. Berhardt. – N.Y.: NOVA PUBLISHERS. — 2010 pp. 129-164
  12. Son’kin V. and Tambovtseva R. Chapter 5. Energy Metabolism in Children and Adolescents. (DOI: 10.5772/31457) In: Bioenergetics / Kevin Clark (Ed.), ISBN: 978-953-51-0090-4, InTech (Croatia). — 2012.- pp. 121-142.

Учебники, учебные пособия, научно-методические руководства

  1. Авторские лекции по педиатрии. Том. 10. Детская спортивная медицина. / Под ред. В.Ф. Дёмина, С.О. Ключникова, Л.А. Балыковой, А.С. Самойлова. – М.: «БукиВеди», 2017. – 472 с.
  2. Педагогическая физиология. Курс лекций / под ред. М.М. Безруких – М.: Форум, 2013. – 496с.
  3. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. –– М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 768 с.
  4. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Учебник для студентов педагогических ВУЗов по специальности «Дошкольное образование». Изд. 2-е – Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  5. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство, Т.1 // под ред. А.А.Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
  6. Профилактика артериальной гипертензии и других сердечно-сосудистых заболеваний в условиях общеобразовательных школ. Пособие для врачей и учителей. / ФЦП «Профилактика и лечение артериальной гипертензии в Российской Федерации» — М.: ФГУП «Медицина для Вас», 2006.
  7. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное агентство по образованию. – Руководство для работников системы образования // под ред. М.М. Безруких и В.Д. Сонькина. – М.:ООО «Фирма ВАРИАНТ», 2005. – 584 с.
  8. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы образования //под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина — М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380 с.
  9. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения – методические рекомендации // под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: «Триада-фарм», 2004.
  10. Хрестоматия по возрастной физиологии. Учебное пособие для студентов. – сост.: Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  11. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Учебное пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  12. Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Макеева А.Г. Охрана здоровья и физическое развитие детей в условиях современного сельского социума: Методическое пособие –– М.: АСОПиР РФ, 2000.
  13. Зайцева В.В., Сонькин В.Д., Изаак С.И. Индивидуальный подход в физическом воспитании и его реализация на основе компьютерных технологий/ Учебное пособие для студентов, магистрантов и аспирантов. — М.: РГАФК, 1998.
  14. Левушкин С.П., Жуков О.Ф. Стандарты физической подготовленности школьников г. Ульяновска. — Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. 
  15. Левушкин С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников г. Ульяновска разных типов телосложения. – Ульяновск: УлГУ, 2004.
  16. Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2006.

Статьи в ведущих рецензируемых периодических изданиях, имеющие теоретическое значение для развития научного направления школы, изданные в 2017-2022 гг.

Статьи в журналах, индексируемых базами WОS и SCOPUS:

  1. Носкин Л.А., Герасимова Л.С., Яковенко Е.Н., Медведева Ю.С., Говорун В.М., Сонькин В.Д. Дифференциация сывороточных маркеров гомеостаза у спортсменов высокой квалификации различной специализации // Физиология человека, 2017. — Т.43. № 4.- С. 86-93. Версии: HumanPhysiology. 2017. — Т. 43. № 4. — С. 430-436. (англ.)
  2. Козлов А.В., Сонькин В.Д., Якушкин А.В. Метод исследования активности подкожных термогенных структур при действии стимулов разной модальности // Физиология человека, 2017. — Т. 43. № 6. — С. 124-134. Версии: Human Physiology. 2017. — Т. 43. № 6. — С. 719-728. (англ.)
  3. Бондарева Э.А., Парфентьева О.И., Козлов А.В., Журавлева Ю.С., Косякова Е.В., Карелина Е.Э., Кетлерова Е.С., Сонькин В.Д. Полиморфизм гена UCP2 реципрокно ассоциирован с аэробной и анаэробной производительностью у спортсменов // Физиология человека. 2018. — Т. 44. № 6. — С. 79-85. Версии: Human Physiology. 2018. -Т. 44. № 6. — С. 673-678.
  4. Козлов А.В., Якушкин А.В., Андреев Р.С., Ваваев А.В., Юриков Р.В., Сонькин В.Д. Метод определения анаэробного порога по динамике ЧСС в процессе работы и восстановления при выполнении теста нарастающей мощности до отказа // Физиология человека. 2019. — Т. 45. № 2. — С. 78-86. Версии: Human Physiology. 2019. — Т. 45. № 2. — С. 180-187.
  5. Козлов А.В., Сонькин В.Д. Инфракрасная тепловизионная диагностика подкожных термогенераторов несократительного теплообразования // Физиология человека. 2019. — Т. 45. № 6. — С. 86-102.
  6. Левушкин С.П., Сонькин В.Д. Возрастные изменения физической подготовленности населения Российской Федерации по данным выполнения нормативов комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. 2019. — № 1. — С. 89.
  7. Пушкина Т.А., Левушкин С.П., Сонькин В.Д. Изменения анаэробной производительности спортсменов после 2 недель приема препарата супероксиддисмутазы из растительного сырья // Теория и практика физической культуры. 2019. — № 4. — С. 53.
  8. Пушкина Т.А., Сонькин В.Д., Левушкин С.П. Изменение специальной работоспособности футболистов после курсового приема пищевой добавки, содержащей супероксиддисмутазу// Теория и практика физической культуры. 2020. — № 9. — С. 81.
  9. Bondareva E., Parfentieva O., Son’kin V. Influence of the -3826A/G polymorphism UCP1 (RS1800592) and physical activity on obesity-related traits in russian females with different level of physical activity // Proceedings of the 8th International Conference on Sport Sciences Research and Technology Support (icSPORTS 2020). 2020. – р.156-160
  10. Лапицкая Е.М., Сонькин В.Д., Левушкин С.П. Сравнение показателей двигательной подготовленности учащихся общеобразовательных школ 10 регионов России с нормативами комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. 2021. — № 2. — С. 78.
  11. Сонькин В.Д., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Орлов К.В., Левушкин С.П. Возрастная динамика двигательных возможностей школьников 8-17 лет по данным популяционного исследования // Человек. Спорт. Медицина. 2021. — Т. 21. № 1. — С. 71-79.
  12. Лях В.И., Левушкин С.П., Сонькин В.Д., Скоблина Н.А. Тенденции изменений показателей физического развития детей, подростков и молодежи в конце ХХ века и начале ХХIвека (обзор) // Теория и практика физической культуры. 2021. — № 11. — С. 56-59.
  13. Орлова Е.А., Тарасова О.С., Сонькин В.Д., Боровик А.С. Влияние возраста на барорефлекторную синхронизацию артериального давления и частоты сердечных сокращений при пассивной ортопробе // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2021.- Том 55. № 1, — С. 46-50.
  14. Козлов А.В., Ваваев А.В., Якушкин А.В., Лаптев А.И., Юриков Р.В., Сонькин В.Д.Удельная интенсивность физиологических затрат при циклической работе различной мощности // Физиология человека. 2022. – Т. 48. №1. — С. 18-25
  15. Сонькин В.Д., Левушкин С.П., Парфентьева О.И., Соловьева Е.В. Метод индексов в анализе физической подготовленности // Теория и практика физической культуры. 2022. — № 4. — С. 82-83.

Статьи в журналах, индексируемых РИНЦ:

  1. Левушкин С.П., Сонькин В.Д., Изаак С.И. Оценка готовности детей, подростков и молодежи к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. — № 5. — С. 19-22.
  2. Бондарева Э.А., Парфентьева О.И., Сонькин В.Д. «Бережливый» генотип: ожирение или спортивный успех // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2017. — № 3. — С. 56-67.
  3. Левушкин С.П., Войтенко Ю.Л., Малахов М.И., Парфентьева О.И., Сорокин С.А., Сонькин В.Д. Факультативные функциональные возможности: холодовая стимуляция работоспособности // Экстремальная деятельность человека. 2017. — № 3 (44). — С. 22-29.
  4. Левушкин С.П., Сонькин В.Д., Платонова Р.И. Сравнительная характеристика динамики развития двигательных качеств у детей школьного возраста из разных регионов Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. — № 6. — С. 22-24.
  5. Левушкин С.П., Сонькин В.Д. Сравнительный анализ физической подготовленности школьников различных регионов Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. — № 1. — С. 66-68.
  6. Пушкина Т.А., Левушкин С.П., Малахов М.И., Сонькин В.Д. Влияние курсового приема супероксиддисмутазы на параметры аэробной и анаэробной производительности квалифицированных спортсменов // Спортивная медицина: наука и практика. 2019. — Т. 9. № 1. — С. 47-54.
  7. Пушкина Т.А., Сонькин В.Д., Левушкин С.П. Влияние комплексного антиоксидантного продукта, содержащего супероксиддисмутазу, на различные виды физической работоспособности спортсменов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. — № 3 (33). — С. 88-96.
  8. Лях В.И., Левушкин С.П., Сонькин В.Д. Мировые тенденции развития системы физического воспитания в общеобразовательной школе // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. — Т. 22. № 1 (22). — С. 12-19.
  9. Сонькин В.Д., Васильева Р.М., Орлова Н.И., Пронина Т.С. Результаты популяционного мониторинга физического состояния детей 6-7 лет в регионах Российской Федерации. Сообщение 2. Моторное развитие // Новые исследования. 2020. — № 1 (61). — С. 46-56.
  10. Орлова Н.И., Васильева Р.М., Колесов А.Д., Сонькин В.Д., Пронина Т.С. Особенности температурной реакции кожи на перемежающееся действие холода и физической нагрузки у подростков-спортсменов 13-16-летнего возраста // Новые исследования. 2020. — № 2 (62). — С. 63-73.
  11. Пушкина Т.А., Сонькин В.Д., Левушкин С.П. Влияние комплексного антиоксидантного продукта, содержащего супероксиддисмутазу, на различные виды физической работоспособности спортсменов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. — № 3 (33). — С. 8-96.
  12. Малахов М. И., Сонькин В. Д., Войтенко Ю. Л. Функциональные изменения периферической крови у пловцов под воздействием шестинедельной тренировки с применением дыхательных тренажеров //Вестник Московского городского педагогического Университета, серия «Естественные науки». 2020. — №4(40). — С. 8 – 15.
  13. Орлова Н.И., Васильева Р.М., Пронина Т.С., Сонькин В.Д. Особенности физического развития детей 5-6 лет г. Реутов Московской области // Новые исследования. 2021. — № 1 (65). — С. 50-61.
  14. Парфентьева О.И., Бондарева Э.А., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Сонькин В.Д.Факторы, влияющие на моторное развитие современных детей 5 – 10 лет // Российский журнал физической антропологии. 2022. — № 1. – С. 7 – 34.

Алгоритмы, патенты, компьютерные программы, методики

  1. Козлов А.В., Якушкин А.В., Андреев Р.С., Ваваев А.В., Юриков Р.В., Сонькин В.Д. Метод определения анаэробного порога по динамике ЧСС в процессе работы и восстановления при выполнении теста нарастающей мощности до отказа // Физиология человека. 2019. — Т. 45. № 2. — С. 78-86.
  2. Козлов А.В., Сонькин В.Д., Якушкин А.В. Метод исследования активности подкожных термогенных структур при действии стимулов разной модальности // Физиология человека. 2017. – Т. 43, № 6. — С. 124–134.
  3. Сонькин В.Д., Корниенко И.А., Богатов А.А. Способ эргометрической оценки физической работоспособности и описания индивидуальной структуры энергообеспечения мышечной деятельности: Патент РФ на изобретение № 2251967, с приоритетом от 02 июля 2002 г., (заявка №2002117373, зарегистрировано в Гос. реестре изобретений РФ 20 мая 2005 г.)
  4. Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Сонькин В.В. Компьютерная экспертная система «Валеология школьника». АРМ учителя физкультуры. — Москва: НВФ ОНИКС, 1997. – 87 с.
  5. Изаак С.И., Сонькин В.Д. Определение конституциональной принадлежности юношей 17-20 лет методом распознавания образов. — Теория и практика физической культуры. 1996 — №9. — С. 40-44.
  6. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Воробьев В.Ф. Эргометрическое тестирование работоспособности. — Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. — Сб. научных трудов / М.:ВНИИФК, – С. 68 – 86.

Научно-популярные издания

  1. Сонькин В.Д. Растем сильными и выносливыми — М.: Знание, 1987.- 96 с.
  2. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., В.Д. Сонькин. Физиология школьника — М: Педагогика,1990. – 49 с.
  3. Уткин В.Л., Бондин В.И., Островский Г.Л., В.Д. Сонькин. Атлас физических упражнений для красоты и здоровья. — Ростов: Университет, 1990. – 69 с.
  4. Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребенка / Серия «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития». – М.: «Вентана-Граф», 2002.- 56 с.
  5. Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре / Серия «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития». – М.: «Вентана-Граф», 2002.- 56 с.
  6. Зайцева В.В. Полные и худощавые дети: Брошюра для родителей и педагогов. Серия ««Ваш ребенок: азбука здоровья и развития». — М.: Вентана-Граф, 2004. — 2,0 п.л. – 5000 экз.
  7. Сонькин В.Д. Законы правильного питания. Брошюра для родителей и педагогов. /Серия «Ваш ребенок: Азбука здоровья и развития». — М.: Вентана-Граф, 2004. — 40 с.
  8. Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Такие разные дети: шаги физического развития. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 288 с.
  9. Сонькин В.Д. Законы растущего организма. Серия «Наука быть здоровым» — М.: Просвещение, 2007. – 160с.

 

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.