Продолжительность урока имеет большое значение для эффективности обучения. Исследования показывают, что оптимальное время для урока составляет примерно 40-45 минут. В этом временном интервале ученики могут поддерживать концентрацию и восприятие информации на высоком уровне.
Основываясь на том, что период утомления школьника начинается на 46-й минуте, проводить уроки по 40-45 минут стал Ян Амос Каменски (чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви), автор «Великой дидактики», экспериментальным путем доказал, когда следует уже отдохнуть и отвлечься.
Продолжительность академического часа регламентируется Санитарными правилами и нормами. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
СанПиН устанавливает время урока не более 45 минут и 40-минутные занятия не будут являться нарушениями.
Федеральные санитарные (гигиенические) правила (нормы) в России разрабатываются авторами и рецензируются в профильных НИИ и учреждениях Минздрава России и других ведомств на основе научно-исследовательских работ, утверждаются постановлением Главного государственного санитарного врача.
При проведении исследований на детях было выяснено, что, сосредоточиться и работать на пике когнитивной активности дети могут минут 15-20 не более, после чего их желательно переключить на менее напряжённую деятельность, желательно с участием скелетных мышц. Например, на выполнение заданий, где нужно писать.
Ну, а после 45 минут, продуктивность работы мозга совсем падает, поэтому чтобы мозг отдохнул, каждые 45 минут делают перемены.
Исследованиями ученых, с учетом разных параметров, физиологических и психологических, и была определена норма урока в 45 минут.
Степень утомляемости, степень восприимчивости, способность находиться в диалоге определяется этой нормой. В начальной школьной урок продолжается меньше. Учителям достаточно именно 45 минут, чтобы не только проверить знания детей, но и рассказать им новый материал (опрос, повторение, изучение нового материала, закрепление нового материала).
Требования к организации образовательного процесса текст заголовка
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведение внеурочной деятельности
Образовательная дневная и недельная нагрузка (расписание уроков) распределяется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами. Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в среду или в четверг.
Работоспособность учащихся чрезвычайно изменчива на протяжении дня, недели и каждого учебного года и зависит от множества факторов:
к внутренним факторам относятся:
- генетические;
- состояние здоровья;
- нарушения развития в раннем периоде;
- сформированность высших психических функций и др.
к внешним факторам относятся:
- социокультурные;
- экологические;
- психолого-педагогические условия.
Изучая изменение умственной работоспособности учащихся во время урока, учебного дня, недели, года физиологи выявили несколько закономерных периодов:
1 период – врабатывание
2 период – устойчивой работоспособности
3 период – утомление.
Так в начале 1 урока происходит врабатывание, к концу которого наступает фаза устойчивой работоспособности, которая длится 2-3 урока.
Для поддержания умственной работоспособности на оптимальном уровне необходимо чередовать различные виды деятельности, вводить физкультминутки и т.п.
Показатели работоспособности включают энергетический уровень, концентрацию, выносливость и эффективность работы.
К факторам утомления можно отнести ритм, в котором производится работа, величина нагрузки. Неинтенсивная работа быстрее вызывает наступление утомления. Учащиеся утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.
Шум, недостаточная освещённость, повышенная температура и духота помещения также оказывают неблагоприятное воздействие на работоспособность и способствуют развитию утомления.
У большинства первоклассников устойчивость внимания сохраняется лишь в течение первого урока, а затем неуклонно снижается; то при обучении во втором классе динамика внимания в течение дня выглядит по-другому. У большинства детей пик его активности, наиболее высокая работоспособность приходится на второй — третий уроки, на 4-м уроках она уменьшается.
У учащихся старших и средних классов повышение работоспособности наблюдается на 2-м и 3-м уроках, на 4-м она снижается, на 5-м, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением ее на 6-м уроке.
Для предупреждения утомления и поддержания умственной работоспособности режим учебного дня, в том числе во время учебных занятий, должен включать различные формы двигательной активности. В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, самые трудные для освоения уроки должны начинаться со второго урока. Этот факт с связан закономерностью периодов умственной работоспособности.
Имеет ли смысл делать уроки более коротким? 40-45 минут — оптимальное время, в которое можно вместить изучение одной темы по программе и решение тренировочных заданий. За 20-30 минут учителя, порой, только рассказывают новый материал, а детям нужно его еще и закрепить, учителю надо бы еще и на вопросы ответить.